Лариса Тюрина
Конспект ООД по экспериментированию в младше-средней группе «Воздух-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие_ задачи:
- упражнять в наблюдательности за окружающей средой;
- закрепить представления детей о воздухе, его свойствах;
- учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;
- продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Публикация «Конспект ООД по экспериментированию в младше-средней группе „Воздух-волшебник“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Развивающие_ задачи:
-развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
-создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
-способствовать формированию по развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные_ задачи:
-воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
-воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Словарная работа:
обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, прозрачный, бесцветный, без запаха, грустный, весёлый, большой, маленький; лаборатория, опыты, эксперименты.
Материалы и оборудование:
-воздушные шары;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- «весы»;
- 2 тазика с водой, стеклянные шарики (по количеству детей);
-трубочки, листочки, кисточки, гуашь.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями.
Воспитатель:
А для этого давайте превратимся с вами ненадолго в учёных, согласны?
(Да, согласны.)
Закройте глазки. «Эни-бэни-раба» (хлопок в ладоши,
и мы теперь не девочки и не мальчики, мы теперь учёные!
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
(Воздух)
Правильно, это-воздух. Вот его мы с вами и будем исследовать сегодня.
Воспитатель:
Проходите, пожалуйста в лабораторию, посмотрите какая у нас с вами лаборатория приготовлена и как красиво я ее украсила.
Ребята, а чем я ее украсила?
(Шариками)
Воспитатель:
Правда красивые шарики?
(Да, красивые. А один грустный, вялый.)
Но почемуто один из них какой то грустный… Как вы думаете, что надо сделать, чтобы шарик снова стал веселым?
(Надо его надуть)
Эксперимент №1.
Воспитатель:
Да, надуть! Давайте попробуем надуть весёлые шарики! Подходите, господа ученые, надувайте шары! Разбирайте!
(дети берут по одному шарику и надувают его).
Вы же ученые, не у всех сразу все получается. Ученые тоже много испытывают, ищут, пробуют, и только после этого появляется какой то результат. Вот какие веселые шарики у нас получились!
Воспитатель:
Господа учёные, скажите пожалуйста, а как у нас из маленького грустного шарика получился такой веселый большой шар?
(Потому что мы его надули воздухом. (другие ответы детей).)
Мы его надули воздухом? А как он туда попал?
(Воздух в шарик через нас попал.)
Потому что внутри нас есть воздух.
Воспитатель:
Правильно, внутри нас есть воздух.
Давайте наберем его!
(дети делают глубокий вдох-выдох 2 раза).
Открытие №1.
Мы сделали первое научное открытие! Какое?
(Мы сделали открытие, что внутри нас есть воздух)
Воспитатель:
Надо это открытие отметить схемой.
(на доске картинки с изображением действий, соответствующих открытию).
(дети выбирают нужную картинку из предложенных и ставят ее первой).
Эксперимент №2.
Воспитатель: А нас ждут новые открытия, господа учёные! Мы теперь знаем, что внутри нас есть воздух, а вокруг нас есть воздух?
(Да, вокруг нас есть воздух.)
Давайте попробуем его поймать!
(ловим воздух руками).
Где же он? Как же нам его поймать?
(дети пытаются ловить воздух руками и понимают, что ничего поймать не удается.)
Воспитатель: Нам помогут пакеты! Разбирайте пакеты, господа учёные!
(дети берут по одному пакету и «набирают» в него воздух).
Зажали пакет! Кто поймал?
(Я поймал! Я поймала! (ответы).)
Воспитатель: Посмотрите, сколько мы воздуха поймали! На что похожи наши пакеты теперь?
(На подушку, на котенка с ушами, на шарики (и другие ответы детей).)
Воспитатель: Давайте посмотрим, воздух имеет какой-нибудь цвет?
(Нет, воздух не имеет цвет.)
Значит он какой?
(Он прозрачный, бесцветный.)
Воспитатель: А давайте его понюхаем.
(дети нюхают воздух в пакете).
Что-нибудь почувствовали? Имеет воздух запах?
(Нет, он не пахнет ничем.)
Получается, что воздух какой?
(Получается, что воздух без запаха.)
Воспитатель: Выпустите воздух, пускай летит!
(вытряхнули пакетики).
Какой стал пакетик?
(Пакет стал плоским, маленьким.)
Кладем пакеты на стол.
Открытие №2.
Воспитатель: Господа учёные, давайте наше второе открытие отметим на схеме.
(дети выбирают нужную картинку из предложенных и ставят ее второй по порядку).
О том, что воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха.
Эксперимент №3.
Воспитатель:
Молодцы! Давайте продолжим наши испытания! Согласны?
(Да, согласны)
Воспитатель:
Воздух мы с вами ловили. А кто-нибудь почувствовал сколько он весит?
(Нет, да (разные ответы детей).)
Давайте посмотрим какие интересные весы есть в нашей лаборатории.
(дети подходят к «весам», на которых висят надутые шары по два).
Что висит у нас на этих замечательных весах?
(Шарики.)
Обратите внимание, шарики перевешивают друг друга или они уравновешены?
(Уравновешены.)
Воспитатель:
Давайте попробуем один шарик проткнуть? И посмотреть, что получится.
(дети протыкают по одному шарику, и наблюдают как надутый шарик перевешивает по весу проткнутый, т. е. пустой)
Воспитатель:
Теперь посмотрим на наши весы, что произошло? С той стороны, где остались надутые шарики, что с весами стало?
(Весы, с той стороны, где остались надутые шарики, перевесили.)
Воспитатель:
Значит воздух имеет вес или нет?
(Да, воздух имеет вес)
Конечно, воздух имеет вес! Шарик с воздухом тяжелее, чем сдутый шарик, и весы опустились!
Господа ученые, кто еще не лопнул шарик? Прошу! Все шарики лопнули. И весы у нас…что сделали?
(Весы уравновесились.)
Открытие №3.
Воспитатель:
Нужно обозначить наше третье открытие схемой.
(дети выбирают картинку из предложенных и ставят ее третьей по порядку).
Воздух имеет вес!
Эксперимент № 4.
Воспитатель:
А мы забыли про наши красивые веселые шарики. Давайте их возьмем. Приглашаю вас еще к одному столу нашей лаборатории.
(дети берут свои надутые шарики и подходят к столу с двумя тазиками с водой).
Воспитатель:
Что вы видите здесь? Что тут приготовлено?
(Маленькие шарики, они не воздушные.)
Да, это стеклянные шарики, возьмите по одному. Попробуйте опустить их в воду. Что с ними произошло?
(Шарики быстро утонули.)
Вы же ученые, надо несколько раз провести опыт, опускайте шарики еще раз в воду, чтобы убедиться.
Воспитатель:
А давайте теперь попробуем утопить наши воздушные шарики.
(Давайте. (дети опускают в воду воздушные шары.)
Что происходит с ними?
(Они не тонут! Они плавают на верху. Потому что они воздушные.)
Почему?
(Воздух легче воды.)
Воспитатель:
Но ведь воздух имеет вес! По сравнению с водой воздух… тяжелее или легче? Конечно легче воды, поэтому он не дает утонуть шарику.
Открытие № 4.
Воспитатель:
Воздух легче воды.
-Давайте обозначим наше новое открытие схемой.
(дети выбирают картинку из предложенных и ставят ее четвертой по порядку).
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Обобщение, итоговые выводы.
Воспитатель:
Господа учёные, приглашаю вас к нашему стенду.
Давайте вспомним, какие же открытия мы сегодня сделали?
( Дети перечисляют открытия:
воздух есть внутри нас,
воздух есть вокруг нас.)
Какой он?
(Без запаха, без цвета.
Воздух имеет свой….вес.
Воздух легче воды.)
Воспитатель:
Вам понравилось быть учеными?
(Да)
Хорошо. Спасибо вам всем за помощь.
Превращаемся обратно в ребят?
(Да.)
Тогда закройте глазки.
«Эни-бэни-раба»
(хлопок в ладоши,
и мы теперь снова девочки и мальчики в нашем детском садике!
Разбираем свои шарики и будем ими играть!
Воспитатель:
Ребята, в заключении нашего путешествия, хотите порисовать?
(Да)
А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух многое может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочку подуем-
Капельки раздуем.
Воспитатель:
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски и берем трубочки для коктейля.
Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу в разные стороны.
Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны ножки. Ребята, на что это похоже? Вам нравится? (ответы детей).
Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Вот, ребята, оказывается, с помощью воздуха, можно даже рисовать.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!