наталья лиханова
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №29 «Карамелька»
Конспект
организованной образовательной деятельности
в подготовительной группе №4 «Почемучки»
Автор – составитель:
Лиханова Н. И.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель
высшая квалификационная категория
Юрга 2020
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Образовательная область – речевое развитие
Цель:
формирование понятий «слово», «предложение».
Задачи:
SSS 61656; Подвести детей к понятию «слово», как единицы речи
SSS 61656; Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги.
SSS 61656; Наглядно показать, что предложение составляется из слов.
SSS 61656; Тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, в составлении схемы предложения. Сопоставления слова и предложения как речевых единиц.
SSS 61656; Развивать внимание, мелкую моторику рук, правильную, грамотную речь.
SSS 61656; Воспитывать интерес к слову, культуру речи, усидчивость.
Материал и оборудование: магнитная доска, набор картинок: кот, кит, лук, жук, домики красного, зеленого и синего цвета, фищки этих цветов на каждого ребенка. Схема предложения.
Предварительная работа: дидактические игры вне занятий по составлению предложений, словосочетаний.
Индивидуальная работа: подбор слов на заданный звук, определение гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу, здороваются с гостями, располагаются на ковре полукругом.)
Воспитатель: Здравствуйте!
Я поздоровалась с вами, сказав только одно слово – какое?
Дети: -Здравствуйте.
Воспитатель: А что это значит?
Дети: -Это значит поприветствовать, пожелать здоровья.
Воспитатель: Одно слово, как много оно значит!
Воспитатель: Всё, что нас окружает, имеет своё название и что-то обозначает, (имеет своё значение, поэтому мы и говорим: «Что
означает слово?». Мы говорим словами, слово является средством общения людей.
Воспитатель: послушайте сказочную историю: Жили-были себе в царстве «Грамматика» «дедушки», «бабушки» - предложения, «мамы» и «папы» - слова и их «детки» - звуки. Жили они дружно, весело и счастливо. Но вот однажды гласные звуки поссорились с согласными. Каждый из них решил, что он самый главный и может делать, что угодно. Они бесчинствовали, скакали, бегали с места на место и выталкивали своих «соседей» и, в конце концов, разбежались в разные стороны, заблудились и не могут найти дорогу домой. В царстве «Грамматики» начался беспорядок. Никто ничего не может рассказать, услышать и понять. И сегодня мы отправимся в интересное, но сложное путешествие, полное приключений и неожиданностей, чтобы помочь звукам найти свой дом.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отправиться в волшебное царство под названием «Грамматика».
Прежде, чем отправиться, необходимо подготовиться.
Артикуляционное упражнение «Почисти зубки».
Детям предлагается почистить зубки язычком как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Зубки нужно чистить слева направо и сверху вниз и наоборот. Зубкам от такой процедуры щекотно, и они кусают слегка язычок.
Чистить зубы нам не лень —
Чистим их два раза в день.
Чистим зубки дважды в сутки,
Чистим долго — три минутки.
Воспитатель: Для того, чтобы попасть в царство «Грамматики», необходимо сесть в «поезд».
Игра «Поезд».
Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Первым стоит «электровоз», который сигнализирует об отправке гудком. Второй - «машинист». Он руководит «поездом». Остальные дети - «вагончики». Они имитируют звуки поезда, который движется. По сигналу педагога «поезд» отправляется в путь. Каждый участник выполняет свою роль. После того, как «поезд прибывает в царство Грамматики», все дети становятся полукругом на ковре.
Воспитатель: Ребята, какими могут быть слова?
Дети: длинными и короткими.
Воспитатель: А от чего это зависит?
Дети: от того сколько слогов в слове, сколько гласных звуков в слове.
Воспитатель: Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно и на каждый слог делайте хлопок. Внимательно считайте. Слова: мяч, шар, дом, сом, лук, рак, рот, нос, сыр, машина, дорога, игрушки, солнышко, девочка, дерево, лисица, малина, пешеход, пароход.
Воспитатель: Молодцы! Значит, из чего состоят слова?
Дети: из слогов.
Воспитатель: Да, слог – это часть слова. Скажите мне, а из чего состоит слог?
Дети: из звуков.
Воспитатель: Какие звуки вы знаете?
Дети: гласные и согласные.
Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Гласные звуки поются, произносятся с помощью голоса, его можно тянуть. Звук не встречает преграды.
Воспитатель: А когда мы произносим согласный звук, на его пути встречается преграда. Что мешает?
Дети: зубы, язык, губы.
Воспитатель: предлагает поиграть.
Игра «Таинственный мир звуков»
Дети вместе с педагогом пропевают гласные звуки: о, а, у, и, ы, э, которые отображены буквами на магнитной доске с разной силой голоса.
Воспитатель: Ребята что мы слышим и произносим?
Дети: звуки.
Воспитатель: А что видим и пишем?
Дети: буквы.
Воспитатель: В царстве «Грамматика» много разных игр. И я предлагаю поиграть еще в несколько игр.
Игра «Гласные - согласные»
Педагог называет отдельные звуки, а дети должны хлопать в ладоши, когда слышат гласный, стучать по ладошке кулачком, когда слышат твердый согласный и сидеть на корточках, поглаживать ковер у своих ног, когда слышат мягкий согласный звук.
Воспитатель предлагает детям занять места за столами, на которых лежат полоски картона, разделенные на квадратики, цветные круги, на доске расположены картинки: кот и кит, схема слова из трех звуков, перед педагогом лежат лук и жук. Воспитатель предлагает произвести звуковой анализ слов. Дети вместе с педагогом (или самостоятельно) проводят звуковой анализ слов (дети на карточках, педагог у доски) в следующем порядке:
- Сколько звуков в слове?
- Назовите первый звук.
- Какой это звук: гласный или согласный?
- Если согласный, то твердый или мягкий?
- Каким значком обозначаем этот звук?
- Сколько гласных звуков в слове?
- Сколько согласных в слове?
Воспитатель: Зуб. Какие звуки вы слышите в этом слове7
Дети: В начале слышим твердый звук з, в середине гласный звук у, в конце слова – твердый согласный звук б.
Воспитатель: Предлагаю каждый звук отражать на схеме слова соответствующей ему цветной фишкой.
Производится аналогичный звуковой анализ слов: зуб – дуб, дым – дом, жук – лук – люк, рот - кот- кит.
Воспитатель: Сравните похожие слова: кот и кит? Чем они похожи и чем отличаются? Изменение гласного звука о на и привело к изменению согласного звука к. Что случилось с ним?
Дети: он был твердым, стал мягким.
Воспитатель: Молодцы! Правильно!
Дети проверяют правильность выполнения своих задач с теми, что выполнил педагог на доске.
Стихотворная физкультминутка
Дети повторяют с педагогом слова и имитируют действия
Да-да-да! Журчит в источнике вода (дети переминаются с ноги на другую ногу)
Де-де-де! Наклонились к воде (наклоняются, набирают ручками «из ручейка воду»)
Набрали водички и умыли личико («умываются»).
Напились водицы и снова сели учиться («пьют воду» и садятся на свои места).
Воспитатель: Подумайте и ответьте, где предложение, а где просто набор слов? Объясните, как вы догадались.
Купить, папа, елка. Нарядить, елка, мы, красивая.
Дети: это набор слов, они не передают мысли.
Воспитатель: А если я скажу так: Папа купил елку. Мы нарядили красивую елку.
(Дети могут самостоятельно предложить составить и произнести предложения)
Воспитатель Правильно, я произнесла предложение. Предложение выражает законченную мысль и имеет особую интонацию. Давайте вместе составим схему предложения.
Дети самостоятельно и с помощью педагога выстраивают схемы, проговаривая какое слово длинное, какое короткое. Педагог напоминает, что в конце предложения ставятся знаки препинания.
Воспитатель: Так что же такое предложение?
Дети: Это набор слов, связанных между собой по смыслу.
Воспитатель: Из скольких слов может состоять предложение?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Преврати короткое предложение в длинное по образцу.
Идет снег. Солнце светит. Птицы поют.
Дети: ответы детей.
Рефлексия:
Актуализация опорных знаний
Педагог предлагает детям рассмотреть схему и ответить на вопрос:
- Из чего состоит наш язык? (из предложений)
- Из чего состоят предложения? (из слов)
- Из чего состоят слова? (из звуков)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие)
Воспитатель: Побывав в царстве «Грамматика», вы показали свои знания и умения. Вы молодцы! Поэтому вас ждет заслуженная награда.