Анна Уяганская
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Всё для фронта! Всё для Победы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о том, какой вклад внесли жители Чукотки в борьбу против фашизма.
Задачи:
Обучающие: Сформировать представления детей о Великой Отечественной войне. Познакомить с жизнью Чукотского национального округа в годы войны. Познакомить с ветеранами войны и тружениками тыла Чукотки. Познакомить с произведениями поэтов, отражающими жизнь советского народа в годы войны.
Развивающие : Расширять кругозор детей. Развивать мышление, умение делать выводы.
Публикация «Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию „Всё для фронта! Всё для Победы!“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к истории страны. Воспитывать чувство благодарности к старшему поколению за героизм, проявленный в годы войны.
Методы: словесный, наглядный, наглядно- действенный, наглядно- образный методы.
Приемы: беседа, пояснение, художественное слово, поощрение.
Предварительная работа:
-беседа с детьми «Ветераны войны»;
-конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто»;
-консультация для родителей «Детям о Великой Отечественной войне»;
-прослушивание песен «Дети войны» музыка О. Юдахиной, слова И. Резник, «Журавли» музыка Ян Френкель, слова Расул Гамзатова, «Священная война» музыка А Александрова, слова В. Лебедева- Кумач, «Вечный огонь» музыка З. Бинкина, слова З. Вальшонок;
-просмотр презентаций «Чукотка в годы Великой Отечественной войны»;
-творческая выставка «Поклонимся великим тем годам»;
-чтение и заучивание стихотворений «22 июня» Д. Попова, «Голоса войны» А. Кымытваль.
Материальное обеспечение:
-фотовыставки «Труженики тыла и ветераны ВОВ», «Вклад горнодобывающей промышленности в борьбу против фашизма», «Воздушная трасса Аляска - Сибирь» (фотоматериалы находятся в свободном доступе в сети интернет);
-экспозицию памятника – мемориала ««Чукотка - фронту»;
-музыкальный центр и аудиозаписи песен военных лет «С чего начинается Родина» музыка В. Баснер, слова М. Матусовского, «Двадцать второго июня, ровно в четыре утра» музыка Ежи Петербургского, слова Б. Ковыневой, «Вечный огонь» музыка А. Филипенко, слова Д. Чибисовой, «День Победы» музыка Давид Тухманова, слова Владимир Харитонова;
-лозунги «Всё для фронта! Всё для Победы!», «Больше металла - больше оружия!», «Родина мать зовет!»;
-гвоздики, сделанные руками ребят.
Ход организованной образовательной деятельности:
I. Вступительная часть.
Дети входят в музыкальный зал под песню «С чего начинается родина».
Воспитатель: Ребята, ровно 75 лет назад советский народ одержал победу над фашистской Германией. Наша Чукотка внесла огромный вклад в эту победу. Хотите узнать об этом подробнее? Предлагаю вам отправиться в путешествие по страницам истории нашей малой родины.
Под песню «Двадцать второго июня, ровно в четыре утра» дети подходят к фотовыставке «Вклад горнодобывающей промышленности в борьбу против фашизма», «Воздушная трасса Аляска - Сибирь».
II. Основная часть.
Ребенок декламирует отрывок стихотворения «22 июня» Д. Попова.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновение
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвется,
Смерть поведет парад – алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Воспитатель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Все жители нашей страны встали на защиту Родины. Мужчины воевали, мирное население работало в тылу. Все объединились под лозунгом «Всё для фронта! Всё для Победы!».
В годы войны Чукотский национальный округ стал основным поставщиком олова, необходимого для нужд военной промышленности. На прииске Пыркакай и рудниках Валькумей и Иультин горняки и геологи перевыполняли план по добыче металла в несколько раз. Как вы думаете, что делали из олова?
Ответы детей.
Воспитатель: Олово использовали для защиты металлов от коррозии (ржавчины, сплавляли с различными металлами и изготавливали пули, пушки, подшипники, пуговицы консервные банки.
Во время войны наша страна получала вооружение от других стран. Для перегонки военных самолетов из США в СССР была создана авиационная трасса «Аляска - Сибирь». Жители г. Анадыря, с. Марково, с. Уэлькаль строили аэродромы, для этого им пришлось вырубать деревья и кустарники, переносить глинистый ил с реки и выравнивать взлетную полосу. Ребята, а что перевозили на военных самолетах?
Ответы детей.
Воспитатель: На самолетах перевозили раненых, боеприпасы, продукты питания, почту. А кто управлял самолетами?
Ответы детей.
Воспитатель: Первые чукотские летчики – воздушные каюры Филимон Верещагин, Тимофей Елков, Дмитрий Тымнетагин, Савва Шитиков, Анатолий Кеутувги совершили много вылетов и получили боевые награды. К сожалению, все, кроме Дмитрия Тымнетагина, погибли.
Более 30 000 000 солдат храбро сражались с врагом, среди них были коренные жители Чукотки:
-энмеленские охотники Кергинто и Яттыргин служили пулеметчиками на Западном фронте;
-талантливый художник - косторез Михаил Вуквол - снайпер;
-музыкант Михаил Атата – разведчик.
Пока солдаты сражались на фронте, мирные жители трудились в тылу. В каждом населённом пункте Чукотки был создан фонд обороны родины, в который сдавали меховую одежду, мясо, рыбу, дикоросы, деньги. Благодаря сбору денежных средств, была создана танковая колонна «Чукотский колхозник». Мужчины пасли оленей, охотились, ловили рыбу, обеспечивая мирное население и фронтовиков. Женщины днем и ночью шили теплую и легкую одежду из шкур оленей, меха пушных зверей. Какую одежду шили женщины?
Ответы детей.
Воспитатель: Женщины шили кухлянка (иръын, малахай (къэли, рукавицы (лилит, меховые штаны (налгык’онагтэ, камусные штаны (панрак’онагтэ, чижи (памъят, торбаса (плекыт, меховой комбинезон (кэркэр). Даже дети не оставались в стороне помогали во всем взрослым и собирали дикоросы.
Дедушка Ларисы - Этлену Василий Александрович в годы войны работал в рыболовецкой артели, за свой самоотверженный труд был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг». Предлагаю вам послушать рассказ Ларисы о своем дедушке.
Рассказ Ларисы, сопровождаемый показом фотографий, наград и личных вещей дедушки.
III Заключительная часть.
Воспитатель: Мы всегда будем помнить о героическом подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В знак памяти, признания и благодарности к погибшим возложим цветы к памятнику - мемориалу «Чукотка - фронту».
Под звуки песни «Вечный огонь» дети возлагают цветы к экспозиции памятника - мемориала «Чукотка - фронту».
Ребята декламируют стихотворение чукотской поэтессы Антонины Кымытваль «Голоса войны».
Война Чукотку обошла.
Солдаты Север заслонили.
Но похоронки в женщин били,
И стала мать как снег бела.
Отец и братья, где ваш след,
Не торбасов – сапог солдатских?
Молчат надгробья кладбищ братских,
Струя сквозь годы мрачный свет.
И будят память нашу сны,
Незримые свиданья с вами.
Тревожно мне, и больно маме:
Мы слышим голоса войны.
И пламя жирника ведёт
К светильнику в сырой землянке
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу, мы никогда не забудем героев войны, которые завоевали свободу для будущего поколения.