Ольга Власова
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Литературный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Литературный калейдоскоп»
Цель: Выявление знаний детей о жанрах детской литературы.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить детей ориентироваться в жанровом разнообразии литературы
(сказки, рассказы, драматизировать простейшую сказку, сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнёрства.
С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие :
Развивать умение понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные состояния и характеры героев, используя интонационно - образную речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование: книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, ноутбук, телевизор, слайды, большой воздушный шар с лентами по количеству детей.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы, и ждут нас там две остановки – в сказочном королевстве и в краю рассказов. Вы согласны? Вы готовы? Только вот как нам попасть в эту страну?
Какие виды волшебного транспорта вы знаете?
Вы так много всего назвали, что я даже не знаю, какой вид транспорта выбрать. Смотрите, у нас есть “волшебный” сундучок. Давайте обратимся к нему за помощью. Как вы думаете, он нам поможет? Уважаемый сундучок, на чём нам отправиться в путешествие? (Приоткрывает сундучок, из которого вылетает “волшебный” шарик).
Вставайте удобно, отправляемся. (Звучит музыка, на экране футаж с плывущими облаками).
1.«Край рассказов»
Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)
(В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»(слайды)
«Косточка» Л. Толстой
«Подкидыщ» В. Бианки
«Лисичкин хлеб» М. Пришвин
«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский
«Заплатка» Н. Носов.
Молодцы ребята, вот мы с вами и побывали в краю рассказов и пора нам лететь в сказочное королевство.
2.«Сказочное королевство»
Что такое сказка? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют
разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете
волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный
клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-
невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
1. Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка)
2. Посуду никогда не мыла,
Совсем не подметала пол,
И вся посуда убежала-
Тарелки, ложки, чашки, стол. (Федорино горе. К. Чуковский)
3. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали,
Это сказка для ребят (Волк и семеро козлят)
4. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки "Репка ")
5. По амбару метён,
По сусекам скребён,
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок
Все ж попался (Колобок)
6. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
7. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Детям предлагается собрать разрезные картинки героев сказки и назвать их.
- Ребята, посмотрите, волшебный сундучок показывает нам, что случилась неприятность, рассыпались картинки со сказочными героями. Что же нам делать? Давайте поможем.
А из какой сказки эти герои? А еще в каких сказка встречаются эти герои?
А я вам предлагаю показать сказку «Под грибом» В. Сутеева.
Платочный театр по сказке В. Сутеева «Под грибом»
(по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»)
Ведущий: Как-то раз застал муравья сильный дождь.
Дождь
Ведущий: Увидел муравей на полянке маленький грибок и спрятался под ним.
(муравей идёт до гриба, встаёт рядом с ним)
Ведущий: А дождь идёт всё сильнее и сильнее.
Дождь
Ведущий: Ползёт к грибу мокрая бабочка.
(бабочка идёт)
Бабочка: Муравей, муравей, пусти меня под грибок. Крылышки мои намокли – лететь не могу!
Муравей: Куда же я тебя пущу? Тут места нет.
Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.
(бабочка идёт до гриба, встаёт рядом с ним)
Ведущий: Пустил муравей бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт.
Дождь
Ведущий: Бежит мимо мышка.
(мышка идёт)
Мышка: Пи-пи-пи. Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут места нет.
Мышка: Потеснитесь немножко.
Бабочка: Ну ладно.
(мышка идёт до гриба, встаёт рядом с ним)
Ведущий: Потеснились, пустили мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт.
Дождь
Ведущий: Мимо гриба воробей скачет и плачет.
(воробей идёт)
Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок.
Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут места нет.
Воробей: Пустите, пожалуйста!
Бабочка: Ну ладно.
(воробей идёт до гриба, встаёт рядом с ним)
Ведущий: Подвинулись – нашлось и воробью место. А тут заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
(заяц идёт)
Заяц: Спрячьте, спасите! За мной лиса гонится!
Все: Жалко зайца. Прячься скорей.
(заяц идёт до гриба, встаёт рядом с ним)
Ведущий: Только спрятали зайца – лиса прибежала.
(лиса идёт)
Лиса: Зайца не видели?
Все: Нет, не видели!
Ведущий: Подошла лиса поближе, понюхала.
(лиса идёт, заглядывает, нюхает)
Лиса: Не тут ли он спрятался?
Все: Нет, его здесь нет.
Ведущий: Махнула лиса хвостом и ушла.
(лиса уходит)
Ведущий: К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло.
Солнышко
Ведущий: Вылезли все из-под гриба – радуются и веселятся.
(все фигурки прыгают, танцуют)
Ведущий: А муравей задумался и говорит.
Муравей: Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
Ведущий: А тут лягушка прискакала.
(лягушка идёт)
Лягушка: Ква-ха-ха, Ква-ха-ха!
Эх вы, а гриб.
Все: Вырос!
- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? На каких станциях мы с вами побывали?
- Ребята, я вам приготовила подарки, но, к сожалению, краски у меня закончились, и я вам предлагаю шляпки у ваших грибочков раскрасить самим, но не красками, а жидким шоколадом. (после- устраивается выставка «шоколадных» грибочков).