Валентина Чепля
Конспект ОД по развитию речи «Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Конспект ОД по развитию речи «Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цель:
Знакомить детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Составление рассказа по картине А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности, помочь увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,
- развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Предварительная работа
1. Знакомство со стихотворением И. Токмакова «Весна», разучивание физ. минутки «Грачи».
2. Наблюдение примет наступающей весны в природе.
3. Беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. ;
4. Рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему;
5. Чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна»;
6. Загадывание загадок про времена года, птиц;
7. Прослушивание записей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»;.
Словарная работа: грач, грачата, вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц, грачовник.
Материал: Аудиозапись П. И. Чайковский цикл «Времена года. Весна», портрет А. К. Саврасова, картина «Грачи прилетели», три картины разных времен года( «Сенокос», Золотая осень», Зимний день»)
Ход НОД.
В- Ребята, давайте подойдем к окну. Какое время года сейчас? Какие признаки весны вы видите за окном? Каких красок больше всего сейчас в природе? Что бы вы захотели нарисовать, если бы получили в данный момент бумагу и краски? А как называются картины о природе (пейзаж)
Верно, такие картины называются пейзажем и я не просто так начала разговор о рисовании. Сегодня у нас с вами необычная встреча - встреча с прекрасным. Ведь, когда мы слушаем стихи или красивую музыку, видим прекрасные полотна художников, мы и познаем прекрасное.
Перед вами репродукции картин знаменитых русских художников. Картины этих художников и многие другие о природе средней полосы России. О каких временах года писали художники? Верно, ребята, художники писали о всех временах года. Давайте сгруппируем пейзажи по временам года.
Сегодня с одной из этих картин мы с вами познакомимся поближе. А вот о какой картине речь вы должны догадаться сами.
Звучит музыка П. И. Чайковский из альбома «Времена года» «Весна».
- Слыхали ли вы,
Звенели капели,
Что больше не будут седые метели
Над полем кружить?
- Слыхали, слыхали! –
Ручьи отвечали
И с гор побежали
Долины будить.
- Слыхали ли вы,
Равнины,
Долины,
Что с юга летит караван журавлиный,
Что в роще уж слышатся крики грачей?
- Слыхали, слыхали
Мы гомон
Грачиный
Вчера над макушкою старой рябины
В сиянье закатных лучей.
На вести весенние
Чуткие ушки
Под талым снежком навострила листва,
На первой проталинке снежной горушки
Серебряным цветом взошла сон-трава.
(Беляевская «весенние вести»)
В О каком времени года это стихотворение?
Д О весне.
Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?
- Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.
(Чтение стихотворения И. Токмаковой «Весна» - ребенком)
В: игра «Узнай по описанию».
В: Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива (Грач).
В: У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами. (Береза)
(Чтение отрывка стихотворения «Белоствольная береза»- ребенком)
Мы с вами сегодня познакомимся «Мастером русской живописи», с великим русским художником Алексеем Кондратьевичем Саврасовым. Вот его портрет. (Показ портрета)
И главным произведением этого художника является картина «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.
- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.
(Обратить внимание детей на мольберт, на котором находится картина)
Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны.
Воспитатель: Какой месяц изображён на картине (Март)
Воспитатель: А за мартом, какие идут весенние месяцы (Апрель, май).
В Посмотрите внимательно на картину, что интересного увидел и изобразил художник на своей картине? (Он изобразил церковь, деревья, птиц, грачей)
В - Что изобразил художник на переднем плане картины? (деревья, берёзы) - Расскажите о деревьях на картине, какие они?
(Деревья корявые, большие, старые, ветвистые, снизу тёмные, сверху светлые, без листиков).
В- Кого вы видите на берёзах? (Птиц, грачей)
В- Расскажите о грачах, какие они? (чёрные, крикливые, шумливые, смешные, носатые, радостные)
В - Что делают грачи? (строят, ремонтируют гнёзда, летают, кричат, галдят, хлопочут, внизу один грач нашёл ветку, держит её в клюве)
В- Грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину в свои гнёзда. У них очень много хлопот, надо отремонтировать гнёзда, чтобы можно было высиживать птенцов.
В - Какие деревья выбрали грачи для гнёзд? (Грачи выбрали старое, кривое дерево, оно толстое, ветвистое, гнёзда надёжно укреплены)
В - Вспомните, как называется место, где живут грачи? (Грачовник)
В- Грачовник расположился на окраине села. Здесь тихо, спокойно, красиво. Видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь.
В - Что изобразил художник вдалеке? (поле, луг, лес, заливные луга) - Посмотрите, есть ли на картине солнце? (Нет)
В- Как вы поняли? (На небе тучи).
В- Солнце скрылось за облаками. Оно ещё не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-жёлтого цвета. На снегу видны тени от берёз. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.
В- Ребята, что можно сказать о небе? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами оно низкое, грустное, холодное)
В- Лучи солнца освещают облака, и кажется, что вот-вот облако растает и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.
В - Ребята, каким вы видите снег? (Тяжёлые, мокрый, потемневший, подтаявший, рыхлый, серый, печальный)
- Тает грязный снег и талые воды стекают в пруд.
В - Какими бы словами вы бы закончили свой рассказ об этой картине? Скоро снег совсем растает и покажется мягкая и шелковистая травка. В воздухе пахнет весной. Воздух чист и свеж. Весна!
Физминутка «Грачи»
Ну, что ж, вы вполне готовы составить сами рассказ по картине «Грачи прилетели»
Составление описательных рассказов детьми.
- Ребята, опишите своими словами день, изображенный на картине.
- Какие стоят березы?
- Чем заняты грачи? Опишите внешний вид птиц.
- Какие вокруг строения?
- Какое небо?
- Какое настроение вызывает у вас этот пейзаж? Как бы вы назвали эту картину?
1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи. Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи, вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.
2. «Грачи прилетели» - так называется картина А. Саврасова. А грачи прилетают весной. Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда, чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели, значит весна не за горами.
Итог занятия. В. Чей рассказ вам больше понравился?
В - Вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?
В -Чем она вам запомнится?
В - Что вам понравилось сегодня на занятии?