Тамара Левочкина
Конспект ОД по речевому развитию в средней группе «Рассматривание картины из серии «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»
Конспект
образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «Рассматривание картины из серии «Птицы»
Разработал воспитатель высш. кв. кат. :
Левочкина Т. А.
Арзамас 2020 г.
Цель: Развитие умения воспитанников рассматривать картину. Совершенствование умения составлять небольшие рассказы по картине.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в средней группе „Рассматривание картины из серии „Птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
• Совершенствовать умение внимательно рассматривать картину
• Способствовать развитию умения составлять небольшие рассказы
• Способствовать расширению представления воспитанников об особенностях внешнего вида птиц и их повадках
• Способствовать развитию речи воспитанников, обогащению их словаря
• Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям
Средства :
• интерактивное оборудование
• иллюстративный материал «Расскажите детям о птицах»
• модель птицы
• схема приема «вхождение в картину»
• телеграмма
• д/и «Кто лишний?»
• песня Л. А. Хисматуллиной «Осень в лесу»
• звуки птиц
• игрушка - синичка
• яблоки
• зубочистки
• сало
• салфетки
Способы:
• сюрпризный момент
• путешествие
• отгадывание загадок
• рассматривание
• дидактическая игра
• беседа
• физкультминутка
• вопросы
• образец рассказа воспитателя
• самостоятельное составление рассказов детьми
• продуктивная деятельность
Предварительная работа:
• наблюдения за птицами во время прогулок
• чтение художественной литературы: А. Яшин «Покормите птиц зимой», Г. Снегирев «Про птиц», З. Александрова «Новая столовая», М. Горький «Воробьишко», М. Зощенко «Умная птичка»
• прослушивание аудиозаписей «Звуки окружающего мира», «Голоса птиц»
• загадывание загадок
• рассматривание иллюстративного материала
• дидактические игры «Кто как кричит», «Угадай по описанию»
• п/и «Воробушки и автомобиль», «Совушка»
• изготовление кормушек для птиц
Литература:
• Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
• Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие/Сомкова О. Н. : ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
• Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в средней группе детского сада : Методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж – Ростов – на – Дону: ТЦ «Учитель», 2001
• О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
• Интернет ресурсы: maam.ru, dochcolonoc.ru
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть.
Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит в группу телеграмму из леса, читает его детям. В нем сообщается, что птицы, живущие в лесу, приглашают детей к себе в гости. Воспита-тель узнает у детей, хотят ли они побывать в лесу? (ответы детей). Воспитатель спрашива-ет: «Какое сейчас время года? Какая погода? Как нужно одеваться на прогулку осенью?» (ответы детей). Воспитатель предлагает детям «одеться». Ребята имитируют одевание на прогулку.
Основная часть.
Затем, под песню «Осень в лесу» дети направляются в лес, высоко поднимая колени, боковым приставным шагом, в полуприседе. В лесу дети слышат звуки птиц (воробья, дятла, снегиря, вороны, сороки, синицы). После каждого звука дети отгадывают загадку о птице и дают правильный ответ. К ним «прилетает» пернатый друг.
1Маленький мальчишка, в сером армячишке
По двору шныряет, зерна собирает (воробей)
2 Носит серенький жилет, но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар и кричат нам: - Карр! Карр! Карр! (ворона)
3 Красногрудый, черноглазый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять» (снегирь)
4 Вот пернатый сел на сук и колотит: тук – тук – тук!
Ищет пищу под корой он голодною порой (дятел)
5 Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут её … (сорока)
6 Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.
Шустро зернышки клюет, спать с утра нам не дает.
Голосистая певичка – желтопузая … (синичка)
Воспитатель предлагает назвать всех этих птиц обобщающим словом (ответы детей). Затем дети проверяют все ли птицы в осеннем лесу остались зимующие. Проводится дидактическая игра «Кто лишний?».
Птичка-синичка хочет поиграть с детьми (изображение синицы на палочке).
Физкультминутка «Шустрая синица» :
Скачет шустрая синица, прыжки на месте на двух ногах
Ей на месте не сидится, прыжки на месте на одной ноге
Прыг-скок, прыг-скок, прыжки на месте на другой ноге
Завертелась как волчок. кружимся на месте
Причесала клювом грудку. встали, наклоны головы вправо-влево
И с дороги на плетень, прыжки на месте на одной ноге
Тири – тири, прыжки на месте на другой ноге
Тень – тень – тень! Прыжки на месте на двух ногах
Синица полетела дальше. Дети пошли вслед за ней и оказались на «лесной полянке» (садятся на стулья). На экране демонстрируется картина «Наши птицы. Синичка». Воспитатель обращает внимание детей куда улетела синичка, предлагает им вниматель- но посмотреть на картину и «войти в неё». Педагог говорит: «А помогут нам в этом волшебники. Первого волшебника зовут «Я слышу» (показывает на изображение уха человека). Он поможет нам рассказать, что мы слышим на картине. Начинать предложе-ние нужно со слов: «Я слышу, как (что) …». Второго волшебника зовут «Я вижу» (показывает на изображение глаз человека). Он предлагает нам рассказать, что мы видим. Начинать предложение нужно со слов: «Я вижу…». Третьего волшебника зовут «Я чувствую на ощупь» (показывает на изображение рук человека). Он предлагает нам рассказать, что мы чувствуем, когда прикасаемся к какому-либо предмету. Начинать предложение нужно со слов: «Я чувствую на ощупь».
Воспитатель задает вопросы детям
1) Что вы слышите?
2) Кого вы видите? Где она сидит? Какую березку вы видите? Какое время года на картине?
3) Что вы чувствуете на ощупь? Какой ствол у березы? Какие перья, лапки у синички на ощупь?
Воспитатель составляет описание картины, опираясь на схему «вхождения в картину» и модель птицы. Затем свои рассказы составляют 2 – 3 ребенка. Затрудняющимся детям педагог задает наводящие вопросы.
Педагог вызывает у детей желание помочь синицам перезимовать – сделать кормушки. Дети под музыку «возвращаются» в детский сад, «раздеваются». Воспитатель спрашивает, что любят кушать синички (сало). Дети подходят к столам, на них приготовленные половинки яблок с воткнутыми в них зубочистками и кусочки сала на подносах. Каждому ребенку воспитатель предлагает надеть кусочек сала на зубочистку. Вкусные кормушки готовы.
Рефлексия.
Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, где мы с вами сегодня были? Вам понравилось в осеннем лесу? Кого там видели? Что для них приготовили?». Педагог хвалит детей. Все вместе отправляются на прогулку с новыми кормушками для пернатых друзей.