Елена Григорьевна Степеренкова
Конспект ОД по экологии «Пингвины — обитатели Антарктиды»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
• Познакомить детей с континентом, находящемся на Южном полюсе – Антарктидой, С животным миром этого континента – пингвинами, их образом жизни.
ЗАДАЧИ:
• Полученные представления отражаются в коллективной работе пластилинография – «Пингвины на льдине»;
• Закрепить знания о разнообразии животных и птиц России и Африки;
• Пополнить знания об обитателях океана;
Публикация «Конспект ОД по экологии „Пингвины — обитатели Антарктиды“» размещена в разделах
- Антарктида
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пингвин. Детям о пингвинах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• Воспитывать бережное отношение ко всему живому на нашей планете;
• Воспитывать интерес к животным, побуждать желание изобразить животное, передать особенности его строения средствами пластилинографии, показать выразительные возможности данной техники;
• Упражнять в использовании ранее полученных навыков;
• Развивать мелкую моторику рук.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
• Взаимодействие с родителями: рекомендую родителям, по мере возможности, посетить зоопарк, зоологический (биологический) музей, где дети могут познакомиться с пингвинами, морскими котиками и другими антарктическими животными.
• Чтение рассказов: С. Сахарнова «Про пингвинов», Д. Биссета «Малыш пингвин по имени Принц», Г. Снегирева «Камушки», В. Коржикова «Мореплавание Солнышкина».
• Чтение стихов: «Короткого стихотворения про длинное путешествие»
• Р. Мухи и В. Левина, Н. Нестеренко «Как мы узнаем пингвинью породу».
• Просмотр мультфильмов «Лоло», «Делай ноги».
• Рассматривание иллюстраций: о природе Антарктиды, айсбергах, полярного сияния.
• Отгадывание загадок.
МАТЕРИАЛ: иллюстрации, рассказ о пингвинах, глобус, использование ИКТ, силуэт пингвин, подготовленного детьми, набор пластилина, стека, доска для пластилина, салфетка для рук, ножницы.
ЛИТЕРАТУРА: Энциклопедия для детей; «Животный мир» (Серия обитатели Земли); «Мир животных» (Серия Пола Стерри «Детеныши животных»);Серия «Взгляд на мир»; Популярная энциклопедия о животных; «Птицы», «Обитатели моря» -живая планета; Моя первая энциклопедия «От медведя до ежа»; интернет ресурсы.
ИКТ.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Дети под музыку в мире животных входят в музыкальный зал. Проходят, рассматривая оформление зала, воспитатель отвечает на их вопросы.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам с вами предстоит увлекательная прогулка в Антарктиду.
Как же мы будем путешествовать?
( Ответы детей: на машине, на пароходе, на самолете.)
СЛАЙДЫ №1,2
Воспитатель. Хорошо. Выбираем пилота, занимаем места в салоне самолета, пристегиваем ремни безопасности, устраиваемся поудобней и отправляемся в путешествие. Вылетаем мы из города.
( Ответы: Москвы, из страны ( Ответы: Россия.)
СЛАЙДЫ №3,4,5,6,7,8.
Воспитатель. Пролетая над Россией, поговорим, о том, какие птицы и животные обитают на ее территории.
( Ответы: лисы, волки, медведи, ежи, зайцы, белки, лоси, олени, бобры, еноты, барсуки, совы, орлы, лебеди, тетерева и т. д.).
СЛАЙДЫ №9,10,11,12,13,14.
Воспитатель. Ребята, мне только что сообщил пилот, что мы с вами пролетаем над самым жарким материком.
Как он называется? ( Ответы: Африка)
Воспитатель. Правильно Африка. А вы знаете обитателей Африки?
( Ответы: слоны, львы, тигры, бегемоты, носороги, обезьяны, зебры, антилопы, страусы, гепарды, леопарды и т. д.)
СЛАЙДЫ №15,16,18,19,20,21,22.
Воспитатель. А теперь мы с вами летим над Атлантическим океаном. Кто же там живет?
( Ответы: киты, дельфины, разнообразные рыбы, акулы и т. д.)
СЛАЙДЫ №23,24,25.
Воспитатель. Сейчас мы совершим посадку на самом холодном материке – Антарктида. Одеваемся потеплее и выходим.
ЗАГАДКА: В этом хоре музыканты, все во фраках словно франты.
Но поет ужасно хор. Хору нужен дирижер. (Пингвины).
Воспитатель. Как холодно! Включается музыка (песенка про пингвинов).
Выходят три пингвина. Вот посмотрите, ребята, нас встречают…. Любопытные, похожие на людей в черных фраках… пингвины.
1. Брат – пингвин гляди, гляди, чудо вижу впереди.
Там огромный пароход пробирается сквозь лед.
Мимо айсбергов плывет, к нашей льдине пристает.
Кто-то в гости к нам приплыл. Может нильский крокодил
Иль австрийский кенгуру – никак пока не разберу.
Мороженного надо взять и пойдем друзей встречать.
2. Добро пожаловать, друзья, в страну, где вечный снег и лед!
Приходится нечасто нам встречать веселый пароход.
У нас полгода здесь зима. Потом полгода солнце светит.
Туристы не заходят к нам, но нам не грустно, вы поверьте.
Купаться любим и нырять, на белых льдинах загорать.
Нам большие холода вовсе даже не беда.
3. Мы пингвины озорные, предлагаем вам дружить.
Заходите к нам на льдину, будем хоровод водить.
Честно обещаю я – не замерзните друзья!
Поскорее встанем в круг, станет всем тепло вокруг.
Танец пингвинов.
Воспитатель. Холодно, не согрелись.
Тогда давайте возвращаться в детский сад. Рассаживайтесь.
Воспитатель. Кто живет в Антарктиде? Ответы: (пингвины).
А какие они пингвины?
( Ответы: любопытные, смешные, в черных фраках).
А что еще, вы знаете об этих птицах.
( Ответы: они хорошие пловцы, не умеют летать).
Воспитатель. А теперь послушайте рассказ об этих удивительных птицах.
СЛАЙДЫ №26,27,28,29.
Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки (объяснить, что это за одежда). Именно так тогда одевались мужчины в торжественных случаях. Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы узнать, чем питаются эти птицы, как выводят птенцов, как выдерживают страшные морозы.
Самые большие пингвины – императорские. Они достигают 80 см – роста и весят от 25 до 40 кг.
Тело пингвина похоже на ракету, поставленную на хвост. Ноги с плавательными перепонками и короткий клинообразный хвост – как три опоры у ракеты. Перья на теле и крыльях – темно-синие, с серебристым оттенком на спине, а на брюшке ослепительно белые. Голова черная, а по бокам головы и шеи красивые золотисто оранжевые разводы. Крылья, похожи на длинные плавники. Кожа у пингвинов неплотно прилегает к телу, особенно внизу брюшка, где она образует глубокую складку. А под кожей толстый слой жира. Этот жир одновременно и теплая подкладка, нарядного пингвиньего фрака, и запас питания на черный день. Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Полжизни, если не больше, императорские пингвины проводят в воде, уплывая далеко-далеко от берегов Антарктиды. Питаются они рыбой, кальмарами. Пьют морскую и пресную воду, глотают снег. Охотятся стаями.
В воде их неуклюжее тело превращается в гибкую стремительную торпеду: лапы и крылья гребут, вытянутое тело приобретает совершенно обтекаемую форму. Перья плотно прилегают к телу и помогают отлично скользить в воде. Пингвин может мчаться со скоростью 36 км/час. Иногда он так разгоняется, что вылетает из воды на лед, как камешек из рогатки.
В разгар зимнего ненастья пингвины откладывают яйца. Яйцо выкатывается прямо на снег, мороз. Пингвин-отец быстро закатывает яйцо в глубокую складку на брюшке, так, чтобы оно легло на его лапы. Теперь мороз не страшен. Если надо передать яйцо маме, отец выкатывает его на снег и мать быстро скрывает его в теплом гнездышке у себя. Вот почему пингвины могут обойтись без гнезд. Кормят пингвины-родители своих детей по очереди. Вылупившиеся птенцы собираются в «Детский сад». Матери как-то умудряются отличать своих, в общей куче, и сначала кормят пингвинят молоком – это особый сок, а потом рыбой, принесенной в зобу. Пингвинята покрыты белым пухом, а вокруг глаз у них забавные белые очки. Спасаясь от сильного ветра и мороза, пингвинята, (А иногда и взрослые пингвины) образуют плотную толпу. Внутри толпы тепло, и она постоянно, как бы движется: замерзшие птицы снаружи пробираются внутрь и там отогреваются за спинами своих товарищей. Врагов у них мало, в море – акулы, касатки, тюлени-леопарды, на берегу птицы-буревестники. Вот такие пингвины.
Воспитатель. Пока я вам рассказывала о пингвинах, мы вернулись в детский сад. Но что это? Какая-то льдина с пингвинятами, а где же взрослые? Давайте поможем. Пройдем в группу и нарисуем с помощью пластилина родителей пингвинятам.
Дети выходят из зала под музыку, становятся на ковер.
Воспитатель. Прежде, чем начать работу, нам надо разогреть руки. Проводится пальчиковая игра.
Мы сегодня рисовали, наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем, рисовать опять начнем.
Воспитатель. Садитесь за столы и принимайтесь за работу.
Дети выполняют работу. Педагог смотрит, кому надо помочь, кому подсказать. Закрасив пингвинов пластилином, ребята вырезают их и наклеивают на льдину.
По окончанию работы, рассматриваем пингвинят с родителями, оцениваем работу.
Ребенок читаю стихотворение.
Он с детства в черный фрак одет. Он не артист и не атлет.
Быть может, это господин? Нет! Это маленький… Хором пингвин.
На этом наше занятие окончено. Спасибо, вы молодцы!