Елена Багно
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Работа с предложениями»
Звуковая культура речи. Работа с предложениями.
Задачи: Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова. :-выделение заданного гласного звука в начале и в середине слов, из потока слов, из текста;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе „Звуковая культура речи, Работа с предложениями“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход ООД
Приветствие
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Вос: - О чем это стихотворение?
Дети: - О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Вос: Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы продолжим учиться различать звуки, делать звуковой анализ слов, будем учиться придумывать предложения и строить схемы к ним.
Сегодня я щла в детский сад и видела как
Шел по дороге старичок,
Старичок-лесовичок,
Весь мохнатенький, сучковатенький.
Нес он рыжики в корзинке,
А куда свернул с тропинки,
Я и не заметила,
А вы его не встретили?
Ответы детей.
Воспитатель: дети, но он оставил нам конверт. Интересно, что в нем?
«Здравствуйте ребята, сейчас очень красивое время года. Я его очень люблю.
Я очень хочу с вами поиграть, для этого я посылаю вам свои волшебные листочки. Листочки эти не простые на каждом из них есть для вас задания. Если вы справитесь с заданиями, то получите от меня угощенье».
План – схема (Подходим – Домик с 3 окошками и клеим 3 листочка)
Основная часть.
1 Задание
В своем письме я говорю о том, что сейчас очень красивое время года. Я его очень люблю. Отгадайте какое это время года. Расскажите, о нем.
Дети отвечают.
Вос: Назовите осенние месяцы.
Вос: Какой сейчас месяц?
Вос: Какие приметы осени вы знаете?
Дети. Осенью часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер. Исчезают насекомые. Перелетные птицы улетают на юг. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются в более теплую одежду.
Вос: Молодцы! Вы вспомнили приметы осени.
Рнбенок читает стихотворение
перед детьми сюжетные картинки по теме осень.
Вос: Посмотрите на картинки. К какому времени года они относятся? Что здесь изображено?
Показ портрет поэта
-Ребята, а вся ли осень одинаковая? (Есть осень ранняя, золотая, поздняя).
-Великие художники и поэты по-своему любили осень и восхищались ею.
Рассматривание картин осени.
Чтение стихотворения Ф. Тютчева и обсуждение значения трудных слов.
-Послушайте стихотворение Федора Тютчева "Есть в осени первоначальной. "
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Эти строчки написал замечательный русский поэт Федор Тютчев. Какие удивительно точные и красивые слова встречаются в этом четверостишии.
Ребята, а осень первоначальная - это какая осень? (Первоначальная - самая первая)
-А каким, словом можно заменить слово дивная? Дивная - чудесная, удивительная, прекрасная.
-А может ли быть осенний день хрустальным? Хрустальный - значит чистый, ясный, прозрачный, как бы из хрусталя.
Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера.
Лучезарный – это означает сверкающие, сияющие.
2. Игровое упражнение «Кто внимательный».
-Ребята, сосчитайте количество слов со звуком Р в первых двух строчках стихотворения. (Первоначальной, короткая, пора).
-Можете ли вы назвать 2 первых звука в слове дивная? Ди - часть слова.
-Есть и другие слова,начинающие на Ди- диета, дикарь, дикобраз, диск, дирижер.
Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на ди-.
Итак: диета, диадема, дикарь, диковина, дикобраз, динамо, диск, дирижер. Все слова вам знакомы? И диадема, дикобраз, дирижер?
2 Задание
Ребята, когда мы хотим рассказать о чём-то – мы говорим предложениями, а не отдельными словами. С помощью слова можно не только обозначить предмет, но и рассказать о нём.
А вы знаете то такое предложение? И из чего состоят слова и предложения? Составьте схему предложения.
Из чего состоят слова? (Из букв)
Из чего состоят предложения? (Из слов)
- Ребята. Наша речь состоит из предложений.
Что такое предложение? Предложение – это несколько слов связанных друг с другом по смыслу.
Какие бывают предложения? (Большие и маленькие)
Сколько может быть слов в предложении? (Одно, два, много)
Давайте составим предложения по сюжетным картинкам, картинкам – схемам.
Далее дети придумывают предложения и выкладывают на столе схемы предложения (можно отхлопать количество слов в предложении).
Игра «Я вам, вы мне»
-Ребята, а теперь давайте поиграем в игру "Я вам, а вы мне".
Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитайте количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении «Поспевает брусника, стали дни холоднее».
«А теперь поиграем по-другому, (Выбираю 5 человек) Выходите к моему столу и решите, кто с кем будет стоять, а потом проговорите предложение».
(Дети считают слова и называют их в порядке следования предложений).
Далее кто-нибудь из детей произносит предложение и просит воспитателя сосчитать и назвать слова в нем. (Е. Н скажите, сколько слов в предложении)
Игровое упражнение «Составь схему предложения».
Работа за столами
А сейчас мы с вами сядем за стол, и будем составлять схемы предложения из прямоугольников.
- Мы с вами знаем, из чего состоят предложения? Да, предложения состоят из слов.
(работа с прямоугольниками).
- Сейчас я буду говорить предложение которые нам подготовил Старичок- лесовичок, а ваша задача: сосчитать, сколько в нем слов и составить схему из прямоугольников.
Наступила осень.
Дует холодный ветер.
Дети собирают осенние листья.
Желтеет листва.
Часто идут дожди.
Осенью часто идут дожди и т. д.
- Скажите сколько слов в этом предложении.
- из скольких слов мы составили предложения?
- Ребята, мы с вами составили много предложений об осени.
Физминутка. «На поляне дуб могучий»
3 Задание
Ребята, хочу узнать, готовы к школе вы или нет?» Я приготовил вам задание, слушайте внимательно - осень, окно, обезьяна,олово,орел…Что общего в этих словах?
О чем хотел сказать Старичок-лесовичек?
Отгадайте загадку и познакомьтесь со звуком и буквой
Загадка Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)
Какой первый звук вы услышали? (звук О). Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком О, познакомимся с буквой О. (Показ буквы) (Буква и звук О)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
Что происходит с губами, когда вы произносите звук О? (Губы вытягиваются в трубочку, округляются.)
Спойте звук О.
Если во рту нет преграды, когда мы произносим этот звук и мы можем его спеть, значит звук [О] Какой он согласный или гласный? (гласный)
Какие гласные звуки вы знаете?
- У каждого звука есть своя буква. Дети, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы?
Вывод: звуки - слышим, произносим, а буквы – видим, пишем, читаем.
Звук о – гласный, мы можем пропеть его. Его обозначают красным цветом.
Игра «Придумай слово на звук [О]» (передавать мяч)
– молодцы вы постарались придумать разные слова со звуком О.
- На что похожа буква?
- Написание буквы в воздухе. О -строится легко:
нарисуем смело круг,
появилась О-наш друг
Работа за столом
Печатание буквы О (обратить внимание, что большая буква занимает две клеточки в высоту и одну в ширину, а маленькая занимает одну клеточку, начинаем печатать сверху вниз между буквами расстояние одна клеточка)
В конце смотрим на План-схему (Все ли задания мы выполнили)
Заключительная часть.
Рефлексия. -Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Что вам понравилось? Что было трудным?
Подарки от Старичка -лесовичка
На следующем занятии мы с вами познакомимся с рассказом Василия Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Завершая занятие, педагог читает детям стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».