Таскира Вакилевна Габидуллина
Конспект ООД по познавательному развитию «Белая береза» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представления о белой березе.
Задачи:
-закрепить знания детей об охране природы;
-систематизировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней;
-упражнять детей в умении называть части дерева;
- расширять знания о том, какую пользу приносит береза человеку, какими целебными свойствами обладает;
-развивать внимание, мышление, творческие способности, самостоятельность;
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Белая береза“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Направления образовательной деятельности:
познавательное развитие;
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Оборудование:
репродукции картин И. Шишкина «Ручей в берёзовом лесу»; И. Грабарь «Февральская лазурь»; А. Былича «Грибная пора»; фонограммы песен С. Безрукого «Отчего так в России берёзы шумят…», А. Броневицкого и И. Резника «Край берёзовый», «Во поле берёза стояла» р. н. м. в обработке Е. Кузнецова.
Предварительная работа:
разучивание стихотворений Т. Шоргина «Берёзка», «В гостях у осени»;
С. Есенина «Белая берёза»;
А. Прокофьева «Люблю берёзку белую»;
рассматривание картин разных художников о временах года;
прослушивание песен.
Место проведения: групповая комната.
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо из Африки, от наших
иностранных друзей. Читают письмо.
Мы можем им в этом помочь?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: А чтобы наши друзья смогли всё увидеть и услышать, мы попросим
оператора снять видеописьмо и отправим это письмо им. Согласны?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина
вспоминает и представляет что-то своё, очень-очень родное.
А о чём бы вы вспомнили, оказавшись далеко от дома?
Ответы детей.
Воспитатель: Оказывается, многие люди думают о наших белоствольных берёзах.
И сегодня мы с вами попытаемся рассмотреть берёзку.
Игра «Собери картинку»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все картинки перемешались. Давайте соберем
их правильно. Образцом будут служить вот эти картинки.
Дети собирают разрезные картинки с изображением деревьев.
Воспитатель: Что у вас получилось?
Воспитанники: Деревья.
Воспитатель: Как называются?
Воспитанники: Ответы детей.
Воспитатель: Назовите, что есть общего у деревьев?
Воспитанники: Корни, ствол, ветки, листья.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Воспитанники: Стволом, цветом ствола, листьями, кроной. У тополя —
зеленоватый, у дуба – коричневый, шершавый. Дуб могучий,
большой, долговечный.
Воспитатель: Какой ствол у березы?
Воспитанники: Белый.
Воспитатель: Значит она какая?
Воспитанники: Белоствольная.
Воспитатель: А еще какая?
Воспитанники: Высокая, стройная, кудрявая, зеленая…
Воспитатель: Береза – символ красоты русской природы. Поэты и композиторы
сочиняли стихи и песни о берёзке. Ею можно восхищаться в любое
время года. А вы знаете стихи о березе?
Ребенок читает стихотворение.
Воспитатель: А где можно встретить, увидеть берёзку?
Воспитанники: В лесу, на поляне, около дома.
Воспитатель: Как называется место, где растут одни берёзы.
Воспитанники: Берёзовая роща.
Воспитатель: Любят в нашей стране берёзу, потому что таких берёз и берёзовых
рощ нет больше нигде в мире. Недаром ей посвящают стихи и песни.
Одну из песен мы сейчас и прослушаем просматривая слайды на
экране.
Прослушивание песни С. Безрукого «Отчего так в России берёзы шумят…»
с просмотром слайдов.
Воспитатель: А художники писали картины, любуясь берёзами. А где мы можем
увидеть картины?
Воспитанники: В картинной галерее.
Воспитатель: Мы с вами познакомимся с некоторыми из репродукций, разных
писателей.
Знакомство с картинами, вопросы по картинам.
Воспитатель: Какие берёзы на картинах? Как автор изобразил их? В какое время
года?
Воспитанники: Ответы детей.
Воспитатель: С давних пор весной русские люди радовались ожившей берёзе,
украшали её разноцветными лентами. Берёзу - изображала самая
красивая девушка; пели песни, танцевали и водили вокруг неё
хороводы. Предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка.
Воспитатель: А, ну честной народ, становись-ка в хоровод.
Игра «Берёза» (Координация речи с движением, развитие речевого дыхания)
Береза моя, березонька. (Дети идут хороводом, взявшись за руки.)
Береза кудрявая. (Меняет направление движения.)
Стоишь ты, березонька, (Встали, подъем рук вверх, вдох.)
Посреди долинушки (Опустили руки, выдох.)
На тебе, березонька, (Подъем рук, вдох.)
Листья зеленые (Опустили руки, выдох.)
Под тобой, березонька (Подъем рук, вдох.)
Трава шелковая. (Опустили руки, выдох.)
Воспитатель: Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Со времен
глухой старины вошла в нашу жизнь берёза. Любит наш народ
зелёную красавицу за её красоту, пользу. Она растет во всех уголках
нашей необъятной родины.
Рассматривание иллюстраций дерева в разные сезоны.
Воспитатель: Во все времена года берёза хороша!
Зимой – стоит она, как снегурочка, в своём искрящемся наряде.
Весной – на ветках нежные, клейкие листочки.
Летом – распускает шелестящие на ветру зелёные кудри.
Осенью – берёза покрыта желтой листвой, словно золотом.
Кружатся в воздухе листья, ложатся на землю. Как называется это
явление?
Воспитанники: Листопад.
Воспитатель: Посмотрите на берёзу, из чего она состоит?
Воспитанники: Ствол, корни, крона и т. д.
Воспитатель: Что защищает ствол берёзы от вредных воздействий?
Воспитанники: Кора.
Воспитатель: У берёзы необычная кора. Берёзу за цвет её коры называют
белоствольной. Белую кору называют берестой (показать
бересту.) Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от
воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре — бересте,
есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевички,
через них берёза дышит.
Воспитатель: Вы мне сказали, что кора- это защитный слой дерева, и она не
пропускает воду, а хотите ли вы сами в этом убедиться? Приглашаю
вас в лабораторию…Что вы видите перед собой?
Воспитанники: Ёмкости с водой, кора разных деревьев.
Воспитатель: Найдите кору берёзы.
Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных
деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим,
что произошло.
Рассмотрим баночки с водой, в которые мы положили кору разных
деревьев. Что произошло с корой берёзы, с корой липы и с корой
рябины?
Ответы детей.
Воспитатель: Берёзовая кора на поверхности воды, она не пропускает воду, не
впитывает её, поэтому не гниёт, и изделия из неё очень прочные и
долговечные. А кора других деревьев стала мокрой и хрупкой.
Ребята, мы справились с опытом.
Воспитанники: Да.
Воспитатель: А о полезных свойствах бересты люди узнали очень давно. Она
прочна и долговечна. В древности люди писали на коре – она
заменяла бумагу. Из берёзовой коры плели лапти, корзинки,
лукошки, шкатулки, сосуды для питья. До сих пор в Великом
Новгороде находят берестяные письма и грамоты, которым много
веков. Раньше из листьев берёзы делали зелёную краску, из почек –
коричневую.
Весной собирают почки – из них делают лекарства.
В годы войны пекли из коры хлеб.
Серёжки берёзы служат кормом многим птицам.
БЕРЁЗОВЫЙ СОК – удивительный дар природы. Он очень вкусный, его пьют для оздоровления крови. Им моют голову для укрепления волос, лечат долго не заживающие ранки. В старину говорили: «Хочешь быть здоровым – пей весной три недели свежий берёзовый сок».
Ранней весной, когда просыпается природа, по стволу берёзы начинает бежать берёзовый сок. (Сокодвижение). Но чтобы не повредить дереву его надо правильно собирать. Выбирают зрелую берёзу, делают надрез и подставляют ёмкость. Когда сок собран, место надреза надо замазать глиной или землёй, чтобы ранка быстрее затянулось и дерево не болело. А если собрать сок и уйти, не поблагодарив берёзку. Что же станет с деревом дальше?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, оно увянет к следующему году, или очень сильно будет болеть, ствол постепенно будет усыхать. Не залечив ранку, сок продолжает течь – это берёза плачет.
Каждую берёзку нужно не только любить, но и беречь!
Полезны БЕРЁЗОВЫЕ ПОЧКИ. Их заваривают и пьют как чай. Попил – и простуды как не бывало!
А есть ещё берёзовый гриб – чага. Твёрдый, как дерево. Вы может быть и сами его видели. Если видели на берёзе – значит она болеет. Но и болея, она помогает человеку. Потому что этот гриб – лекарство от многих болезней.
Воспитанники самостоятельно определяют возраст по спилам.
Воспитатель: Берёза – удивительное дерево. Она очень полюбилась русскому
народу за свою красоту, полезные свойства. Человек во все
времена обращался к берёзе.
Воспитатель: Вот как много мы рассказали о белой берёзе. Как вы думаете,
нашим иностранным друзьям понравится это видеописьмо?
Ответы воспитанников
Воспитатель: А вам ребята, что понравилось, о чём мы говорили, чем
занимались?
Ответы воспитанников
Воспитатель: Сейчас заканчивается видеосъёмка и мы отправим письмо нашим друзьям.