Ольга Абрарова
Конспект ОД по речевому развитию «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»
Цель: составление описательного рассказа о весне с опорой на мнемоталицу.
Задачи:
Продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями (подбирая слова признаки, действия).
Совершенствовать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.
Совершенствовать умение согласововать существительные с прилагательными.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Упражнять детей в умении рассказывать о весне с использованием мнемотаблиц в логической последовательности.
Закрепить представление детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.
Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Средства: мнемотаблица «Весна» (6 отдельных карт, мнемотаблица «Весна» на каждого ребенка для закрепления, мяч, иллюстрации, аудизапись - голосовое сообщение на фоне весеннего щебета птиц, капли (6 штук, значки-настроения: солнышко и тучки (по количеству детей, веточки с листочками, разрезные картинки, памятки карты-помогайки по количеству детей.
Предварительная работа: наблюдения в природе; чтение книг о весне, наблюдения за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», чтение стихов рассказов сказок о весне, рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна», беседы о весне и ее признаках, разучивание пословиц, поговорок, народных примет о весне, о птицах, дидактические игры: «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом», рисование по теме «Весна».
Ход ОД
1. Организационный момент.
(Дети входят в группу и встают полукругом, здороваются с гостями).
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Доброе утро! Нам шепчут цветы
Доброе утро! Журчат ручейки
Доброе утро! Шумят тополя
Доброе утро! Родная земля
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
2. Основная часть.
-Ребята, я хочу пригласить вас в очень интересное путешествие: увлекательное и познавательное. Но к каждому путешествию нужно обязательно подготовиться.
«Запоминает наша голова
Важные поступки, умные слова.
Слушаем внимательно,
Смотрим обязательно.
Друг-друга не перебиваем,
Для ответа руку поднимаем -
Знаний много получаем!»
Воспитатель: - Какое сейчас время года? Значит путешествие у нас будет какое? А начнем мы наше путешествие с рассказа о весне, и помогут нам в этом наши карты-помогайки. Приготовила их, положила на стол, но они куда-то исчезли…И куда они могли подеваться? (Звук весеннего щебета птиц и голосоовое сообщение).
«К вам, ребята, на занятие так хотелось мне попасть…
Но пришлось мне задержаться – нужно землю украшать!»
- Ребята, вы догадались, кто же прислал нам это сообщение? (Поисковые ответы детей.)
- Без меня вы не скучате
И рассказ обо мне сочиняйте,
А капли непростые
Предложения все скрыли
И в символы их заключили!
Воспитатель: -Вот так Весна-красна…задала нам задачу … Ну что, ребята, поиграем, символы разгадаем? Задания выполним? Рассказ о весне составим?
1 капелька. Чтобы придумать начало нашего рассказа, вам нужно назвать, какой сейчас месяц? День недели? Что бывает перед весной, а что за ней? Сколько весенних месяцев? Назовите их.
Игра «Какая, какое?»
Весна (какая) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…
Солнышко (какое) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…
Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…
Небо (какое) - голубое, облачное, серое
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сможете ли вы узнать весенние месяцы по их приметам?
1. Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад,
Заглянул к нам месяц… март.
2. В ночь – мороз
С утра – капель,
Значит, на дворе.
(Апрель.)
3. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?.
(Май.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием! С какой же карты-помогайки начнется наш рассказ? Открываем (картинка - солнышко) Да – это солнышко!
Дети составляют предложение : Весной пригревает теплое и ласковое солнышко.
2 капелька. Продолжаем двигаться дальше. Давайте вспомним чистоговорки о весне :
НА – НА – НА - наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну
ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло
ГА – ГА – ГА - растаяли снега
УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки
ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи
ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи
Игра «Кто больше назовет действий?»
Весенний ручей что делает? (журчит, бежит, течет, льется)
Весенний ветер что делает? (дует, шумит, освежает, утихает, подгоняет, гуляет, свистит, продувает)
Весеннее солнце что делает? (пригревает, ослепляет, просыпается, встает, садится, заглядывает, прячется, светит)
Сосульки что делают? (капают, тают, стучат, падают, звенят, свисают)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием! И следующая карта-помогайка у нас. Открываем (картинка тающей сосульки).
Дети составляют предложение : Тают на крышах сосульки, появляются лужи.
3 капелька. –Продолжаем наше путешествие.
Игра в кругу «Скажи наоборот»
Холодный-теплый, южный-северный, чистый-грязный, высокий-низкий, легкий-тяжелый, сильный-слабый, сухой-мокрый, веселый-грустный, новый-старый, близкий-далекий, звонкий-глухой.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Теперь у нас есть продолжение нашего рассказа, которое зашифровано в следующей карте-помогайке:
Ребята составляют предложение : Дети пускают в ручейках кораблики.
4 капелька. Чтобы получить следующую карту-помогайку, мы отправляемся с вами в лес. Если там растут березы, то лес какой? (березовый). Дубы (дубовый). Клены? (кленовый). Сосны? (сосновый). Ели? (еловый). Рябины? (рябиновый). Липа? (липовый). Каштаны? (каштановый). А теперь возьмите в руки веточки.
Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках висим,
Ветер дунул –мы шуршим.
( воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.)
Воспитатель: А мы получаем следующую карту-помогайку. Что мы здесь видим?
Дети составляют следующее предложение: Весной распускаются первые цветы подснежники, а на деревьях набухают почки и появляются зеленые листочки.
5 капелька. -Двигаемся дальше. Следующее задание: нужно слова поделить на слоги: ласточка, грач, скворец, аист, цапля, чиж, жаворонок, соловей, дрозд, иволга, кукушка. Названия каких птиц вы услышали? Откуда они возвращаются?
И это наша подсказка к продолжению нашего рассказа.
Дети составляют следующее предложение: Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы.
6 капелька. - Чтобы получить следующую карту- помогайку, вы должны сложить картинку из частей.
(Дети собирают картинки)
-К какому времени года относятся собранные вами картинки? Почему? (ответы детей) И мы получаем последнюю карту-помогайку (на карте изображен смайлик с улыбкой)
-Что он обозначает, как вы, ребята, думаете? (ответы детей)
- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне.
В этом нам помогут наши карты-помогайки. Подойдите к доске и рассмотрите таблички. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение.
(дети составляют рассказы о весне с опорой на мнемотаблицу) :
Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, появляются лужи. Дети пускают в ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы подснежники, а на деревьях набухают почки и появляются зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!
3. Итог. Рефлексия.
- Спасибо, ребята. Вам понравился рассказ о весне? А что мы делали для того, чтобы получился интересный рассказ? (ответы детей).
-А кто из вас испытывал затруднения? Что вам особенно понравилось? (ответы детей).
-И это только начало нашего большого весеннего путешествия.
-Вы сегодня молодцы, показали хорошие знания. И мне хочется подарить вам наши карты-помогайки, но в уменьшенном виде. Они помогут вам рассказать о весне друзья, близким.
Мне очень интересно узнать, какое у вас сейчас настроение, довольны ли вы собой? Я предлагаю вам обозначить свое настроение с помощью значков настроения. Если у вас на душе светло и радостно – солнышко, а если вам грустно – тучка.
-Хорошо, у меня тоже радостное настроение, потому что мы с вами с заданиями справились, символы разгадали, рассказ о весне составили.