Любовь Порошина
Литературная игра-викторина для младших школьников «Забавные животные династии Чарушиных»
▼ Скачать + Заказать документы
«Забавные животные династии Чарушиных»Литературная игра-викторина для младших школьников.
Цели: 1. обобщить знания учащихся по произведениям Е. И. Чарушина;
2. развивать у детей навыки правильного и осознанного
чтения, память и внимание, наблюдательность;
3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным.
Оборудование: выставка книг писателя, карточки с цифрами 1, 2, 3 для каждой команды; разрезные картинки для мозаики, конверты с вопросами к рассказам, кроссворды для болельщиков, призы и грамоты для участников, жетоны, перфокарты с изображением следов животных, эмблемы или маски для игроков.
Публикация «Литературная игра-викторина для младших школьников „Забавные животные династии Чарушиных“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины для учащихся начальных классов, 1-4 классы
- Викторины и интеллектуальные игры для школьников
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Литературные викторины и конкурсы
- Начальная школа. 1-4 классы
- Чарушин Е.И.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2018
Подготовка: учитель готовит оборудование и презентацию в слайдах, дети рисуют рисунки о своих питомцах, читают рассказы писателя: «Хитрая мама», «Что за зверь?», «Лисята», «Щур», «Волчишко». «Про Томку», «Кошка Маруська», «Гаяр», «Яшка», «Мишки». «Друзья», «Епифан», «Верный Трой».
Ход игры.
1. Вступительное слово учителя, сообщение темы и правил игры. - Добрый день, участники игры и зрители-болельщики!
Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве замечательного писателя и художника Евгения Чарушина. Ребята разделились на 3 команды «Зайчата», «Лисята», «Бельчата». Игра состоит из нескольких туров. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Победителем становится та команда, которая наберёт больше жетонов.
Первый тур – «Биография писателя»
(игроки используют сигнальные карточки для ответов на тестовые задания)
1. Из предложенных портретов писателей выбрать портрет Евгения Чарушина.
2. Е. Чарушин родился…
1) в 1889 году
2) в 1901 году 3) в 1945 году
3. Назовите отчество писателя…
1) Иванович
2) Павлович
3) Сергеевич
4. Писатель родился …
1) в Архангельске
2) в Москве
3) в Вятке (ныне Киров)
5. Чарушин писал в своих книгах…
1) о подвигах
2) о приключениях
3) о животных 6. Человека, рисующего животных, называют…
1) анималистом2) оптимистом
3) пейзажистом
7. Сына писателя звали…
1) Мишутка
2) Никитка3) Ванюшка
Подводятся итоги 1 тура.
[/i]Второй тур – «Кто это?»
- Я буду называть имена главных героев книг писателя. Вы должны ответить мне, кто это и из какого рассказа.
Задания задаются командам по очереди.
1. Гаяр (охотничий пёс, «Гаяр»)
2. Епифан (кот, «Кот Епифан)
3. Томка (щенок, «Про Томку»)
4. Трой (бульдог, «Верный Трой»)
5. Яшка (ворон, «Яшка»)
6. Маруська (кошка, «Кошка Маруська»)
Подводятся итоги.
Третий тур – «Мозаика» Задание каждой команде – сложить заранее разрезанную на части картинку, а затем назвать героя, изображённого на ней.
(оценивается скорость и правильность выполнения задания)
1. Медвежата разбирают трубу из рассказа «Мишки».
2. Волчонок из рассказа «Волчишко».
3. Лисёнок в сапоге из рассказа «Лисята».
Итоги-жетоны.
Разминка – физ. минутка. Игра на внимание «Утро – день – вечер – ночь»
«День» – дети бегают по кругу, «ночь» - замирают. «Вечер» - топают ногами, «утро» - хлопают в ладоши.
Четвёртый тур – «Скажите-ка мне…»
- Теперь мы с вами подробнее поговорим о рассказах Чарушина, посмотрим, насколько внимательно вы их прочли, что запомнили больше всего.
Названия рассказов: «Кошка Маруська», «Кот Епифан», «Про Томку», «Мишки», «Хитрая мама», «Яшка», «Верный Трой», «Щур», «Друзья». Команды выбирают по три рассказа, готовятся ответить на вопросы по ним в конвертах. (Первой выбирает команда, у которой больше жетонов). Пока команды готовятся, зрители разгадывают кроссворд.
«Кошка Маруська»
- Как звали хозяина кошки? (Никита Иванович Пистончиков)
- Как кошка кормилась в лесу? (ловила птиц, мышей)
- Почему охотник принёс кошку обратно домой? (пожалел, потому что она стала зимой тощая-претощая, стал её кормить, как следует)
«Епифан»
- Зачем ставят бакены на реке? (они показывают верную дорогу)
- Каким был кот Епифан? Опишите внешность, цвет глаз (белый, глаза разного цвета: один голубой, другой – жёлтый)
- Как кот ловил рыбу? (лапой, лёжа на бревне)
«Про Томку»
- Почему охотник из предложенных ему щенят выбрал именно Томку? (он начал искать отобранную у него деревяшку)
- Какая у Томки была любимая игрушка? (мячик)
- Как рябчиха обманула Томку? (прихрамывая, она отвела его от птенцов, а сама затем улетела)
«Мишки»
- У кого жили медвежата? (у Прасковьи Ивановны, жены охотника)
- Где жили мишки в избе? (под лавкой, на тулупе)
- Как озорничали медвежата? (цыплят разгоняли, овец пугали, трубу по кирпичикам разобрали)
«Хитрая мама»
- По какому признаку мальчик опознал ворону, которая утащила цыплят? (у неё в хвосте два пёрышка были «совершенно белыми»)
- Что предложила сделать мама, чтобы перехитрить ворону? (подменить ей яйца: вместо вороньих положить куриные)
- Сколько дней ворона высиживала цыплят? (21 день)
«Яшка»
- Кто такой Яшка? (ворон)
- Какую фразу произносил ворон человеческим голосом? («Дай Яшке горошку»)
- Как учат птиц говорить? (накрыть клетку с птицей платком, затем, не торопясь, повторить одну и ту же фразу раз двадцать, а то и тридцать).
«Верный Трой»
- Какой породы был пёс? (бульдог)
- Почему, падая с четвёртого этажа, пёс не разбился? (он упал в мусорную яму)
- Что приспособили хозяева для передвижения Троя? (детский автомобильчик)
«Щур»
- Сколько животных жило в комнате у автора(4: малиновый щур, волчишко Прошка, дог Харлашка, чёрный кот Вася)
- С какой игрушкой любили играть животные? (мячик)
- Чем угощал животных писатель в рассказе? (кашей)
«Друзья»
- Какие животные стали друзьями в рассказе? (лисёнок и щенок)
- Как звали животных? (лисёнок Васька и щенок Огарок)
- Почему охотник перестал стрелять в лесу из ружья? (друзья бегали рядышком)
Проверка кроссворда.
Пятый тур – «Следы на снегу»
- Вспомните рассказы Е. Чарушина «Что за зверь? и «Друзья». В них главные герои долго не могли определить по следам, кто приходит к ним в гости. А знаете ли вы следы зверей? Предлагаю вашему вниманию три пары следов.
Каждой команде одинаковые картинки со следами. Задание – опознать, где, чьи следы.
Шестой тур – «Художники»
- Писатель стал художником, благодаря впечатлениям детства. Поездки, природа и охота так его переполняли, что не только словами, но и кистью он выражал всё, что хотелось передать. Его рисунки узнаешь без подписи. Больше всего он любил изображать звериных и птичьих малышей, трогательных и забавных.
Он иллюстрировал не только свои произведения, но и книги других писателей – Бианки, Маршака, Снегирёва, Чуковского. (всего более 120 книг).
Игроки вспоминают детские стишки из книги С. Я. Маршака «Детки в клетке»,
проводится игра «Доскажи словечко»).
Разнообразную галерею живых портретов – зверей и птиц – создал Евгений Иванович в своих книгах. Его рисунки были на выставках в Лондоне, Париже, Копенгагене, Афинах, Софии, Пекине и других зарубежных городах. В 1965 году художник удостоен золотой медали на международной выставке в Лейпциге.
- А сейчас угадайте, кто же ещё иллюстрировал книги о животных Г. Снегирёва, В. Бианки?.
(портрет)
- Перед вами обложка книги «Моя первая зоология» Е. Чарушина. А художник этой удивительной книги – Никита Чарушин, сын Евгения Чарушина, график-анималист. Родился в семье Е. Чарушина в 1934 г. Рисовать начал с 4 лет. Окончил Институт им. И. Репина. Работал в издательстве «Детская литература», в детских журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», оформлял книги для детей (их более 90). Художник награждён золотой медалью на Международном конкурсе искусства книги 1973 г. в Братиславе, участник выставок в Лейпциге, Берлине, Париже и многих других городах. В 2000 г. художнику присуждено звание Народный художник России. Никита Чарушин иллюстрировал книги о животных, о природе Сибири, Севера, тайги… Он объездил зоопарки многих стран мира, прошёл с собакой и ружьём среднерусские леса и болота, приуральскую и мурманскую тундру, изъездил степи и посетил все крупнейшие заповедники. Смотрел и рисовал, изучал и рисовал, восхищался и рисовал…
- А сейчас угадайте, кто автор и художник сказок «Приключение медвежонка» и «Лесная сказка»? О ком или о чём эти сказки? (ответы детей)
- Дочь художника Никиты Евгеньевича Чарушина, внучка Евгения Ивановича Чарушина Наталья Чарушина (Капустина) родилась в Ленинграде в 1964 году. С 1979 г. по 1983 год училась в Ленинградском художественном училище им. В. А. Серова. После окончания училища поступила в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который она окончила в 1990 году. Защитила дипломную работу, выполнив иллюстрации к книге С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». После окончания института работала в книге. В 1996 году вступила в Санкт-Петербургское отделение Союза Художников России. Участница многих Российских и международных выставок, имеет награды. Автор книг «Лесная сказка», «Приключение медвежонка» и др. Сейчас занимается иллюстрированием детских книг.
(обращение к выставке книг)
Финал – «Чарушинские зверята»
Наши ребята тоже отлично рисуют чарушинских животных к рассказам и сказкам. Может они тоже в будущем станут известными художниками?
(выставка рисунков и раскрасок учащихся)
[/i]Итоги, награждение команд. - Пришло время подвести итоги нашей игры
- Что нового вы узнали из рассказов Чарушина? (как звери и птицы учат своих детёнышей добывать пищу, как они охраняют их от опасностей)
- Чему же учат интересные и познавательные рассказы Чарушина? (любить животных, наблюдать за ними, бережно относиться к ним)
- Почему мы должны защищать животных и оберегать природу? (ответы детей)
(команды получают грамоты)