Плюсенко Марина Алексеевна
Конспект ООД «Эти забавные животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщать и систематизировать знания о жизни диких и домашних животных.
Программные задачи:
Образовательные: продолжать уточнять и систематизировать представления о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания.
Развивающие: развивать связную речь – учить отвечать правильно и полно на поставленный вопрос, обогащать словарь за счёт называния предметов, действий совершаемых ими, особенностей поведения. Активизировать новые слова в речи детей, уточнять их использование, следить за грамматической правильностью речи. Совершенствовать познавательную сторону жизни детей, вызвать интерес к жизни лесных обитателей.
Публикация «Конспект ООД „Эти забавные животные“» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать чувство любви и бережное отношение к ним.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приё мы: называние слов, введение во фразовую речь, отражённая речь, побуждение к действию, вопросы к детям, пояснение, уточнение, игровой приём, введение в ситуацию, наглядность, поощрение, указания, художественное слово, грамзапись.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, проведение дидактических игр «Кто, где живёт?», «Кто лишний?».
Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике».
Оборудование: игрушки диких животных, картинки, телефон, овощи: капуста, морковка; клетка с кроликом, зеркало, магнитофон.
ХОД:
Звонит телефон. Воспитатель берё т трубку: «Здравствуйте, я вас слушаю. Я думаю, наши дети будут рады. До свидания». Дети, нам предложили сняться в передаче «Эти забавные животные», съёмка этой передачи будет проходить сегодня в лесу, и приглашаю вас в этот замечательный лес.
Здравствуй лес,
Дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, весь в серебре
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь
Мы свои!
Сегодня мы поговорим о животных леса, о том, как приспосабливаются к окружающей среде. За правильные ответы я буду давать фишки. Тот участник игры, который наберёт большее количество фишек, в конце передачи будет награждён орденом знатока природы. Давайте пройдём по тропинке и поищем следы зверей. Как вы думаете, звери только на земле оставляют следы? Вы догадались, кто оставил следы своих зубов на этом дереве? Скажи Катя. Катя: Это заяц грыз кору дерева.
Воспитатель: Правильно Катя, это заяц. Как можно назвать такого зайца? Алё шка: Заяц – грызун.
Воспитатель: Какими словами ещё можно охарактеризовать зайца?
Ответы детей: длинноухий, трусливый, быстрый и т. д.
Воспитатель: Ваши ответы правильны. Прежде чем я задам вам следующий вопрос послушайте стихотворение:
Прибежали на полянку,
Два зайчонка спозаранку,
А полянка вот – те зелена!
Где вчера и свеж, и бел
Как капуста снег хрустел,
Там сегодня чуть жива,
К небу тянется трава,
Покосились тут с испуга,
Два зайчонка друг на друга,
И скорей бежать назад,
В лес густой,
Менять наряд:
Ведь неприметная шубка,
В заячьей жизни не шутка!
А теперь скажите, почему так нужна в заячьей жизни неприметная шубка?
Настя: Заяц так спасается от своих врагов. В белой шубке он незаметен на снегу зимой, а серая шубка выручает его летом.
Воспитатель: Правильно Настя. Уж очень много у зайцев врагов. Плохо пришлось бы зайцам, если бы они не меняли свой наряд. Скажите, а действительно ли так труслив заяц?
Никита: Он быстрый, хитрый, умеет запутывать следы.
Воспитатель: Зайцев мы вспоминаем часто – эти звери у нас с языка не сходят: труслив как заяц, улепётывает как заяц и т. д. Но заяц не так труслив, как кажется, просто он очень осторожный и быстрый. Встреча с ним всегда скоротечна. Уж очень хитрый он, быстрый и чуткий, да и ноги длинные: чуть – что наутёк только его и видели. А если гнаться сразу за двумя зайцами – ни одного не поймаешь. Безнадёжное дело. А применительно к человеку это означает не стоит браться сразу за несколько дел, толку будет мало. Сделал одно – начинай другое.
А сейчас я загадаю вам музыкальную загадку. Вы знаете, что музыка передаёт какие – то настроения, она может, похоже, изобразить характер человека, например: злюки или плаксы.
Музыка может передать и образы животных, их повадки. Слушайте внимательно. Звучит музыка.
Воспитатель: О ком загадка?
Дети: Это загадка о медведе.
Воспитатель: Как вы догадались? Какой медведь?
Дети: Медведь большой, тяжёлый, неуклюжий, неповоротливый.
Воспитатель: Да медведь большой, тяжёлый и музыка изображающая его звучит низко, тяжело, неповоротливо. В сказках медведь косолапый, неуклюжий, да пожалуй, немного глуповатый – обмануть простака ничего не стоит. Как вы думаете, так ли уж неуклюж медведь?
Алё ша: Он быстрый, очень сильный.
Катя: Он умеет плавать и быстро бегает.
Воспитатель: Да на вид он действительно нескладный, добродушный, да и соня к тому же. Но на самом деле это умный, ловкий, быстрый и очень сильный зверь. Когда крадётся за добычей, ни одна веточка не хрустнет под тяжёлыми лапами. А убегает он от кого – ни будь, не догнать. Скажите, чем любит полакомиться медведь?
Катя: Медведь ест лягушек и рыбу.
Настя: Ещё медведь любит лесные ягоды и фрукты, выкапывает жуков и личинки.
Алё ша: Медведь любит, полакомиться мёдом.
Воспитатель: А как называют медведя, который зимой не спит?
Дима: Если медведь не накопит осенью достаточно жира, он не ляжет в берлогу спать. Всю зиму ходит злой и голодный. Такого медведя называют шатуном.
Воспитатель: Каких медвежат зовут пестунами?
Настя: Медведица ложится в берлогу с прошлогодними медвежатами, они помогают следить маме за новыми малышами.
Воспитатель: А вы слышали такое выражение «Медвежий угол». Так говорят о глухих, безлюдных местах. А известно ли вам выражение: «Вертеться, как белка в колесе». Дело в том, что белка не может жить без движения. Поэтому если уж белку держат в неволе, то обязательно в специальной клетке с колесом. И белка целыми днями его крутит. Выражение это означает: находиться в беспрестанных хлопотах, заботах, суетиться. Наверное, эта поговорка относится, прежде всего, к вашим мамам, которые и в самом деле похожи на постоянно хлопочущих белок.
Физ. минутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Оторвался с ветки лист,
Закружился, закружился,
И на землю опустился.
А сейчас мы с вами проведём эксперимент. Посмотрите, кто сидит в клетке?
Дети: Это кролик.
Воспитатель: Возле клетки я положу, на пол морковку и капусту, поставлю зеркало и картину «Зайцы». Как вы думаете, что будет делать кролик, когда я выпущу его из клетки? Предлагаю варианты ответов:
1. Кролик подойдёт к морковке и станет её грызть.
2. Он подойдёт к картине, узнав своих родственников в местах, где предпочитают жить кролики.
С каким ещё зверем мы встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети: Это белка.
Воспитатель: Какими словами можно охарактеризовать белку.
Дети: Быстрая, ловкая, проворная, шустрая, пушистая и т. д.
Воспитатель: Где живёт белка? В логове, берлоге или в норе?
Галя: Иногда белки живут в дуплах, но обычно они плетут из тонких веток прочные и тёплые гнёзда.
Воспитатель: Чем питаются белки?
Дети: Белки едят орехи, жёлуди, шишки, ягоды, грибы.
Воспитатель: Какую шубку носит белка зимой, а какую летом?
Дети: Летом белка носит лёгкую шубку, а зимой серую, густую и тёплую.
Воспитатель: А как вы думаете, если кролика отпустить в лес, сможет ли он приспособиться к окружающей среде.
Дети: Нет. Потому что он привык, что человек ухаживает за ним: поит, кормит, лечит. В лесу он погибнет.
Воспитатель: Да, действительно, домашние животные, оставшиеся без присмотра, или находят своего хозяина, или погибают. Так же как и дикие животные не могут жить в неволе. Люди нередко стараются приручить диких животных. Но, принося зверька из леса, в квартиру они только губят его. Плохо животным в доме, если их даже вдоволь кормят и поят, домашний уют никогда не заменят траву, землю, деревья.
Птицы, рыбы и звери,
В души людям смотрят,
Вы их жалейте люди,
Не обижайте зря,
Ведь небо без птиц, не небо,
И море без рыб, не море,
И земля без зверей, не земля!
Я думаю, что очень скоро наступит время, и мы научимся понимать тех, с кем хотели бы дружить.
Рефлексия:
О ком мы сегодня говорили? Что вы интересного узнали?