Елена Ромашова
Конспект ООД по познавательному развитию для детей 6–7 лет на метеостанции «Свет и тень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Березка»
Конспект занятия ООД по познавательному развитию
детей от 6 до 7 лет группы общеразвивающей направленности
на метеостанции
на тему:
«Свет и тень»
Воспитатель
I квалификационной категории
Ромашова Елена Сергеевна
г. Моршанск
2023
Тема: «Свет и тень»
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию для детей 6–7 лет на метеостанции „Свет и тень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метеоролог. Конспекты занятий
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
Направление: познавательное развитие
Цель: Формирование у детей реалистического представления о природных явлениях.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с солнечными часами, их значением.
• Сформировать у детей представления о истории появления солнечных часов.
• Научить пользоваться солнечными часами: определять время по ним.
• Учить детей наблюдать и делать выводы.
Развивающие :
• Развивать способность к исследовательской деятельности.
• Развивать умение делать простейшие умозаключения.
• Расширять знания о приборах метеоплощадки. Р
• Развивать умение работать в коллективе, помогать друг другу.
Воспитательные:
• Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
Оборудование: иллюстрации разных часов, зонт, веточки, солнечные часы, письмо
Предварительная работа:
знакомство с метеостанцией, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях наблюдения за погодой на метеостанции, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов о погодных явлениях, погоде, временах года.
Интеграция образовательных областей:
1) Социально-коммуникативная
2) Физическое развитие
3) Речевое развитие
4) Художественно-эстетическое развитие
Виды деятельности:
игровая
коммуникативная
двигательная
восприятие художественной литературы
Методы и приемы:
игровой
словесный
наглядный
практический
Ход ООД:
Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень.
Воспитатель: Дети, посмотрите, нам пришло письмо с необитаемого острова! Давайте я вам прочту его:
«Дорогие ребята, надеюсь, это письмо дошло до вас, и вы сможете мне помочь! Меня зовут Незнайка! Я живу в Цветочном городе. Но вот недавно со мной приключилась беда, мои солнечные часы перестали ходить, помогите мне, пожалуйста! Вы ведь уже большие ребята и многое знаете, жду вашей помощи!»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а что может сломаться в солнечных часах? А как мы можем помочь Незнайке?
Ответы детей : палочка сломалась, палочка наклонилась на улице не солнечная погода…
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим наши солнечные часы. Какой они формы? Что на них изображено? Правильно – они круглые, на них изображены цифры – это циферблат солнечных часов. Что находится в центре?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята давайте с вами вспомним как называется этот плавник?
Ответы детей : – гномон, и он помогает определить время.
Воспитатель: А когда у гномона-плавничка появляется тень?
Ответы детей : тень у гномона появляется, когда светит солнце.
Воспитатель: Что такое стрелка солнечных часов?
Ответы детей : Эта тень и есть стрелка солнечных часов. И на какую цифру тень-стрелка показывает — такое сейчас время.
Воспитатель: Посмотрите, у гномона-плавничка есть тень? (Ответы детей) Правильно, есть! На какую цифру тень указывает? (Ответы детей) Верно, это значит, что сейчас 11 часов.
Воспитатель: В старину, люди определяли время по солнышку, глядя на небо. Человек заметил,что длина тени изменяется в течение всего дня. Стало ясно,что точней можно определить время,если глядеть на теньА не на солнце. От этого открытия оставалось всего один шаг до изобретения солнечных часов, которые на самом деле являются теневыми часами. Вместо попыток взглянуть на солнце и связать с этим время дня, лучше взглянуть на тень, которая отражает положение солнца на небе.
Первыми солнечными часами был просто столб, воткнутый в землю. Камни размещенные вокруг столба, показывали положение тени, она двигается в течение дня. Так человек мог измерить текущее время.
Физминутка «Часики».
Кто там ходит влево-вправо? Это маятник в часах.
Он работает исправно И твердит: «Тик-так, тик-так».
(Руки на поясе, наклоны вправо и влево)
А над ним сидит кукушка, Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет, Время точное сообщает.
(Руки перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут, Не спешат, не отстают. (Ходьба на месте)
Мы без них не будем знать, Что уже пора вставать. (Потянуться)
Воспитатель: А сейчас, ребята мы с вами проведем эксперимент.
Воспитатель: Маша возьми зонт и открой его над солнечными часами. Что мы видим?
Дети: Что зонт сделал большую тень, и солнечные часы не работают.
Воспитатель: Убираем зонт и определяем время на солнечных часах.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю нам с вами позвонить в бюро прогнозов и узнаем погоду в Цветочном городе.
Воспитатель: Ну что ребята, мы выяснили, почему перестали работать солнечные часы у Незнайки? Ответы детей : На острове перестало светить солнце. Изменилась погода. Стало пасмурно. Наступила ночь.
Игра «Мастерская часов».
Воспитатель: Детям предлагается сделать самим солнечные часы, используя собранные веточки.
Воспитатель: Ребята, что главное в солнечных часах?
Дети: палочка (столбик, деления!
Воспитатель: Правильно! Давайте теперь каждый из вас попробует сделать свои солнечные часы: вам надо найти палочку (можно взять старые веточки, которые упали с деревьев) и можете начинать чертить круг на земле.
Дети делают солнечные часы, воспитатель при необходимости помогает, показывает, как сделать правильно деления.
Игра «Найти на участке самое солнечное и тенистое место».
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подведем с вами итог: подходит ли сегодняшняя погода для работы солнечных часов? Чем удобны или неудобны солнечные часы?
Ответы детей :
Воспитатель: Ребята, в группе мы напишем ответ Незнайке и отправим письмо.