Ольга Пилипенко
Конспект ООД по развитию экологической образованности посредством художественного образа «По следам весны» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать экологическую образованность детей посредством художественного образа.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе.
Учить видеть красоту родной природы в произведениях живописи и художественной литературы.
Закрепить знания детьми народных примет о весенних явлениях природы.
Упражнять в подборе относительных прилагательных, характеризующих свойства природных объектов (трава мягкая, шелковистая и др.) и существительных к прилагательным (теплый - ветер, дождь и т. д.).
Публикация «Конспект ООД по развитию экологической образованности посредством художественного образа „По следам весны“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Формировать интерес к произведениям живописи, умение выделять средства выразительности, эмоциональное отношение к поэтическим произведениям.
Развивать эстетическое восприятие произведений различных видов искусства (живописи, художественной литературы, музыки, наблюдательность, любознательность, слуховое внимание, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь к родной природе, чуткость к художественному слову.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Словарная работа: проталина.
Предварительная работа: экскурсии в природу, наблюдения за сезонными изменениями в природе, беседы о зиме и весне; ознакомление с жизнью и творчеством художников : И. Шишкина, А. Саврасова, И. Айвазовского, И. Левитана, К. Юона; рассматривание и беседы по репродукциям картин И. Шишкина «Зима», «Зима в лесу», «Утро в сосновом лесу», В. Поленова «Ранний снег», А. Пластова «Первый снег», А. Саврасова «Зима», И. Грабаря «Февральская лазурь», К. Юона «Конец зимы. Полдень», «Восход солнца в Феодосии» и др. ; рассматривание весенних пейзажей А. Саврасова «Грачи прилетели», «Весенний день», «Оттепель», И. Грабаря «Березовая аллея», И. Левитана «Март», К. Юона «Мартовское солнце»; чтение стихотворений о весне; разучивание стихов Ф. Тютчева, И. Бунина, Е. Баратынского, А. Толстого; прослушивание музыкальных произведений из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди.
Оборудование: мультимедийная установка EPSON, слайды с репродукциями картин И. Грабаря «Мартовский снег», «Березовая аллея», К. Юона «Мартовское солнце», ткань голубого цвета для «оживления картины»; музыкальное сопровождение: звуки весенней природы (пение птиц); произведения из цикла «Времена года» А. Вивальди, П. Чайковского, музыка из репертуара И. Крутого.
Содержание ОД
Дети заходят в группу под пьесу П. Чайковского «Март»
Воспитатель: мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наш день со светлой, доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.
Аудиозапись весенних звуков.
Воспитатель: прислушайтесь, какие звуки природы вы слышите? (пение птиц, шум ласкового ветра).
- В какое время года можно услышать эти звуки?
- Назовите весенние месяцы.
Воспитатель: вы любите весну? Весна – это хорошо?
Д/и «Хорошо – плохо».
Весна - это хорошо, потому что… (все оживает, пробуждается, радуется; местами тает снег и появляются проталины; всюду бегут ручейки; солнце согревает землю своими ласковыми лучами и др.). Продолжите предложение «Весна – это плохо, потому что…» (бывают сильные дожди, грозы, нельзя покататься на санках, на лыжах, на коньках и др.)
Воспитатель: ребята, а чем пахнет весна? (ручейками, листочками, подснежниками, капелью). После каждого названного существительного, спрашиваю: например, какими ручейками? Какими листочками? и т. д.
Воспитатель: а какой ветер дует весной?
Дети: теплый, весенний, холодный, ласковый и т. д. После каждого названного определения, спрашиваю: например, что еще весной может быть теплым? Весенним? и т. д.
Воспитатель: давайте мы изобразим весенний ветерок.
Дыхательная гимнастика.
Подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком.
А теперь подул сильный, прохладный ветер. Подуем на ладошку, чтобы было слышно сильный ветер (вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваем, 3 раза)
Молодцы!
А теперь свои замерзшие ладошки
Друг об друга мы потрем немножко (потирают руки).
Мы потерли хорошо.
Что за чудо? Нам тепло!
Воспитатель: сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Мы пойдем по следам весны.
Как весною хорошо –
Радостно, красиво и светло,
Весенний воздух свеж и чист.
И зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля,
Вокруг ручьи бегут звеня.
А солнечный зайчик желает нам счастливого пути.
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька, (смотрим на ладошку)
Прыгни в ладошку.
Солнечный мой заинька,-
Маленький, как крошка (ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Прыг на носик, на плечо
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать (следить взглядом за движением пальца)
Вот закрыли мы глаза (закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щёчки теплыми лучами
Нежно согревает (широко раскрыть глаза)
Вы готовы? Пошли!
Дети идут под музыку А. Вивальди из цикла «Времена года» - «Весна»
На экране – репродукция картины И. Грабаря «Мартовский снег».
Воспитатель: посмотрите, в каком замечательном месте мы оказались. А создал его для нас уже известный нам художник И. Грабарь. Глядя на эту картину мне так и вспоминаются строки стихотворения Федора Тютчева:
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
И гонит со двора.
- Полина, а строки какого стихотворения вспомнились тебе?
Ребенок читает стих:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
Воспитатель: какое время года изобразил художник?
- А как вы думаете, он изобразил начало, середину или конец весны? (начало)
- Значит, какой месяц он изобразил? (март)
- Какие признаки весны, изображенные художником, говорят, что это март? (светит солнце, тает снег.)
- А ведь картина так и называется - «Мартовский снег».
- Как здесь хорошо! Опишите все, что вы видите вокруг.
Д/игра «Я вижу!»
Начинаю я. Я вижу снег, он мягкий и пористый. Теперь – вы. Свое предложение начинайте со слов «Я вижу…» (дети описывают все, что изображено на картине).
Воспитатель: а почему мы не видим верхушек деревьев? (художник их рисовал с близкого расстояния)
- Хотели бы вы оказаться в таком прекрасном месте?
- Какие запахи мы бы могли почувствовать, оказавшись там?
- Как вы думаете, какие чувства испытывал автор, создавая эту картину?
- А какое настроение вызывает картина у вас?
- Как она называется? Давайте представим, как тает мартовский снег.
Психогимнастика «Снеговики».
Звучит тихая музыка.
Воспитатель: Представьте, что вы — снеговики. Вы стоите на открытой солнечной полянке. Пришла весна. Солнце начинает пригревать. Вы начинаете слегка подтаивать. Солнце припекает все сильнее. Вы таете и оседаете все ниже. Под горячими лучами вы падаете на проталину.
Воспитатель: а мы отправляемся дальше.
Дети идут под музыку А. Вивальди из цикла «Времена года» - «Весна».
На экране – репродукция картины К. Юона «Мартовское солнце».
Воспитатель: как вы думаете, в какой населенный пункт мы попали?
- Прислушайтесь, что мы слышим?
- Давайте мы в этой деревне отдохнем.
Релаксация:
Дышим ровно. отдыхаем,
А еще мы представляем:
Ветерок слегка играет,
Наши лица освежает.
Хорошо, что к нам пришла долгожданная весна!
- Вспомните автора и название картины.
Ребенок читает стих:
Мартовское солнце землю пригревает.
Весна в окно стучится и песню напевает.
Деревья все готовы встречать весны приход
И чаще прогуляться выходит наш народ.
- Какие признаки начинающейся весны мы видим на картине?
- Какие изобразительные средства использовал художник, чтобы донести признаки весенней природы?
- Какими красками и оттенками красок воспользовались бы вы, если бы рисовали месяц март?
- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
Воспитатель: отправляемся в путь.
Дети идут под музыку А. Вивальди из цикла «Времена года» - «Весна»
Воспитатель: наш путь лежит через березовую аллею.
На экране – репродукция картины И. Грабаря «Березовая аллея».
Воспитатель: назовите автора этого произведения.
- Какой день изобразил художник : солнечный или пасмурный?
- Как вы догадались, ведь на картине не видно солнца?
- Какие ещё признаки весны мы можем наблюдать на картине?
Ребенок читает стих:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
(И. Токмакова)
- Какое настроение у вас вызывает эта картина?
- А почему, когда мы смотрим на дорогу, изображенную на картине, нам кажется, что она постепенно сужается? (она уходит вдаль)
- Давайте представим, что это наша заснеженная дорога, тоже уходящая вдаль (раскладываю ткань голубого цвета, а вы – березки. Выстройтесь по краям дороги так, как изображено на картине И. Грабаря (дети выстраиваются)
- Какая чудесная березовая аллейка у вас получилась!
- Представьте, что ваши ноги – это корни, погруженные в приятную прохладу земли. Ваше тело – это стройный ствол березки. Ваши руки – тонкие березовые веточки… Что вы чувствуете на себе?
Выход из картины:
А теперь, березки, встали,
Ноги – корни все размяли,
Плавно ветви вверх подняли,
С облачками поиграли (поочередно сжимают пальцы).
Воспитатель: пройдет еще немного времени и весь снег растает. А много воды – это много травы. Какие весенние приметы знаете вы?
Дети: в марте облака плывут быстро и высоко.
Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.
В марте день с ночью меняются, равняются.
В марте зима и сзади и спереди.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
Воспитатель: нам пора возвращаться.
Дети идут под музыку А. Вивальди из цикла «Времена года» - «Весна».
Воспитатель: давайте вспомним наиболее интересные моменты нашего сегодняшнего путешествия.
- Снег чернеет на полянке,
С каждым днём теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года? (весна)
- Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц. (март)
- Весны мы слышим легкий бег,
Согрело землю солнышко лучами,
Природа ожила, последний тает снег,
И разлилась вода весенними… (ручьями)
- Картины каких авторов позволили нам сегодня наиболее полно рассмотреть признаки весенней природы?
Словесное поощрение работы детей воспитателем.
Выход из зала.