Чистова Наталья Александровна
Конспект ОД по экологическому воспитанию «Путешествие Маклая» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование экологической сказки является ведущим методом в работе с детьми. А полюбившиеся детям персонажи оживают и увлекают в совместную увлекательную деятельность.
Маклай - это знакомый детям персонаж сказки Н. А. Рыжовой, который полюбился детям своими интересными приключениями и часто присутствует как персонаж в игровой деятельности по экологическому воспитанию. Конспект данного занятия основан на экологической сказке Н. А. Рыжовой «Кто на дубе живёт».
Публикация «Конспект ОД по экологическому воспитанию „Путешествие Маклая“ для старшей группы» размещена в разделах
Использование мультимедийной презентации позволяет смоделировать ситуацию экологической взаимосвязи в природе с присутствием игрового персонажа на протяжении всего занятия.
На протяжении этапов совместной деятельности дети используют ранее полученные знания о жизни животных, им даётся возможность активно рассуждать, высказывать своё мнение, вовлекаясь в экспериментальную деятельность - самостоятельно делать выводы.
Тема: «Приключение Маклая».
Воспитатель : Тихонова Наталья Александровна
2017 год
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Физическое развитие»
• «Социально-коммуникативное развитие»
Цель:
Формирование представлений детей о взаимосвязях, существующих в природе.
Задачи.
Образовательные:
Расширять знания детей о жизни животных и растений, о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга, пополнять словарный запас: подземные жители, взаимосвязаны, невидимый, желудь, землеройка, медведка, сойка.
Развивающие:
Развивать речь детей через формирование умений формулировать ответы на вопросы воспитателя, составляя рассказ по мнемотаблице. Стимулировать познавательный интерес воспитанников при проведении опытов, умение делать выводы.
Воспитательные :
Воспитывать экологическое мировоззрение, способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности.
Воспитывать бережное отношение к природе, осознание значимости деревьев в жизни живых существ, свою ответственность за состояние окружающей среды.
Предварительная работа:
Цикл подготовительной работы по накоплению представлений о лесе и его обитателях: наблюдения на прогулке, экскурсиях, беседы о жизни деревьях и животных, рассматривание иллюстраций, картин с изображением леса. Чтение художественной литературы: И. Толмакова «Дуб», Л. Эрадзе «Желудь и дуб», Н. Субботина «Могучий, сильный…», экологические сказки и рассказы Н. А. Рыжовой «Не просто сказки».
Проведение исследовательских опытов с водой, воздухом.
Дидактические игры: «Ящик ощущений», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт», «Цепочка».
Проведение экологической акции «Берегите лес!».
Материал и оборудование:
Видеопрезентация, мнемотаблица «Воздух», картинки с изображением животных, желуди, ящик ощущений, атласные ленты, плакат «правила при проведении опытов».
Для каждого ребё нка: пластиковые ёмкости для почвы и воды, почва, вода, трубочки для коктейля, влажные салфетки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Вместе с воспитателем проходят в центр групповой комнаты.
Воспитатель : Дети, дружно в круг вставайте,
Про печали забывайте!
Если каждый улыбнется, утро доброе начнётся!
Дети и воспитатель улыбаются друг другу.
Воспитатель : Какие у вас лучезарные улыбки, и я рада дарить вам свою улыбку.
Интересные дела ждут сегодня нас с утра!
Раздаётся звук «Мяу!» и на экране появляется кот.
Воспитатель : Ребята, кто это?
Ответы детей: кот Маклай, который любит путешествовать, с которым происходят разные интересные истории…
Воспитатель : Да, это Маклай. Вы хотите узнать, что с ним приключилось?
Ответы детей: Да.
Воспитатель : Присаживайтесь поудобнее.
Дети садятся перед монитором.
Однажды кот Маклай пошел гулять и остановился около дерева.
«Какое большое дерево» - подумал кот, «Интересно как оно называется?»
А вы ребята, можете назвать это дерево?
Дети: Дуб.
Воспитатель : Вдруг земля возле его ног зашевелилась и из нее показался кто-то.
Вы узнали, ребята, этого гостя?
Ответы детей.
Воспитатель : «Кто ты?» - спросил Маклай. «И откуда ты взялся?»
«Я живу под землей, я крот. Ой, как тут светло и жарко.» И крот исчез.
Кот Маклай задумался, а разве под землей кто-то живет?
Ребята, а вы знаете подземных жителей?
Ответы детей.
(землеройка, мышь, медведка, муравей)
Воспитатель : «Чем же дышат все они под землей? Ведь нам всем для жизни нужен воздух,» - задумался кот.
Вы согласны с котом? А у нас здесь есть воздух? Докажите мне.
(можно помахать и почувствовать)
Какой он, воздух? Расскажите.
С помощью мнемотаблицы дети рассказывают о воздухе-он невидим, по воздуху распространяются звуки, запахи, воздухом можно наполнить шар, лодку и др.)
Воспитатель : Молодцы, а все-таки мне хочется увидеть воздух, как же это сделать с помощью трубочки и воды? давайте вспомним этот опыт.
Ответы детей.
Воспитатель : Садитесь за стол. Ребята, вы помните правила, которые нужно соблюдать при проведении опытов? Если кто-то забыл, обратите внимание на напоминающий плакат.
Выпрямите спины, не сутультесь, прежде чем приступить к работе поблагодарим руки и пальчики, за то, что помогают нам работать аккуратно, ловко, умело. Погладьте ладони, погладьте каждый пальчик.
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко,
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
Дети дуют в стакан с водой, наблюдают пузырьки.
Воспитатель : Что мы сделали? Что наблюдали? Какой вывод можно сделать?
Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы. Мы доказали, что здесь есть воздух и даже его увидели. А, как вы думаете, в земле есть воздух? Как это проверить?
Ответы детей.
Воспитатель : Давайте проверим.
Дети и воспитатель опускают комочки земли в воду, рассматривают пузырьки.
Воспитатель : Какой мы сделаем вывод?
Ответы детей.
Воспитатель : Да, в почве есть воздух, им дышат подземные жители.
Вытирают руки салфетками.
Воспитатель : Вернемся к нашему коту Маклаю.
Воспитатель приглашает детей сесть на стулья перед монитором.
Воспитатель : Наш котик стал внимательно смотреть вокруг. И вот он услышал, что к дереву приближается странное животное. Какое?
Ответы детей: кабан.
Воспитатель : Как вы думаете, зачем он пришел к дубу? Да, он так и сказал Маклаю.
Вдруг кот услышал какой-то звук (звук-стук дятла, он сидит на дереве. А зачем дятел прилетел к дубу?
Ответы детей.
Воспитатель : (слышен звук-сойки) А это что за птица? Чего хочет она?
Ответы детей.
Воспитатель : Белка-что она может делать на дубе?
Кого вы еще видите на дубе? Почему все эти животные оказались у этого дерева?
Ответы детей.
Воспитатель : Вывод -здесь много пищи. Можно спрятаться, сделать домик-дупло.
Да, дерево-это дом для многих обитателей леса.
Я предлагаю поиграть. Возьмите картинки животных и подумайте, нужен ли им дуб? Зачем? Если да, то возьмите ленточку от дуба, а я буду дубом.
Дети выбирают картинку и берут ленточку в руку, оказываясь связанными между собой и дубом.
Воспитатель : Вот так в природе все взаимосвязано, все друг другу нужны.
Лишних у природы нет,
Каждый дубу в чём-то друг,
Дуб для всех и все для дуба,
И замкнулся дружбы круг.
Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если дуб спилить? Что же произойдет? (воспитатель развязывает ленту, которая всех связывала).
Ответы детей. (Кабану не будет желудей, белке негде строить домик, гусенице нечего есть и тогда из нее не получится бабочка)
Воспитатель :
Да, дуб нужен многим.
Присаживайтесь на места. Кот понял, что дуб нужен животным.
А животные нужны дубу? Зачем? Задумался кот Маклай и пошел домой.
А что скажете вы?
Ответы детей.
Воспитатель : Посмотрите, сойка взяла желудь и понесла его, упал желудь в землю и о чудо -родился маленький дубок.
Посмотрите.
(Дети и воспитатель просматривают видеоролик о росте дуба из желудя).
Воспитатель : Вот так животные помогают деревьям расселяться на всей земле. Давайте и мы представим, как рождается дуб. Повторяйте движения за мной.
Физкультминутка «Дубочек» :
Спелый жёлудь, как клубочек,
А в клубочке том дубочек.
(Дети и воспитатель сидят на корточках, сгруппировавшись)
Поднимается росточек,
(Начинают медленно подниматься и выпрямляться)
К солнцу тянется дубочек.
(Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
Раскрывает два листочка.
Два листочка у дубочка.
(Опускаются на всю стопу, разводят руки в стороны)
Ветер листики качает,
(Покачивают над головой поднятыми вверх руками)
Теплый дождик умывает,
("Умываются")
И дубочек подрастает,
Подрастет и дубом станет.
(Кружатся на месте, подняв руки вверх)
Воспитатель : Какие вы молодцы! А Кот Маклай оставил нам подарок. Он здесь, в этом ящике. Как вы думаете, что там может быть?
Предположения детей.
Воспитатель : Интересно, получится у нас отгадать с помощью ощущений?
Один ребенок опускает руки в ящик ощущений. Воспитатель и дети задают вопросы:
Предмет один или много? Сколько? Это твердый предмет или мягкий, он круглый? Он длинный? Как ты думаешь, что это?
Открывают ящик. В нем желуди.
Воспитатель : Желуди -плоды дуба. Что можно с ними сделать?
Ответы детей.
Попробуем посадить их в землю? Интересно, вырастет ли у нас дуб?
О чем мы сегодня говорили на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель : Да. Молодцы. В природе все друг другу нужны, не надо рубить деревья, надо их беречь.