Стародубцева Галина
Конспект ООД По развитию познавательно–исследовательской деятельности «Вода — жизнь наша»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Малыш»
г. Моздок Республика Северная Осетия – Алания
Воспитатель
Стародубцева
Галина Витальевна
Интеграция областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Расширение представления о свойствах воды.
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Конспект ООД По развитию познавательно–исследовательской деятельности „Вода — жизнь наша“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Упражнять детей в элементарном экспериментировании, подвести их к самостоятельному выводу о физических свойствах воды: прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса, окрашивается, льется, переливается, жидкая, замерзает, нагревается, холодная, горячая, теплая.
- Включает детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются раннее скрытые свойства изучаемого объекта.
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание, умение рассуждать и отвечать на вопросы.
- Развивать воображение, внимание, желание творчески работать, умение логически мыслить.
- Развивать диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующие вопросы; наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность в работе, стремление к здоровому образу жизни.
- Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Методические приёмы:
Исследовательский, словестный, наглядный, игровой, организационный, сюрпризный момент, поисковая деятельность.
Материалы и оборудования:
ИКТ, экран, ноутбук, презентация.
Воздушные голубые шары, ободочки-капельки, фруктовые соки, две кастрюли, половник, кружки, салфетки.
1 стол:
Бутылочки с водой, пустые стаканы.
2 стол:
Облако, на нем губки, большой поднос с водой.
3 стол:
Стакан с водой, стакан с молоком, камни на тарелочке, синяя краска и кисточка.
4 стол:
Стаканы с водой на подносе, чайные ложки, фруктовое аптечное масло.
Предварительная работа:
Заучивание стихотворений, физминутки
Проведения опытов с водой, сахаром, солью, песком
Беседы о воде
Рассматривание альбомов: «Водоемы», «Неживая природа», «Кому нужна вода», «Времена года»
Игры с водой и камнями
Наблюдение за природными и сезонными явлениями
Слушанье песен
Рассуждение с детьми
Ход работы
Дети входят в зал под музыку
Воспитатель – Доброе утро, я всем говорю
Доброе утро, я всех вас люблю!
Вместе с детьми – Здравствуй небо
Здравствуй солнце
Здравствуй земля
Здравствуй вода
Здравствуйте наша большая семья!
Дети садятся на стульчики
Воспитатель – В каждом маленьком ребенке
И мальчишке и девчонке
В голове столько вопросов
«Что?», «Зачем?», и «Почему?»
Надо все ему измерить
И на опыте проверить
Пересыпать и понюхать
Чтоб узнать все «Потому!»
То что в жизни неизвестно
Это очень интересно
На весах предметы взвесить
Или в воду погрузить
Сделать опыт, догадаться,
И ответом удивить
- Вот такие вы у меня любознательные
- Ребята, а отгадайте загадку.
«Чтобы лился дождик с неба,
Чтобы росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без. (воды)
Аудиозапись «Звуки воды» (Ручеек, шум волн, шум дождя)
- Ребята, прислушайтесь, что вы слышите? Как назвать одним словом? (звуки воды)
Презентация
1 слайд:
Какие бывают водоемы, где живет вода? (море, ручеек, болото, озеро, водопад, речка)
- Как называется наша река Республики Северной Осетия (Терек)
2 слайд:
Давайте посмотрим для чего нужна вода?
Чистая вода в стакане (можно пить людям)
3 слайд:
Кастрюля, чайник, на печке (можно готовить еду)
4 слайд:
Мыло, ванна, зубная щетка… (умываться, купаться)
5 слайд:
Один цветок засохший, другой цветущий (растениям нужна вода)
6 слайд:
Животные и птицы пьют воду
7 слайд:
Море, океан (для некоторых животных – вода их дом)
8 слайд:
- Где еще прячется вода в природе? (Роса, дождь, снег, град)
Воспитатель – давайте мы с вами спустимся к речке
Физминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись,
Как приятно в речке плавать
Берег слева, берег справа
Речка лентой впереди
Сверху мостик – погляди
Мы из речки вылезаем,
И на травке отдыхаем
Аудиозапись «Раскат грома» (дети убегают на стульчики)
(Появляется тучка)
Тучка – здравствуйте ребята, я тучка озорная, веселая такая.
Мне на небе стало очень скучно, я услышала как вы разговариваете о воде, я знаю очень много игр с водой, вы хотите быть моими друзьями? (Надеваем шапочки – капельки детям)
- Рез, два, три – теперь вы капельки мои!
1 опыт: «Текучесть воды»
Тучка – вот вам первое задание, нужно из бутылочки перелить воду в стакан.
Воспитатель - Постарайтесь не пролить воду, прислушайтесь к звукам воды, что вы услышали?
Что делает вода? (льется, течет, переливается, шумит)
- Правильно вода льется, значит она какая? (жидкая – это жидкость)
2 опыт: «Вода впитывается»
Тучка – с первым заданием вы справились. Теперь давайте подойдем к облачку, на нем мои детки – маленькие тучки. Какого они цвета? (голубые). А вот лужица, пусть ваши тучки попьют воду из лужи (вымакивают из тарелки воду губками).
Воспитатель - Куда исчезла вода из лужи? (она впиталась) Тучки стали тяжелыми, сожмите медленно ладошка, посмотрите пошел проливной дождик, как идет дождь? (капает)
3 опыт: «Вода прозрачная»
Воспитатель – как у вас все интересно, в какие игры мы еще будем играть?
Тучка – посмотрите перед вами два стакана. Один стакан с чем? (с водой)
Воспитатель - А в другом стакане что? (молоко)
Тучка - У меня есть камешки, мальчики возьмите по одному камню и положите в мой стакан.
Воспитатель – А девочки возьмите по одному камню и положите в мой стакан. В каком из стаканов видны камни? (в стакане с водой) А в стакане с молоком камни видны? (нет в молоке камней не видно) Правильно через молоко камней не видно, потому что оно какого цвета? (белое) А почему видно через воду? (вода бесцветная, прозрачная).
4 опыт: «Вода окрашивается»
Воспитатель – ребятки, я кое что придумала, давайте поиграем с тучкой в прятки спрячем от неё и те камни, которые видно в стакане с водой, а ты тучка отвернись и не подглядывай. Как вы думаете, что нам поможет спрятать камни? (покрасим воду краской) Я возьму кисточку, наберу побольше краски и вымою кисточку в воде. Что произошло с водой? (она окрасилась) Теперь вода также бесцветная? (нет, она синяя) Она прозрачная? (нет, камней не видно)
Воспитатель – тучка поворачивайся ты видишь камни в воде? Тучка – Вы их наверное переложили в другой стакан.
Воспитатель - Ребята у вас получилось, тучка не может найти камешки. Раскроем ей секрет? (мы воду покрасили и она стала не прозрачная а цветная)
Тучка – ребята с вами так здорово было играть. Что вы узнали нового о воде? (она бесцветная, но легко окрашивается, она льется, течет, переливается, вода жидкая)
Воспитатель – А наши дети знают много пословиц о воде:
«В дырявой посуде воду не унесешь»; «Хлеб да вода – чем не еда»; «Была бы водица, и зелень родится»; «Где вода есть, там и саду цвесть»; «Воду и огонь боится»; «Роса да туман живут по утрам».
Тучка - Я вам в подарок принесла воздушные шары. Какого они цвета? (голубые) На что они похожи? (на тучки)
«Тучки по небу гуляют
И друг друга подгоняют
И танцуют и плывут
В общем весело живут.»
Тучка – ребята хотите с тучками потанцевать
Танец с шарами
(дети садятся на стульчики, снять шапочки, за ширмой стучит половник по кастрюле)
Сиропчик – «Ой как вкусно
Готовлю щи капустные
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты
Пирожные, конфеты
Все завтраки, обеды»
- Здравствуйте ребята. Меня зовут повар Сиропчик.
Я очень люблю готовить и сегодня решил вам сворить суп и компот. Как вы думаете, что для приготовления этой еды обязательно нужно? Отгадайте мою загадку –
«Варим суп мы и компот
Без проблем и без хлопот
Но для этого нужна
Обязательно (вода)
5 опыт: «Без вкуса и запаха»
Сиропчик – ребята, вот у меня в стаканах простая вода, попробуйте какая она на вкус? Она сладкая? (нет). Соленая? (нет, она без вкуса) А какая вода на запах? Понюхайте чем пахнет? (ничем, вода без запаха) Что бы получился вкусный суп, что мы добавим в воду? (овощи и соль) а что мы добавим в воду для компота? (фрукты и сахар) Молодцы, но задача в том что я уже в кастрюлю добавил в одну соль в другую сахар, размешал, соль и сахар растворились, и теперь не пойму в какой кастрюле варить суп, а в какой компот?
Воспитатель – давайте снимем пробу? (маленькими ложками пробуют воду с первой кастрюли, потом со второй и определяют вкус воды)
Сиропчик – На воде саленой что я буду варить? (суп, а на сладкой? (компот). Так ладно, а начну я с компота, потрогайте кастрюлю, она холодная или горячая? (холодная) Значит и вода холодная. Теперь поставлю кастрюлю на плиту: «Кипит компот без всяких хлопот»
Сиропчик – в начале вода была холодная, а теперь когда вода закипела на плите, как вы думаете какая стала? (горячая).
Воспитатель - Трогать кастрюлю нельзя, это опасно, она очень горячая. (добавить ягодное ароматизированное масло)
Сиропчик - Налью компотика в кружку, а вы догадайтесь по запаху из каких фруктов или ягод я сварил компот.
Воспитатель – давайте в начале хоть немного остудим его, подуйте на компот. А теперь вдохнем замечательный аромат.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель – что мы еще узнали сегодня про воду вместе с Сиропчиком? (вода без вкуса и запаха, она бывает холодная и горячая)
Сиропчик – как вы думаете если мы смешаем горячую и холодную воду, какая получится? (теплая)
Воспитатель – Сиропчик, наши ребята знают стихи о воде – волшебнице, хочешь послушать?
«Всем нужна водичка
И рыбке и птичке
И деревьем в лесу
И цветочкам на лугу
И котятам и тегрятам
Даже маленьким ребятам
Везде и всегда помогает нам вода».
«Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда
Без нее нам не умыться
Ни наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить».
Сиропчик – ребята вы помните как меня зовут? Поэтому я вам приготовил угощения – много много сока из разных фруктов.
(звучит детская песенка)