Наталья Ибагишева
Конспект ООД по звуковой культуре речи «Звук [И]» для детей младшего дошкольного возраста
Программное содержание:
1) развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей;
2) работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков [а, о, у, и] в словах;
3) способствовать чёткому и правильному произнесению звука [и] в словах, звукоподражаниях, учить произносить его более длительно; [динь]-[динь]! [динь]-[динь]! [cинь-синь-синь]
4) развивать речевое дыхание и силу голоса. Обогащать словарный запас.
5) улучшать общую моторику и двигательные функции рук;
Публикация «Конспект ООД по звуковой культуре речи „Звук [И]“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
6) развивать чувство темпа и ритма;
7) обогащать словарный запас.
Предварительная работа:
уточнение положения органов артикуляции при произнесении звуков [а], [о], [у], [и]; разучивание стихов и потешек на эти звуки; игры «Сдуй листок», «Загони ватный шарик в ворота»; «Сдуй пушинку»; игры «Солнце и дождик» «Ирина, ты сейчас в лесу»; «Угадай, кто поет?», «Голоса птиц», «Звуки», разучивание темпо-ритмических упражнений.
Методические приёмы:
игры: «Кто умеет улыбаться?», «Угадай, кто поёт?», артикуляция, произношение звука [и];
физкультминутка «Мы снежочки в ручки взяли и немного поиграли»
упражнение на дыхание «Дуем на снежинки» или «Дуем в трубочку в мешке Снежная буря»
дидактические упражнения: «Чудесная шкатулка».
Материал: картинки человечка – язычка, язычка в домике, лягушки и слоника для артикуляционной гимнастик, кукла, волшебный сундучок с предметными картинками (снеговик, сани, палки, коньки, мишка, улитка - на звук [и], видео о синице, синица; стрелки вверх – вниз; колокольчик;
пение синицы: тихо – громко, оригами синицы большая и маленькая, снежки, ключ и сундучок.
Содержание занятия
1. Артикуляционная гимнастика. Игра в кругу «Подари улыбку»
-Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Подарите друг другу хорошее настроение. К нам в гости пришел Язычок. Где живет Язычок?
+Язычок живёт в домике, домик язычка наш рот.
-Когда мы радуемся, когда у нас хорошее настроение, мы улыбаемся. Вот так (показ). Зубы не дают язычку выбежать, образуют заборчик. А теперь вы улыбнитесь (следить, чтобы у всех были видны зубы, а я посмотрю, умеют ли ваши зубы строить высокие заборчики (следить, чтобы у всех были видны зубы). (Упражнение после небольшого отдыха повторяется).
-Улыбаемся, как лягушки, теперь улыбаемся, как слоники (чередование 2-3 раза)
-Давайте мы улыбнёмся, сделаем вдох и споём песенку улыбки все вместе:
-А картинки со стрелками вверх и вниз нам в этом помогут. Если стрелка смотрит вниз, то поём песенку улыбки - тихо, если стрелка смотрит вверх, то поём песенку улыбки – громко.
1) хором и-и-и-и-и-и
2) тихо и-и-и-и-и-и
3) громко и-и-и-и-и-и
-А теперь каждый споёт эту песенку, а другие послушают.
2. Сюрпризный момент. Игра «Приветствие друг друга»
-Стук в дверь. Приходит кукла Инна.
-Ребятки, кто это к нам в дверь стучится?
-Ребятки, сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Инна.
-Как зовут куклу? В имени Инна тоже есть песенка улыбки.
+Инна.
-А как мы её ласково назовём?
+Инночка.
-Давайте, мы её поприветствуем.
+Здравствуй, Инночка.
-Будем приветствовать друг друга, называя имя ласково к тому, к кому обращаемся и звенеть в
колокольчик, произнося песенку колокольчика: [динь]-[динь]. В песенке колокольчика тоже есть песенка улыбки.
+Здравствуй, Инночка! [динь]-[динь]! [динь]-[динь]!
+Здравствуй, Мишенька! [динь]-[динь]! [динь]-[динь]!
(Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик)
-Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведём
вместе. Пусть вам он принесёт радость и много новых интересных впечатлений.
3. Речевоеое упражнение «Ма – ма – ма – на улице зима»
-А теперь сядем на стульчики. (Беседа по картине «Инна катится с горы»)
-Ребята, давайте, вместе с Инной вспомним, какое сейчас время года?
+Зима. Ма – ма – ма – на улице зима.
-Какая погода зимой? Ой – ой – ой – холодно зимой.
+Погода зимой холодная, морозная.
-А чтобы Инночка зимой на улице не замерзла, она любит кататься с горы.
-Когда Инна катиться с горы, как она радуется? (И-и-и Инна катиться с горы, а ну-ка, погляди)
И-и-и, ну – ка, Инночка держись, покатились санки вниз.
Ма – ма – ма – на улице зима.
Ой – ой – ой – холодно зимой.
И-и-и, ну – ка, Инночка держись, покатились санки вниз.
(И-и-и Инна катиться с горы, а ну-ка, погляди)
4. П/И «Снежки»
-Мы снежочки в руки взяли и немного поиграли, и немного покидали (музыка)
5. Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку»
-Верно. Ребята на дворе у нас зима. Погода зимой холодная, морозная, снежная, ветряная.
-А ветер зимой, то тихий – слабый, то сильный – вьюжный. Каждый из вас возьмите снежинку, и покажите ветер сначала слабый, затем сильный. Вернём снежинки на стол.
6. Музыкальная загадка «Пение синицы» (прослушивание песни синицы)
-И вместе с ветрами приходит снежная погода (иллюстрация снежной зимы). Снег кругом: на крышах домов, на полях, лугах, на деревьях. И в зимнее снежное время года из леса к нам в город прилетают птицы синицы. Инна за ними ухаживает с подругами, кормит семечками, крошками хлеба (фото синицы, синицы на кормушке)
-Когда Инна кормит синиц, они благодарят её и поют тихо: «Синь-синь-синь»
- Послушайте.
-Как только птицы наелись, они радуются и поют громко: «Синь-синь-синь»
-Послушайте.
7. Д/И «Синицы поют тихо и громко»
-Поиграем в игру «Тих - громко». Маленькая синица означает – тихо, будем петь песенку синички тихо, большая синица означает – громко, будем петь песенку синички громко.
8. Д/И «Волшебный сундучок с картинками на звук [и]»
-Давайте, поиграем с Инной ещё в одну игру. Перед вами волшебный сундучок. А чтобы открыть сундучок, нам нужен КЛЮЧ. Это слово должны произнести так, чтобы в слове КЛЮЧ появилась песенка улыбки: КЛЮЧИК. Вот и сундучок открылся. Посмотрим, что же лежит в этом сундучке?
-Картинки, не простые. В этих картинках живёт песенка улыбки [и] (снеговик, сани, коньки, мишка)
9. Итог.
-Ребята, какую песенку научился петь наш язычок? +Песенку улыбки [и].
-Как поет колокольчик? +[динь]-[динь]! [динь]-[динь]!
-Как поет синица? +«Синь-синь-синь»
-Инночке сегодня понравилось, как вы пели песенку улыбки. Молодцы. До свидание!
10. Рефлексия.
-Что понравилось? Что получилось?