Бобылева татьяна Николаевна
Конспект ООД по познавательному развитию «Мы палеонтологи» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию
«Мы палеонтологи»
(для детей подготовительной группы)
Задачи:
Образовательные:
• пополнить знания детей о профессиях, познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность;
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Мы палеонтологи“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
• расширить представления детей о прошлом из жизни динозавров;
• обогащать пассивный и активный словарь новой лексикой: палеонтолог, раскопки, эволюция, экспонаты;
• активизировать желание заниматься поисково-исследовательской деятельностью;
• совершенствовать умения слышать и слушать воспитателя и собеседника, не перебивая его.
Развивающие :
• развивать умение строить умозаключения, грамматически правильно и связно оформлять свою речь;
• развивать память, воображение, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением.
Воспитательные:
• вызвать чувство уважения к профессии палеонтолога;
• продолжать воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитывать желание сотрудничать в малых группах, взаимодействовать в игре.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: мультимедиа система; магнитофон; презентация о динозаврах и профессии палеонтолога; картинка с алгоритмом «Работа в малых группах»; интерактивное пособие «Корзина идей»; карточки с изображением «хороших» дел человека в природе; фото окаменелого яйца, макет, схемы лепки динозавров; пластилин, стеки, доски для лепки; набор юного палеонтолога; флажки; картотека «Динозавры»; карточки-смайлики.
Предварительная работа: чтение стихотворения Елены Чи «Чье яйцо?; просмотр мультфильма «Смешарики. Пин-код. Наука для детей – палеонтология»; словарная работа – введение слов: эволюция, экспонат, раскопки; обсуждение правил работы в группе.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я недавно была в музее и увидела такую необычную фотографию. Но вот только не могу понять, что на ней изображено. Поможете мне выяснить, что на этой фотографии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что же это? (Воспитатель показывает фотографию с окаменевшим яйцом).
Воспитатель: Если это яйцо, то чье же оно? Давайте вспомним животных, которые появляются из яиц? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы совершенно правы, все эти животные появляются из яиц, но обратите внимание на скорлупу, какая она? (Все вместе делают заключение, что оно окаменелое.)
Воспитатель: Если яйцо окаменелое, значит, оно древнее и ему много лет. Кому же оно может принадлежать? (Дети предполагают, если не ответят, подвести их к ответу вопросом: Какие животные жили много миллионов лет назад)
Воспитатель: Слово «Динозавр» означает «ужасный ящер». Так ли это? Хотите узнать еще больше? Тогда проходите к экрану.
1 слайд: фото разных динозавров.
Воспитатель: Много миллионов лет назад, когда еще не было людей, на нашей планете жили динозавры.
Воспитатель: Как вы думаете, чем же питались динозавры? (Ответы детей)
2 слайд: травоядные и хищники.
Воспитатель: Значит, динозавры были травоядные и хищные.
3 слайд: среда, в которой жили динозавры.
Воспитатель: Для жизни динозавров был нужен влажный климат и много растений.
4 слайд: гибель динозавров.
Воспитатель: На земле произошла смена климата, стало холодно и сухо. Динозавры стали погибать от холода и голода и постепенно вымерли.
Воспитатель: Ребята, как люди узнали о существовании динозавров, ведь в те времена людей на Земле еще не было? (Предположение детей).
5 слайд: скелет динозавра и его внешний вид.
Воспитатель: На самом деле, есть такие люди - ученые, которые ведут раскопки в разных уголках нашей земли и изучают останки давно вымерших животных, растений. Они находят кости динозавра и пытаются понять, как он выглядел.
Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает, как называется эта профессия? (Ответы детей)
6 слайд: палеонтолог.
Воспитатель: Эта профессия называется палеонтолог.
7 – 9 слайд: работа палеонтолога, инструменты (молоток, кисть, зубило)
Воспитатель: Палеонтологи на местах раскопок при помощи инструментов, шаг за шагом аккуратно, откапывают и изучают останки животных. Обратите внимание на то, как аккуратно они ведут раскопки. Делают палеонтологи это с помощью специальных инструментов (показ инструментов).
10 слайд: палеонтологические музеи.
Все окаменелости и находки палеонтологи изучают, и свои экспонаты представляют в музеях.
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть настоящий палеонтолог? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в исследовательское путешествие на раскопки, в котором мы сами будем палеонтологами.
Воспитатель: Вы согласны? (Ответы детей)
Воспитатель: Путешествие будет трудным, но вы ведь смелые и выносливые. Я уверена, вы справитесь со всеми препятствиями.
Воспитатель: (Под музыку) Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги.
На раскопки мы идем
И кого там найдем.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, раскопки будем вести в тех местах, которые обозначены красными флажками. Для нас уже приготовлены необходимые инструменты. Палеонтологи работают иногда в парах и я вам предлагаю тоже разбиться на пары. (Дети делятся на пары) Перед работой наденем перчатки, возьмем инструменты, устроимся поудобнее и аккуратно, не торопясь, будем снимать кисточкой слой за слоем. Свои находки возьмем в лабораторию для дальнейшего изучения. У палеонтологов есть специальная картотека с названиями динозавров. Найденные останки вы сравните с картотекой и узнаете, какому динозавру они принадлежат (показать). (Совместная деятельность воспитателя с детьми.)
Воспитатель: Ребята, теперь вы понимаете, что жизнь на Земле постоянно меняется, постоянно происходит процесс естественного развития, который называется эволюцией. Как и динозавры, сейчас многие животные исчезают с планеты насовсем. А что делают с животными, которые находятся на грани исчезновения? (Ответы детей) Верно, их заносят в Красную книгу, потому что их осталось очень мало на земле и часто в этом виноват человек.
Игровое задание «Как уберечь животных на земле, чтобы они не исчезли»
Интерактивная технология «Корзина идей»
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационный этап - Ребята, давайте мы с вами подумаем, как уберечь нашу природу. А поможет нам в этом «Корзина идей». Дети принимают задание.
Организационный
этап - Для того, чтобы быстро выполнить задание, нам нужно разделиться на три группы. Договоритесь, кому с кем удобнее работать и разделитесь на группы.
- Давайте вспомним главные правила работы в группах. Договариваются и делятся на команды.
Озвучивают алгоритм взаимодействия в малых группах.
Деятельностный этап - Что может навредить природе на земле?
- У меня есть картинки-подсказки, выберите те, на которых нарисованы дела человека, помогающие сберечь природу (посадка деревьев, уборка лесов и рек, заводы по переработке мусора и т. д.) и поместите их в «Корзину идей».
Воспитатель выставляет панно «Корзина идей» и косвенно руководит деятельностью детей.
- Вы не забыли договориться, кто будет отвечать от группы? Кто готов?
Группы по очереди представляют свои варианты.
-Ребята, вы согласны с выбором друзей? Вы хотите что - либо добавить?
- Теперь давайте посмотрим, что выбрала другая группа
- Ребята, а можно я тоже предложу свои идеи? А я предлагаю …. Дети предлагают свои варианты: мусор в лесу, пожары, грязная вода в реках и т. д.
Дети выбирают картинку-подсказки и выкладывают их в «Корзину идей»
Обсуждают, советуются.
Аргументируют выбор картинок: «Если человек не будет разбрасывать мусор в лесу, лес будет чистый». Соглашаются и корректируют или дополняют ответы.
Заключительный
этап - Ребята, как вы считаете, справились ли вы с заданием?
- Скажите, вам понравилось работать в команде? Почему? Считаем, что справились!
Анализируют работу в группах.
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Приведем себя в порядок и отправимся в обратный путь.
Воспитатель: Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги.
Чтоб не просто погулять –
Возвратиться в детский сад. (Музыка)
Воспитатель: Где мы с вами были? (На раскопках). Где мы можем встретить динозавров в настоящее время? (В палеонтологическом музее). Кто помогает нам узнать о динозаврах? (Палеонтологи). Может быть, кто-то из вас в будущем станет палеонтологом.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хотела бы узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем путешествии. Понравилось оно вам или не понравилось, трудно вам было или легко. Перед вами лежат 2 карточки. У первой карточки – с одной стороны веселый смайлик, а с другой – грустный, эта карточка будет обозначать, понравилось вам или нет наше путешествие. У второй карточки одна сторона желтого цвета, а другая – синего, эта карточка будет обозначать, трудно вам было или нет: желтый цвет - легко, синий – трудно. (Дети показывают свои карточки, воспитатель спрашивает некоторых из них, почему ему было интересно в путешествии или что особенно трудно было для него.)