Ирина Дымова
«Путешествие в Арктику». Конспект ООД по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для формирования целостного представления о Северном полюсе ; для развития системного мышления детей.
Задачи: Образовательные задачи:
- Создать условия для формирования представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
-Создать условия для обобщения представления об особенностях географического положения Арктики; для знакомства с ее природными условиями и обитателями;
- Уточнение и активизация словарного запаса по теме «Арктика» (глобус, северное сияние, белый медведь, морж и другие);
- Упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;
Темочки:
- Арктика, Северный полюс
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
Развивающие задачи:
-Создать условия для развития логического мышления, смекалки, умения рассуждать, доказывать, делать выводы;
- Способствовать развитию творческого воображения.
Воспитательные задачи:
-Создать условия для воспитания интереса к исследовательской деятельности;
- Побуждать к сотрудничеству и самостоятельности при выполнении заданий;
- Воспитывать бережное отношение к природе, животным, стремление соблюдать правила поведения в природе.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование: Глобус, изображения (рисунки, фотографии) животных, растений, птиц и т. д., аудиозапись шума метели, мультимедийное оборудование, мультфильм «Умка»
Ход организованной образовательной деятельности.
Звучит музыка. Появляется Умка.
- Ой, а кто это у нас такой маленький, беленький. Да это же Умка. Только он очень грустный, не шалит и не веселится. Ребята, как вы думаете дети, что же с ним случилось? (Ответы детей) Может мы можем ему помочь?
Умка: Я у вас играл, резвился,
Рисовал. Но загостился.
К маме мне уже пора.
Помогите, детвора!
Где мне мамочку найти,
Как не сбиться мне с пути?
Воспитатель: Что же делать? Куда нашему Умке отправиться? Где он живет?(Заслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Открывает экран с изображением Северного полюса.
Правильно. Но где же находится Северный полюс? Это мы можем узнать, если рассмотрим…что?
Дети: Глобус.
Воспитатель: На центральном верхнем экране появляется картинка с изображением глобуса.
Воспитатель: А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли).
Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика –
Антарктика и Арктика.
Воспитатель: Ребята, а где расположена Арктика (Ответы детей) Правильно, на самом севере Земли, где очень холодно.
От Северного полюса до Северного полярного круга распростерлась Арктика – царство ледовых пустынь и арктической тундры. Арктика не континент, а ледниковый покров в Северном Ледовитом океане. Льды пребывают в постоянном движении, они дрейфуют. Здесь полгода длится полярная ночь, а потом еще полгода – длинный полярный день.
Предлагаю нам вместе с Умкой отправиться в путешествие, в Арктику. Дети, а вам не страшно отправляться в далёкое путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: Читает стихотворение про Арктику:
Как бьется сердце Арктики?
Оно стучит как маятник.
Отважные полярники
Хранят биенье в памяти.
Под северным сиянием,
Что прячет льды суровые
Слагаются сказания-
Вершатся судьбы новые.
Но что-то гостья редкая
Весна в том крае северном-
Газетными заметками
Приходит неуверенно.
Воспитатель: Наша научная экспедиция сегодня отправится за полярный круг, в зону арктических пустынь. А поплывем мы с вами на Атомном ледоколе Арктика, согласны? (Видео, атомный ледокол Арктика)
Мы отправимся с вами туда,
Где царство холода и льда!
Воспитатель: На Земле есть места, где льдины в морях плавают в любое время года, это Арктика и Северный полюс.
Звучит аудиозапись шума метели.
Воспитатель: Ребята, ну вот мы и приплыли с вами в Арктику, а что это за звуки? (Ответы детей)
Воспитатель: Вспомним, какая погода, климат преобладают в Арктике? Воспитатель: Действительно, погода здесь ветренная, холодная, морозная, множество айсбергов, льдов, снега.
Ребята, а что вам известно о растительности этих краёв? (Заслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Очень скудная растительность, преобладают мхи, лишайники, ягель, карликовые березы, небольшие кусты. На экране появляются картинки с изображением растений.
-А еще здесь произрастает удивительно растение - камнеломка. (Появляется картинка с ее изображением). Как вы думаете, почему люди дали растению такое название? (Ответы детей)
-За удивительную способность и стремление к выживанию в суровых условиях, приспособленность расти среди камней.
-Ребята, а могут ли здесь расти деревья, густые травы? Почему?(Ответы детей)
Воспитатель: Оказывается на Севере вечная мерзлота, поэтому здесь не могут расти большие деревья с мощным, длинным стволом, но однако здесь тоже есть и леса, только особенные. Человек, как великан идет по нему, перешагивая деревья (карликовые березки).Тепло такому лесу под снегом! В короткое лето успевают вырасти и поспеть ягоды: морошка, брусника.
Воспитатель: Дети, сколько месяцев у нас длится зима? А на Севере она длиннее или короче (Ответы детей)
-Зимой на Севере темно, ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки ночь, полгода – ночь. Это полярная ночь. (появляется картинка с изображением Северного сияния)
- Дети, посмотрите, какую красоту можно увидеть полярной ночью. Что это? (северное сияние).
Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи.
Физкультминутка.
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)
Воспитатель: Наш Умка приглашает совершить прогулку по его родной земле. А что мы знаем про белых медведей?
Игра"Закончи предложение"
У бурого медведя шерсть темная, а у северного медведя -. (белая). Бурый мишка спит в берлоге, а белый -. (на льдине). Это самый крупный хищник планеты. Он странствует по льдам Северного Ледовитого океана, охотится на тюленей. Заповедный остров Врангеля на Чукотке называют родильный дом белых медведей. Каждую осень сюда приходят сотни медведиц. Они устраивают в снегу у берега берлоги, где в разгар арктической зимы рождают крошечных слепых медвежат.
-Закройте глаза и прислушайтесь к звукам. Что вы слышите?
(Звучит мелодия вьюги)
Это дуют суровые арктические ветра. А еще я услышала чьи-то шаги. Попробуйте отгадать, какие животные пришли нас встретить. (Ответы детей, после чего на центральном нижнем экране появляются картинки с изображением животных и птиц: полярная сова, тюлени, моржи, белые медведи, песцы, овцебык, белуха)
-Суровые условия жизни, которые являются нелегким испытанием на выносливость и способность терпеть лишения для немногих видов животных. В борьбе за выживание им пришлось приспособиться к жизни в условиях вечной мерзлоты, продуваемых всеми ветрами пространствах, зимой покрытых льдами, а летом болотами. Большинство из них научилось экономно расходовать энергию. Способность к накапливанию подкожного жира, длинная шерсть или оперение.
Воспитатель: А теперь я загадаю вам загадки, в вы попробуйте их отгадать.
Воспитатель загадывает загадки детям о птицах Арктики.
1. Хоть пушиста и бела, Но не скажешь, что мила! Ярко-жёлтые глазищи По ночам добычу ищут! (Полярная сова)
2. Как на елку, рыбку
Нанизал на клювик,
Ожидая даму, угостить хотел.
Белая рубашка на здоровом теле,
Черное пальтишко
И спине комфорт.
Он в открытом море
Слушал моря трели,
Кораблей идущих в близлежащий порт (Тупик)
3. В радостном задоре, Веруя в успех, Она за рыбой в море Ныряет глубже всех. (Кайра)
4. Встретишь этих птиц прекрасных На странице Книги Красной: Оперенье нежное, шея белоснежная! (Пуночка)
5. Над водою кружит розовых птичек стайка. Посмотри, как ловко ловит рыбу – чайка.
Игра «Угадай чей след на дорожке»
Воспитатель предлагает детям угадать по следам на снегу, какое животное здесь недавно прошло. По последнему следу (Белой медведицы) ребята помогают Умке встретится со своей мамой и попасть домой.
Воспитатель: Ну вот ребята помогли мы Умке вернуться домой.
-Знаете, я думаю, что и нам пора возвращаться нам домой. У жителей севера есть свои дела и не станем им мешать. Лучше поблагодарим их за гостеприимство и доставленную нам радость. И отдельное спасибо нашему белому мишке за чудесную прогулку по Арктике.
Итог, рефлексия: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Кому помогли? Что нового узнали?
Понравилось ли вам наше путешествие?
Стук в дверь.
- Посмотрите. Умка прислал нам письмо и посылку. (Зачитывает) Он нас благодарит и хочет, чтобы вы попробовали конфеты " Мишка на Севере". А вечером расскажем мамам и папам, где вы сегодня были и что нового узнали.