МААМ-картинки

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

наталья лиханова
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №29 «Карамелька»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи детей

в подготовительной группе №4 «Почемучки»

Автор – составитель:

Лиханова Н. И.

Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах

Воспитатель

высшая квалификационная категория

Юрга 2020

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Образовательная область – речевое развитие

Цель:

формирование понятий «слово», «предложение».

Задачи:

SSS 61656; Подвести детей к понятию «слово», как единицы речи

SSS 61656; Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги.

SSS 61656; Наглядно показать, что предложение составляется из слов.

SSS 61656; Тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, в составлении схемы предложения. Сопоставления слова и предложения как речевых единиц.

SSS 61656; Развивать внимание, мелкую моторику рук, правильную, грамотную речь.

SSS 61656; Воспитывать интерес к слову, культуру речи, усидчивость.

Материал и оборудование: магнитная доска, набор картинок: кот, кит, лук, жук, домики красного, зеленого и синего цвета, фищки этих цветов на каждого ребенка. Схема предложения.

Предварительная работа: дидактические игры вне занятий по составлению предложений, словосочетаний.

Индивидуальная работа: подбор слов на заданный звук, определение гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу, здороваются с гостями, располагаются на ковре полукругом.)

Воспитатель: Здравствуйте!

Я поздоровалась с вами, сказав только одно слово – какое?

Дети: -Здравствуйте.

Воспитатель: А что это значит?

Дети: -Это значит поприветствовать, пожелать здоровья.

Воспитатель: Одно слово, как много оно значит!

Воспитатель: Всё, что нас окружает, имеет своё название и что-то обозначает, (имеет своё значение, поэтому мы и говорим: «Что

означает слово?». Мы говорим словами, слово является средством общения людей.

Воспитатель: послушайте сказочную историю: Жили-были себе в царстве «Грамматика» «дедушки», «бабушки» - предложения, «мамы» и «папы» - слова и их «детки» - звуки. Жили они дружно, весело и счастливо. Но вот однажды гласные звуки поссорились с согласными. Каждый из них решил, что он самый главный и может делать, что угодно. Они бесчинствовали, скакали, бегали с места на место и выталкивали своих «соседей» и, в конце концов, разбежались в разные стороны, заблудились и не могут найти дорогу домой. В царстве «Грамматики» начался беспорядок. Никто ничего не может рассказать, услышать и понять. И сегодня мы отправимся в интересное, но сложное путешествие, полное приключений и неожиданностей, чтобы помочь звукам найти свой дом.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отправиться в волшебное царство под названием «Грамматика».

Прежде, чем отправиться, необходимо подготовиться.

Артикуляционное упражнение «Почисти зубки».

Детям предлагается почистить зубки язычком как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Зубки нужно чистить слева направо и сверху вниз и наоборот. Зубкам от такой процедуры щекотно, и они кусают слегка язычок.

Чистить зубы нам не лень —

Чистим их два раза в день.

Чистим зубки дважды в сутки,

Чистим долго — три минутки.

Воспитатель: Для того, чтобы попасть в царство «Грамматики», необходимо сесть в «поезд».

Игра «Поезд».

Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Первым стоит «электровоз», который сигнализирует об отправке гудком. Второй - «машинист». Он руководит «поездом». Остальные дети - «вагончики». Они имитируют звуки поезда, который движется. По сигналу педагога «поезд» отправляется в путь. Каждый участник выполняет свою роль. После того, как «поезд прибывает в царство Грамматики», все дети становятся полукругом на ковре.

Воспитатель: Ребята, какими могут быть слова?

Дети: длинными и короткими.

Воспитатель: А от чего это зависит?

Дети: от того сколько слогов в слове, сколько гласных звуков в слове.

Воспитатель: Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно и на каждый слог делайте хлопок. Внимательно считайте. Слова: мяч, шар, дом, сом, лук, рак, рот, нос, сыр, машина, дорога, игрушки, солнышко, девочка, дерево, лисица, малина, пешеход, пароход.

Воспитатель: Молодцы! Значит, из чего состоят слова?

Дети: из слогов.

Воспитатель: Да, слог – это часть слова. Скажите мне, а из чего состоит слог?

Дети: из звуков.

Воспитатель: Какие звуки вы знаете?

Дети: гласные и согласные.

Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: Гласные звуки поются, произносятся с помощью голоса, его можно тянуть. Звук не встречает преграды.

Воспитатель: А когда мы произносим согласный звук, на его пути встречается преграда. Что мешает?

Дети: зубы, язык, губы.

Воспитатель: предлагает поиграть.

Игра «Таинственный мир звуков»

Дети вместе с педагогом пропевают гласные звуки: о, а, у, и, ы, э, которые отображены буквами на магнитной доске с разной силой голоса.

Воспитатель: Ребята что мы слышим и произносим?

Дети: звуки.

Воспитатель: А что видим и пишем?

Дети: буквы.

Воспитатель: В царстве «Грамматика» много разных игр. И я предлагаю поиграть еще в несколько игр.

Игра «Гласные - согласные»

Педагог называет отдельные звуки, а дети должны хлопать в ладоши, когда слышат гласный, стучать по ладошке кулачком, когда слышат твердый согласный и сидеть на корточках, поглаживать ковер у своих ног, когда слышат мягкий согласный звук.

Воспитатель предлагает детям занять места за столами, на которых лежат полоски картона, разделенные на квадратики, цветные круги, на доске расположены картинки: кот и кит, схема слова из трех звуков, перед педагогом лежат лук и жук. Воспитатель предлагает произвести звуковой анализ слов. Дети вместе с педагогом (или самостоятельно) проводят звуковой анализ слов (дети на карточках, педагог у доски) в следующем порядке:

- Сколько звуков в слове?

- Назовите первый звук.

- Какой это звук: гласный или согласный?

- Если согласный, то твердый или мягкий?

- Каким значком обозначаем этот звук?

- Сколько гласных звуков в слове?

- Сколько согласных в слове?

Воспитатель: Зуб. Какие звуки вы слышите в этом слове7

Дети: В начале слышим твердый звук з, в середине гласный звук у, в конце слова – твердый согласный звук б.

Воспитатель: Предлагаю каждый звук отражать на схеме слова соответствующей ему цветной фишкой.

Производится аналогичный звуковой анализ слов: зуб – дуб, дым – дом, жук – лук – люк, рот - кот- кит.

Воспитатель: Сравните похожие слова: кот и кит? Чем они похожи и чем отличаются? Изменение гласного звука о на и привело к изменению согласного звука к. Что случилось с ним?

Дети: он был твердым, стал мягким.

Воспитатель: Молодцы! Правильно!

Дети проверяют правильность выполнения своих задач с теми, что выполнил педагог на доске.

Стихотворная физкультминутка

Дети повторяют с педагогом слова и имитируют действия

Да-да-да! Журчит в источнике вода (дети переминаются с ноги на другую ногу)

Де-де-де! Наклонились к воде (наклоняются, набирают ручками «из ручейка воду»)

Набрали водички и умыли личико («умываются»).

Напились водицы и снова сели учиться («пьют воду» и садятся на свои места).

Воспитатель: Подумайте и ответьте, где предложение, а где просто набор слов? Объясните, как вы догадались.

Купить, папа, елка. Нарядить, елка, мы, красивая.

Дети: это набор слов, они не передают мысли.

Воспитатель: А если я скажу так: Папа купил елку. Мы нарядили красивую елку.

(Дети могут самостоятельно предложить составить и произнести предложения)

Воспитатель Правильно, я произнесла предложение. Предложение выражает законченную мысль и имеет особую интонацию. Давайте вместе составим схему предложения.

Дети самостоятельно и с помощью педагога выстраивают схемы, проговаривая какое слово длинное, какое короткое. Педагог напоминает, что в конце предложения ставятся знаки препинания.

Воспитатель: Так что же такое предложение?

Дети: Это набор слов, связанных между собой по смыслу.

Воспитатель: Из скольких слов может состоять предложение?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Преврати короткое предложение в длинное по образцу.

Идет снег. Солнце светит. Птицы поют.

Дети: ответы детей.

Рефлексия:

Актуализация опорных знаний

Педагог предлагает детям рассмотреть схему и ответить на вопрос:

- Из чего состоит наш язык? (из предложений)

- Из чего состоят предложения? (из слов)

- Из чего состоят слова? (из звуков)

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие)

Воспитатель: Побывав в царстве «Грамматика», вы показали свои знания и умения. Вы молодцы! Поэтому вас ждет заслуженная награда.

Публикации по теме:

Конспект игры «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе Конспект «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Баландина М. В., "ЦРР - Детский сад №224",.

Конспект НОД по развитию речи «Беседуем о зиме» в подготовительной группе Цель: активировать словарь по темам «Зима», «зимние забавы». Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному, образовывать относительные.

Конспект НОД по развитию речи «Праздник Новый год» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Праздник Новый год» в подготовительной группе Тема: «Праздник Новый год». Развитие речи в подготовительной группе. Образовательные области: художественно – эстетическое развитие,.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сказка на новый лад» Творческое рассказывание на тему «Сказка на новый лад». Цель:Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Блокадный Ленинград» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Блокадный Ленинград» 2. Цели: Создать условие для понятия «блокада»; Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические упражнения» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры».Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.

Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Продукты питания» в подготовительной группе Цель: Обогащение активного словаря; развитие связной монологической речи. Задачи: 1. Обогатить, уточнить и активизировать словарь по теме.

Конспект ООД «Зима» по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для развития связной речи детей Задачи: ОО «Речевое развитие» - активизировать словарь детей по теме: «Зима»; - способствовать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Автор публикации:
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
Опубликовано: 12 декабря 2020 в 10:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем наталья лиханова (УИ 312082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД