Чистова Наталья Александровна
Конспект ОД по экологическому воспитанию «Путешествие Маклая» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование экологической сказки является ведущим методом в работе с детьми. А полюбившиеся детям персонажи оживают и увлекают в совместную увлекательную деятельность.
Маклай - это знакомый детям персонаж сказки Н. А. Рыжовой, который полюбился детям своими интересными приключениями и часто присутствует как персонаж в игровой деятельности по экологическому воспитанию. Конспект данного занятия основан на экологической сказке Н. А. Рыжовой «Кто на дубе живёт».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
Использование мультимедийной презентации позволяет смоделировать ситуацию экологической взаимосвязи в природе с присутствием игрового персонажа на протяжении всего занятия.
На протяжении этапов совместной деятельности дети используют ранее полученные знания о жизни животных, им даётся возможность активно рассуждать, высказывать своё мнение, вовлекаясь в экспериментальную деятельность - самостоятельно делать выводы.
Тема: «Приключение Маклая».
Воспитатель : Тихонова Наталья Александровна
2017 год
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Физическое развитие»
• «Социально-коммуникативное развитие»
Цель:
Формирование представлений детей о взаимосвязях, существующих в природе.
Задачи.
Образовательные:
Расширять знания детей о жизни животных и растений, о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга, пополнять словарный запас: подземные жители, взаимосвязаны, невидимый, желудь, землеройка, медведка, сойка.
Развивающие:
Развивать речь детей через формирование умений формулировать ответы на вопросы воспитателя, составляя рассказ по мнемотаблице. Стимулировать познавательный интерес воспитанников при проведении опытов, умение делать выводы.
Воспитательные :
Воспитывать экологическое мировоззрение, способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности.
Воспитывать бережное отношение к природе, осознание значимости деревьев в жизни живых существ, свою ответственность за состояние окружающей среды.
Предварительная работа:
Цикл подготовительной работы по накоплению представлений о лесе и его обитателях: наблюдения на прогулке, экскурсиях, беседы о жизни деревьях и животных, рассматривание иллюстраций, картин с изображением леса. Чтение художественной литературы: И. Толмакова «Дуб», Л. Эрадзе «Желудь и дуб», Н. Субботина «Могучий, сильный…», экологические сказки и рассказы Н. А. Рыжовой «Не просто сказки».
Проведение исследовательских опытов с водой, воздухом.
Дидактические игры: «Ящик ощущений», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт», «Цепочка».
Проведение экологической акции «Берегите лес!».
Материал и оборудование:
Видеопрезентация, мнемотаблица «Воздух», картинки с изображением животных, желуди, ящик ощущений, атласные ленты, плакат «правила при проведении опытов».
Для каждого ребё нка: пластиковые ёмкости для почвы и воды, почва, вода, трубочки для коктейля, влажные салфетки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Вместе с воспитателем проходят в центр групповой комнаты.
Воспитатель : Дети, дружно в круг вставайте,
Про печали забывайте!
Если каждый улыбнется, утро доброе начнётся!
Дети и воспитатель улыбаются друг другу.
Воспитатель : Какие у вас лучезарные улыбки, и я рада дарить вам свою улыбку.
Интересные дела ждут сегодня нас с утра!
Раздаётся звук «Мяу!» и на экране появляется кот.
Воспитатель : Ребята, кто это?
Ответы детей: кот Маклай, который любит путешествовать, с которым происходят разные интересные истории…
Воспитатель : Да, это Маклай. Вы хотите узнать, что с ним приключилось?
Ответы детей: Да.
Воспитатель : Присаживайтесь поудобнее.
Дети садятся перед монитором.
Однажды кот Маклай пошел гулять и остановился около дерева.
«Какое большое дерево» - подумал кот, «Интересно как оно называется?»
А вы ребята, можете назвать это дерево?
Дети: Дуб.
Воспитатель : Вдруг земля возле его ног зашевелилась и из нее показался кто-то.
Вы узнали, ребята, этого гостя?
Ответы детей.
Воспитатель : «Кто ты?» - спросил Маклай. «И откуда ты взялся?»
«Я живу под землей, я крот. Ой, как тут светло и жарко.» И крот исчез.
Кот Маклай задумался, а разве под землей кто-то живет?
Ребята, а вы знаете подземных жителей?
Ответы детей.
(землеройка, мышь, медведка, муравей)
Воспитатель : «Чем же дышат все они под землей? Ведь нам всем для жизни нужен воздух,» - задумался кот.
Вы согласны с котом? А у нас здесь есть воздух? Докажите мне.
(можно помахать и почувствовать)
Какой он, воздух? Расскажите.
С помощью мнемотаблицы дети рассказывают о воздухе-он невидим, по воздуху распространяются звуки, запахи, воздухом можно наполнить шар, лодку и др.)
Воспитатель : Молодцы, а все-таки мне хочется увидеть воздух, как же это сделать с помощью трубочки и воды? давайте вспомним этот опыт.
Ответы детей.
Воспитатель : Садитесь за стол. Ребята, вы помните правила, которые нужно соблюдать при проведении опытов? Если кто-то забыл, обратите внимание на напоминающий плакат.
Выпрямите спины, не сутультесь, прежде чем приступить к работе поблагодарим руки и пальчики, за то, что помогают нам работать аккуратно, ловко, умело. Погладьте ладони, погладьте каждый пальчик.
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко,
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
Дети дуют в стакан с водой, наблюдают пузырьки.
Воспитатель : Что мы сделали? Что наблюдали? Какой вывод можно сделать?
Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы. Мы доказали, что здесь есть воздух и даже его увидели. А, как вы думаете, в земле есть воздух? Как это проверить?
Ответы детей.
Воспитатель : Давайте проверим.
Дети и воспитатель опускают комочки земли в воду, рассматривают пузырьки.
Воспитатель : Какой мы сделаем вывод?
Ответы детей.
Воспитатель : Да, в почве есть воздух, им дышат подземные жители.
Вытирают руки салфетками.
Воспитатель : Вернемся к нашему коту Маклаю.
Воспитатель приглашает детей сесть на стулья перед монитором.
Воспитатель : Наш котик стал внимательно смотреть вокруг. И вот он услышал, что к дереву приближается странное животное. Какое?
Ответы детей: кабан.
Воспитатель : Как вы думаете, зачем он пришел к дубу? Да, он так и сказал Маклаю.
Вдруг кот услышал какой-то звук (звук-стук дятла, он сидит на дереве. А зачем дятел прилетел к дубу?
Ответы детей.
Воспитатель : (слышен звук-сойки) А это что за птица? Чего хочет она?
Ответы детей.
Воспитатель : Белка-что она может делать на дубе?
Кого вы еще видите на дубе? Почему все эти животные оказались у этого дерева?
Ответы детей.
Воспитатель : Вывод -здесь много пищи. Можно спрятаться, сделать домик-дупло.
Да, дерево-это дом для многих обитателей леса.
Я предлагаю поиграть. Возьмите картинки животных и подумайте, нужен ли им дуб? Зачем? Если да, то возьмите ленточку от дуба, а я буду дубом.
Дети выбирают картинку и берут ленточку в руку, оказываясь связанными между собой и дубом.
Воспитатель : Вот так в природе все взаимосвязано, все друг другу нужны.
Лишних у природы нет,
Каждый дубу в чём-то друг,
Дуб для всех и все для дуба,
И замкнулся дружбы круг.
Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если дуб спилить? Что же произойдет? (воспитатель развязывает ленту, которая всех связывала).
Ответы детей. (Кабану не будет желудей, белке негде строить домик, гусенице нечего есть и тогда из нее не получится бабочка)
Воспитатель :
Да, дуб нужен многим.
Присаживайтесь на места. Кот понял, что дуб нужен животным.
А животные нужны дубу? Зачем? Задумался кот Маклай и пошел домой.
А что скажете вы?
Ответы детей.
Воспитатель : Посмотрите, сойка взяла желудь и понесла его, упал желудь в землю и о чудо -родился маленький дубок.
Посмотрите.
(Дети и воспитатель просматривают видеоролик о росте дуба из желудя).
Воспитатель : Вот так животные помогают деревьям расселяться на всей земле. Давайте и мы представим, как рождается дуб. Повторяйте движения за мной.
Физкультминутка «Дубочек» :
Спелый жёлудь, как клубочек,
А в клубочке том дубочек.
(Дети и воспитатель сидят на корточках, сгруппировавшись)
Поднимается росточек,
(Начинают медленно подниматься и выпрямляться)
К солнцу тянется дубочек.
(Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
Раскрывает два листочка.
Два листочка у дубочка.
(Опускаются на всю стопу, разводят руки в стороны)
Ветер листики качает,
(Покачивают над головой поднятыми вверх руками)
Теплый дождик умывает,
("Умываются")
И дубочек подрастает,
Подрастет и дубом станет.
(Кружатся на месте, подняв руки вверх)
Воспитатель : Какие вы молодцы! А Кот Маклай оставил нам подарок. Он здесь, в этом ящике. Как вы думаете, что там может быть?
Предположения детей.
Воспитатель : Интересно, получится у нас отгадать с помощью ощущений?
Один ребенок опускает руки в ящик ощущений. Воспитатель и дети задают вопросы:
Предмет один или много? Сколько? Это твердый предмет или мягкий, он круглый? Он длинный? Как ты думаешь, что это?
Открывают ящик. В нем желуди.
Воспитатель : Желуди -плоды дуба. Что можно с ними сделать?
Ответы детей.
Попробуем посадить их в землю? Интересно, вырастет ли у нас дуб?
О чем мы сегодня говорили на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель : Да. Молодцы. В природе все друг другу нужны, не надо рубить деревья, надо их беречь.