Ногаева Галина
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе по серии сюжетных картин Н. В. Коноваленко «Скворечник»
▼ Скачать +Заказ
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе по серии сюжетных картин Н. В. Коноваленко
Задачи:
Образовательная: Обобщить и закрепить знания детей о внешнем виде, повадках, образе жизни птиц.
Речевая: Формировать умение, подбирать родственные слова к слову «скворечник»; называть части тела птиц, образовывая уменьшительно-ласкательную форму и согласовывать существительное с числительным
Коррекционно-развивающая : Развивать умение производить действие в соответствии с текстом пальчиковой гимнастики
Публикация «Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе по серии сюжетных картин Н, В, Коноваленко „Скворечник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес, желание узнавать новые подробности из жизни птиц; воспитывать желание оберегать птиц, заботиться о них
1. Вводная часть: Дети стоят врассыпную около логопеда.
Загадка: «Тает снежок, оживает лужок, день прибывает,
когда это бывает?» (Весной)
Л: Давайте вспомним, какие признаки весны вы знаете? Отвечать будет тот, на кого я посмотрю, будьте внимательны. (Ответы детей)
Постановка проблемы:
У нас сегодня будет интересное занятие, но чтобы вы отгадали, о чем это занятие, надо внимательно прослушать стихотворение: Я прочту, а вы догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии.
«Мы построили скворечник – дом веселого скворца
Мы повесили скворечник возле самого крыльца
Все семейство вчетвером проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки – черненькие перышки».
Л: Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? – (о птицах, о скворцах)
2. Основная часть.
Л: Давайте тогда вспомним и выполним пальчиковую гимнастику «Птицы прилетели».
Пальчиковая гимнастика.
«Тили – тели тили – тели птицы с юга прилетели – машут ладошками
Прилетела скворушка – черненькое перышко – поочередно загибают
Грач, соловей, торопились, кто скорей? пальцы, начиная с левой руки
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и стриж.
Все собрались, прилетели машут ладошками
Песни громкие запели. указат и большим пальцами
делают клюв.
Дети садятся на стульчики полукругом.
(На доске хаотично расположены 4 картины из серии сюжетных картин Н. Коноваленко «Скворечник»)
Предлагаю выложить картины в логической последовательности. Поэтапно рассматривается каждая картина из серии.
Дети рассказывают, что они видят на картине, педагог задает наводящие вопросы и уточняет ответы детей.
– Какое время года изображено?
– Какая это весна – ранняя или поздняя?
– Почему вы думаете, что это ранняя весна?
– Почему скворечник пришел в негодность за зиму?
– Подберите к нему признаки. Каким он стал? (черным, ветхим, дряхлым, поломанным)
– Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?
– Что они делают на 2, на 3, на 4 картинках?
– Почему они отошли в сторону, когда увидели скворцов?
– Чему рады дети?
А теперь, ребята, нужно составить по всем картинкам целый рассказ. Во время рассказывания оказывается помощь. Если дети затрудняются, даю образец рассказа. Послушайте, какой рассказ составила я.
Образец: «Была ранняя весна. Дети шли из школы. На березе они увидели старый, поломанный, прошлогодний скворечник. Ребята подумали, что скоро прилетят скворцы, а домика у них нет и решили смастерить новый скворечник. Дети пришли в мастерскую, взяли доски, инструменты и смастерили новый скворечник. Мальчик взобрался высоко по лестнице, а девочка подала ему скворечник. Дети прикрепили скворечник к березе. Вскоре прилетели скворцы и весело защебетали, радуясь новому скворечнику. А ребята спрятались за березу, чтобы не испугать скворцов и наслаждались пением птиц».
Опрос 3-4 д.
3. Дидактическое упражнение: «Подбери родственные слова».
Л: Мы уже знаем, что существуют родственные слова. Помните, мы подбирали родственные слова к словам Снег, Зима?
А сегодня мы будем учиться подбирать родственные слова к слову «Скворец».
Какие слова можно подобрать? – (скворушка, скворчиха скворчата, скворечник, скворчонок)
Ответы всех детей по цепочке.
4. Динамическая пауза.
«Очнулись деревья от зимнего сна - поднимают руки вверх
По лесу свободно шагает весна - шагают на месте
В овраге ручьи шаловливо звенят - трясут кистями рук
И с юга на родину птицы летят».
5. Дидактическая игра «Разложи в нужной последовательности».
Ребята, а где еще живут птицы кроме скворечника? – (в дупле, гнезде)
Я вам предлагаю интересное задание. Разложить в нужной последовательности картинки как птицы вьют гнезда, что вначале делают, что потом?
(Дети совместно с педагогом проверяют качество работы).
6. Дидактическая игра «Не ошибись».
Л: Перед вами карточки с изображением птиц, вам нужно обвести карандашом только перелетных птиц. Будьте внимательны, не ошибитесь.
В конце работы дети обходят и просматривают все работы.
Дети садятся на стульчики.
7. Дидактическое упражнение: «Просчитай до 5».
На экране изображение птиц и цифр до 5. (аист, ласточка, скворец, кукушка)
Предлагаю посчитать птиц: один аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов.
8. Дидактическое упражнение: «Скажи наоборот».
На экране изображения птиц парами, которые нужно сравнить по определенным признакам: первая пара – клювы, вторая – лапы, третья – цвет оперения, четвертая - длина хвостов.
Составить предложения с противопоставлением: «У грача клюв большой, а у ласточки маленький», … .
9. Дидактическая игра с мячом: «Назови части тела птиц».
Дети передают друг другу мяч и называют части тела птиц: голова => клюв =>
=> глаза => туловище => крылья => хвост => лапки …
10. Дидактическая игра: «Назови птенцов».
Дети стоят по кругу, логопед внутри круга бросает детям мяч и называет птицу, а дети ее птенцов: ворона – вороненок, … .
11. Рефлексия:
1. Ребята, что понравилось на занятии больше всего?
2. Что интересное расскажите дома?
Вы меня порадовали своими ответами, желанием заниматься и я хочу вас угостить конфетами, которые называются «Птица дивная».