Райфа Мухатдисова
Конспект ООД в подготовительной группе «Как живут дикие животные?»
Конспект ООД по познанию (ОСОМ) в подготовительной группе.
Тема: Как живут дикие животные?
Цель: Создание условий для расширения знаний детей о диких животных.
Задачи:
Образовательные: обогащать представления детей о диких животных, их повадках, пище, жилищах.
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Как живут дикие животные?“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
активизировать словарь по данной теме,расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Развивающие:продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе,
Коррекционные:развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки. следить за правильным звукопроизношением.
Воспитательные:воспитывать интерес и любовь к животному миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Методы: словесный, демонстрационный, наглядный, игровой.
Словарь: логово, берлога, дупло, лесник, всеядные.
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о животных, загадывание и отгадывание загадок о животных, д / игры «Скажи наоборот», «Чей детёныш», «Какой? Какая?» и т. д. хороводная игра «А мы не ребята, мы теперь зверята…».
Планируемый результат: отвечает на вопросы педагога, участвует в разговоре о диких животных, отгадывает загадки. Обогашение активного словаря детей, активизация познавательного интереса.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных.
( Вариант: мультимедийная презентация).
Ход ООД
1. Орг. момент. /психологический настрой/ :
- Вы, ребята, посмотрите
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна.
Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.
И конечно не зевайте,
На вопросы отвечайте,
Только хором не кричи,
Знаешь: руку подними!
2. Формирование мотивационной основы.
- Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма:
«Срочно приходите,
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Не поделим мы леса.
Нас волшебник напугал,
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите
И нас срочно помирите!» Жители леса.
- Ну что, отправимся на помощь к животным?
- Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (Дикие или лесные животные)
-Правильно, дикие. А как вы думаете, почему их так называют? (Потому, что эти животные живут в лесу, они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах)
3. Основной этап
1) Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, какие животные живут в лесу, а ещё подскажите какое сейчас время года? Будет потом? ( слайд:Зима)
-Вам загадка:Летом ходит без дороги возле сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь) (слайд)
- Расскажите про медведя, какой он? (огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, косолапый, неуклюжий, коричневый.). У него сильные лапы и длинные когти.
- Как называется дом медведя? (Зимой - берлога, летом - весь лес) (слайд)
- Посмотрите, как зимует медведь в берлоге. Как вы думаетеему тепло или холодно? Почему вы так думаете? (Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело).
-Чем питается медведь? (медведя часто называют косолапым. Но это не мешает мишке ловко лазать по деревьям и нырять в воду, чтобы поймать рыбку. Бурый медведь любит мед и все сладкое, например, он очень любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но медведь – дикий зверь, поэтому он может охотиться и на домашний скот. Бурый медведь великолепно плавает, не боясь переплывать большие сибирские реки. У медведя много подкожного жира, поэтому купаться он может даже в очень холодной воде.)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех (Волк)
- Волк, какой? (Серый, сильный, лохматый, большой, дикий, умный, огромный, голодный, страшный, злой,опасный, хищный, зубастый,). Всегда ходит в серой шубке. У него большие, острые зубы, длинный серый хвост. У волка длинный и протяжный вой. Волки не просто воют на луну, своим воем они передают, что лесная территория уже занята их стаей. Волки живут и охотятся стаями, у них есть вожак.
- Посмотрите у волка тоже есть дом. Как он наз-ся (Его дом называется логовом).
- Что ест волк? (Зайца, мышей,может нападать на домашних животных.)
Гимнастика д/ глаз :«Глазки» (стоя)
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, вверх, вниз,
Повторять ты не ленись. (закрыть)
Укрепляем мышцы глаза. (зажмуриться)
Видеть лучше будем сразу. (открыть, поморгать)
Ой, смотрите, под кустом,
Кто-то с рыженьким хвостом –
Как вы думаете, кто это (Лиса) (слайд)
- Лиса, какая? (Рыжая, красивая, пушистая, хитрая. небольшая, изворотливая, голодная, ловкая, острозубая, длиннохвостая)
- У лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост.
-Меняет ли она свой наряд на зиму? (Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета).
- Почему ее в сказках называют плутовка? (что означает обманщица.)
- Зачем лисоньке такой пушистый хвост? (Следы заметать)У лисы очень тонкий слух и острый нюх.
- Как называется домик лисы? (Нора) (слайд)
- Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная с несколькими выходами на случай опасности.
-Чаще всего её добычей становятся полевые мыши, домашние и дикие птицы, зайцы. Но не брезгует лиса и такой пищей, как дождевые черви, с большим удовольствием лакомится ягодами.
На деревьях живет и орешки грызет. (Белка) (слайд)
- Рассмотрите белку, какая она (маленькая, шустрая, трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.)
- Какие у неё ушки и хвост? (Ушки с кисточками. Посмотрите, какой у белки хвостик – большой, пушистый)
-Где живет белка? Как называется ее домик? (на дереве. Дупло).
-Почему белка так высоко дом свой делает? (Чтобы другие звери не достали)
-Как белочка от мороза спасается? (Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает).
-Как белочка к зиме готовилась ( делала запасы: собирала грибы, шишки,орешки)
П / г "Сидит белка на тележке"
Сидит белка на тележке, Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об
Продает она орешки. кулачок попеременно.
Лисичке- сестричкеЗагибают по одному пальчику, начиная
Воробью, синичке с большого, на обеих руках одновременно.
Мишке толстопятому
Заиньке усатому.
«Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку» (Заяц)
-Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? (Маленький, быстрый, трусливый, длинноухий) У него крепкие зубы, которые помогает ему грызть твердую пищу. Чтобы уберечься от хищников, заяц очень быстро бегает, потому что у него быстрые и крепкие ноги. А еще у зайца длинные уши, поэтому у него очень хороший слух и он может различать малейшие шорохи на большом расстоянии.
- Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?
(Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую).
- Есть ли у зайца дом? (Зайчиха выводит своих зайчат в гнезде, в высокой траве. Когда зайчонок подрастёт, его домом становится весь лес. Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал).
-Что ест заяц? (Морковь, капусту, ветки.)Скучно зайке одному – давайте с ним поиграем.
Физминутка «Зайка».
Скок – поскок, скок- поскок,
Прыгнул зайка на пенёк. (прыжки на 2 ногах)
Зайцу холодно сидеть нужно лапочки погреть. (растирают ладони)
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок, скок, скок. (попеременно)
А затем в присядку, чтоб не мёрзли лапки.
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала(ёж)
- Расскажите какой он (маленький, колючий, трусливый). Мордочка ежа вытянутая. Нос острый. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На лапах по пять пальцев, когти острые)
-Чем питается? ( в опавшей листве ищет насекомых: жучков и паучков. Перед зимой ё ж ест много: ловит мышей, ужей, ящериц, потому что с наступлением зимы он как и медведь ложится в спячку)
Длиннорогий и рогатый
Лесники зовут «сохатый».
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий. (Лось)
-Какой он? (крупный, сильный, быстрый, красивый).
-Верно. Лось быстро бегает,носиткрасивые рога. Своими рогами лось сражается с другими лосями.
-Дома у него нет, т. к он очень пуглив. Спит стоя, а как только заслышит шум - убегает. Зимой его можно втретить в лесу и даже угостить солью- очень любят лоси её лизать. А лесники раскладывают для них ветки.
-Кто такие лесники (люди, которые следят за порядком в лесу)
2) ИграПодбери действия» - вспомним, что умеют делать эти животные.
Медведь – ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом, бродит, лазает (по деревьям, погружается (в спячку, сосёт лапу.
Лиса - крадется, линяет, охотится, ныряет (в сугроб, укрывается (хвостом, разгребает (снег, добывает (пищу, роет, бегает, пробирается,
Белка - прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет (гнезда, прячет (орехи, закладывает (грибы, грызет, шелушит (шишки, прячется (в дупле, цокает. Соскакивает
– Волк - крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется, пробирается, рыщет, устраивает (логово, приносит (еду волчатам, съедает, зарывает, прячет (еду).
- А вы знаете, что у каждого животного есть свои детёныши?
- Пока зверей не было в лесу, их детёныши потерялись. Давайте поможем им найти своих детёнышей. Поиграем в игру «На водопой» и назовём их.
Звери шли на водопой.
За мамой зайчихой прыгал. зайчонок. (Прыжки)
За мамой-лосихой топал…. лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался…. лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился… ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.
За мамой-медведицей шел…. медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали…. бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые… зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою…. волчат, (Идут)
Все мамы и дети напиться хотят (делают движение языком и лакают) .
- Все дикие животные по способу питания делятся на хищных, травоядных и всеядных. Почему животных называют травоядными? (Потому что они питаются травой, кореньями деревьев, ветками деревьев). Хищными? (Потому что они питаются мясом). Всеядные - это какие животные?
-Ребята, подумайте и ответьте: кого можно отнести к хищным?
Волк-его даже называют санитаром леса, потому что он в основном охотится на слабых и больных животных.
Лиса – питается мелкими грызунами, птицами, яйцами, зайцами.
-Кого можно отнести к травоядным животным?
Заяц- грызёт кору с деревьев и корешки.
Белки-грибы, орешки, шишки.
Лось – трава.
-Кого можно отнести к всеядным животным?
Медведь- ягоды, сладкие корешки, рыба,домашний скот.
Ёж- любит грибы,яблоки, а так же не прочь поохотиться на мышей.
-Как вы думаете, легко ли диким животным зимой? (Животным приходится очень трудно зимой, без помощи людей не обойтись Для всех животных в лесу делают «Пункты питания»).
-Что животным страшнее : холод или голод? Почему?)Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка)
-Как им можно помочь перезимовать? (оставлять угощение, если отправились в лес например на лыжах)
-Что можно оставить?
П/ гимнастика «В лесу»
- Мальчик с пальчик,
Где ты был? (4 раза сгибать большой палец пр. р)
- Долго по лесу бродил! (4 раза сгибать палец лев. р)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках. (большой палец пр. р. поочередно соприкасается с остальными пальцами)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку. (большой палец лев. р. поочередно соприкасается с остальными пальцами)
Всем подарки подарил, (ладони вверх)
Всяк меня благодарил. (4 пальца обеих рук одновременно сгибаются – кланяются)
Резерв: Д/и «Назови семью животного» (картинки)
(мама- лиса, папа- лис, ребёнок — лисёнок)
4. Итог занятия.
- Где мы сегодня побывали?
-- Кого встретили в лесу?
- Почему их называют дикими?
- Что интересного вы узнали?
- Зачем нам нужно знать о диких животных?