Марина Трифонова
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе с элементами ТРИЗ-технологии «Волшебство в сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение «Северный детский сад «Василек»
МБОУ «Северная СОШ»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
с элементами ТРИЗ технологии
«Волшебство в сказках».
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Трифонова Марина Борисовна.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.
Задачи:
Учить узнавать сказочных героев.
Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очердность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка.
Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
Развивать слуховое внимание и память.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству, сказкам.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Развитие и тренировка зрительного внимания и памяти.
Развитие координации движений.
Предварительная работа:
Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок.
Рассматривание иллюстраций «Герои сказок».
Подбор музыкального сопровождения.
Драматизация.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Жил весёлый Язычок»;
Знакомство с художниками иллюстраторами: И. Билибиным, Е. Чарушиным.
Материал к занятию:
использование ИКТ: компьютер, проектор, экран, флеш накопитель с презентацией
к занятию, звуковая запись «В гостях у сказки»;
теневой театр;
мольберт;
круги Луллия и дидактический материал «В гостях у сказки»;
макеты дерева (на каждого ребёнка);
наборы картинок из сказки;
кисточки для клея;
клей;
салфетки.
Этап занятия Деятельность педагога Деятельность детей Примечание
I. Организацион-ный момент (вхождение в тему занятия) - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Давайте мы все вместе поздороваемся с ними
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
- Ребята, подарите улыбки друг другу, и нашим гостям, а вместе с ними и хорошее настроение. …
- Приглашаю вас присесть на наши подушки. Я рада вас видеть сегодня такими нарядными, красивыми, а главное добрыми. Дети заходят в группу и встают рядом с воспитателем.
Выполняют минутку вхождения в тему.
Здороваются с гостями.
Дети, присаживаются на подушки.
II. Мотивация деятельности.
Загадка.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А в какое путешествие, вы узнаете, когда отгадаете загадку?
«В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий.
Бабка – Ёжка у окна….
Догадайтесь, кто она?
(Сказка) Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Отгадывают загадку.
III. Целеполагание.
Сюрпризный момент.
- Да, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам.
«В мире много сказок,
Грустных и смешных.
Но прожить на свете,
Нам нельзя без них.
Наша сказка впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.
- Ребята, посмотрите вокруг. Что-то здесь не так, не видно никого? Наверно это злой волшебник, надел «шапки невидимки» героям сказок, поэтому мы их не видим. Но вы сейчас услышите их голоса, и угадаете, кто это и из какой сказки?
Дети идут по группе и останавливаются у мольберта.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
IV. Актуализация раннее приобретенных знаний.
Дыхательная гимнастика «Ау»
Дидактическая игра «Угадай, чья тень»?
Малоподвижная игра «Фигура из сказки»
Артикуляционная гимнастика: «Денискина зарядка»
Игра: «Отгадай сказку по загадке»
Игра: «Расскажи сказку по картинке»
Дидактическая игра «В гостях у сказки»
(круги Луллия)
Творчество:
аппликация «Чудо – дерево» - Слушайте и быстро называйте.
- Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.
- Ребята, мы узнали героев по голосам, но мы их по-прежнему не видим? Давайте попробуем их позвать.
Сделав глубокий вдох носом, на выдохе дети произносят "Ау". Меняют интонацию и громкость, поворачиваются вправо-влево.
Волшебник спрятал героев.
«Если мы их разгадаем,
От волшебства мы их избавим».
- Ребята вам надо угадать, чья это тень. Потом перевернуть и посмотреть, правильно ли угадали.
- Всех героев вы узнали, сейчас отдохнм.
- А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.
«В гости сказки к нам пришли,
Кто есть, кто определи.
Буратино иль Кащей,
И Мальвина и злодей.
Приготовься и смотри,
Фигура из сказки на месте замри.
- Пока мы с вами играли, волшебник опять здесь побывал и оставил нам послание. Вы должны отгадать загадки и сказки. Одно условие, отгадку вы должны говорить полным ответом. Но сначала мы поиграем.
1. «Улыбка» Наш Дениска – озорник
- Посмотрите, - говорит,
- Я теперь - лягушка!
Тянет губки к ушкам.
2. «Трубочка» Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой
3. «Горка» Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем - горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится Денис.
4. «Часики» У Дениса есть часы –
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга
5. «Вкусное варенье» Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
6. «Качели» Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!
7. «Грибок» Наш Дениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.
- Ребята, вы много сказок знаете?
Хорошо, значит, вам не трудно будет отгадать загадки и сказки.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (слайд 1)
(Три поросёнка).
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (слайд 3)
(Три медведя).
Он хозяина любил,
Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого,
Людоеда победил (слайд 5)
(Кот в сапогах).
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил (слайд 7)
(Красная Шапочка)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка (слайд 9)
(Дюймовочка)
- Расскажите, как начинается сказка, или какие отрывки нравятся вам из этой сказки? (слайд 10-11)
- Ребята, волшебник продолжает свои проказы. Посмотрите внимательно, на столе лежат круги Луллия, все сказки и персонажи здесь перепутаны. Я предлагаю вам подойти к столу и навести порядок.
1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением сказок («Заюшкина избушка», «По щучьему веленью», «Три медведя» и др., на среднем круге размещает картинки с изображением сказочных героев (Лиса, Емеля, Медведь и т. д., на маленьком – предметы, которыми они пользовались.
Реальное Задание: Подбери нужный предмет.
2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения б. Яги и золотого ключика.
Фантастическое задание: подумать и сказать, каким образом у б. Яги оказался золотой ключик, например: захотела б. Яга украсть золотой ключик и спрятать его, чтобы Буратино не смог открыть им волшебную дверь.
- Наше путешествие подходит к концу. На память о нем я хочу предложить вам выполнить аппликацию «Чудо-дерево». Но на дерево вы будите наклеивать, «не чулки да башмаки», а героев сказок, чтобы волшебник больше никогда не вмешивался в содержание сказок. Перед вами лежат картинки, на которых вы увидите героев разных сказок. Вы должны внимательно посмотреть и выбрать персонажи и предметы из одной сказки, и наклеить их на ветки своего «Чудо-дерева». Дети по очереди называют персонажей.
Выполняют дыхательную гимнастику.
Дети угадывают: Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.
Дети двигаются произвольно по группе. Воспитатель называет сказочный персонаж, тогда дети замирают и принимают позу, загаданного персонажа.
Дети выполняют упражнения по тексту.
Отвечают на вопросы.
Дети отгадывают сказку и персонажей.
Дети рассказывают отрывки из сказки.
Дети по очереди подходят к столу, крутят круги и выбирают себе картинки к сказкам.
Ребенок по просьбе взрослого называет сказку, одного из сказочных персонажей, изображенных на среднем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение необходимого для него предмета.
Дети подходят к столам, выбирают героев из одной сказки и наклеивают их на предложенные макеты «Чудо - дерева»- Звучит аудиозапись голосов персонажей разных сказок.
(Колобок, Бабка - Ёжка, Коза, Волк).
На мольберте расположены тени сказочных персонажей
Дети переворачивают иллюстрации, там цветное изображение.
Слайды меняются, когда дети отгадывают правильно.
Воспитатель показывает на экране картинки из сказок, дети называют сказку и проговаривают знакомые строки из этой сказки (слайд 11-12).
VI. Анализ и самоанализ деятельности детей. - Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться. Вам понравилось быть в гостях у сказок?
- Где мы сегодня с вами побывали?
- Кому мы помогали?
- Что вызвало у вас затруднение?
- А что понравилось? Что запомнилось больше всего?
Дети отвечают на вопросы.
VII. Рефлексия. - Ребята, у нас сегодня много гостей. А гостям принято дарить подарки. Сейчас вы возьмёте свои работы и подарите свои поделки.
А потом мы с вами пойдём в «Конструкторское бюро» и поиграем.
- Большое всем спасибо за работу. Дети дарят свои аппликации гостям.
Прощаются и уходят.