Наталья Кулакова
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Мир звуков" (Итоговое занятие)
Цель: закреплять знания детей о звуках.
Задачи:
1. Образовательные:
• закрепить умение различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие на слух и в произношении;
• закрепить умение выделять первый согласный звук в слове;
Публикация «Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Мир звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
• закрепить умение проводить слоговой анализ слов;
• закрепить навыки проведения звукового анализа и синтеза.
2. Развивающие:
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать умение понимать логико-грамматические конструкции;
• развивать умение выстраивать причинно-следственные связи; использовать в речи сложноподчиненные предложения с союзом потому что.
3. Воспитательные:
• проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, уважения к взрослым;
• способствовать овладению умениями совместной деятельности (принимать общую цель, договариваться о способах совместной деятельности в ходе фронтальной работы).
Оборудование:
Глобус, посылка, магнитная доска, маркер, магниты красного, зеленого, синего цвета, картинка с нарисованным кораблем, замки (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, картинки для слогового анализа (односложные, двусложные, трехсложные слова, картинки с изображением животных жарких стран (слон,носорог, зебра, жираф, крокодил, верблюд,волшебный сундучок с вложенным приглашением и картой, аудиокомпозиции (песня «Чунга-чанга» звуки природы -шум воды).
Ход занятия
Орг. момент
Дети собираются вокруг педагога.
Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня утром я получила посылку от доброго волшебника.. (слайд 1,2)
Он приглашает нас в Мир звуков. К приглашению прилагается глобус и карта, на которой отмечен путь следования. Путь лежит через острова, окруженные морями. (слайд 3)
Звучит шум воды, плеск волн.
Воспитатель. На чем можно отправиться в путешествия по морям?
Ответы детей: на лодке, яхте, на катере, корабле.
Педагог демонстрирует слайд с перечисленным транспортом. Как назвать все перечисленное одним словом? ( ответ детей: водный транспорт). (слайд 4) Интересно, какой из транспорта подойдет нам?
Дети высказывают свои мысли, используя сложноподчиненные предложения с союзом потому что (Мы поплывем на корабле потому, что он большой и вместительный, удобный).
Воспитатель. : Перед отправкой необходимо сделать запасы знаний. :
«Что такое звук?», «Какими бывают звуки?», «Как понять, что звук гласный?», «Фишками какого цвета обозначаются гласные звуки?», «Как понять, что звук согласный?», «Какими бывают согласные звуки?», «Фишками какого цвета обозначаются согласные твердые звуки?», «Фишками какого цвета обозначаются согласные мягкие звуки?». (слайд 5)
Игра «Поймай звук» - различение гласных и согласных звуков. Взрослый называет звуки, дети «ловят» (хлопают) только гласные звуки.
Игра с мячом «Назови братца» - различение согласных мягких и твердых звуков. Взрослый называет твердый согласный звук и передает мяч ребенку, ребенок называет его «братца» (мягкий согласный звук) и возвращает мяч взрослому ([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’] и т. д.).
Молодцы ребята! Запасы сделаны.
Увязали мы выдумку в узелок,
Сложили терпение в коробок,
Запаслись пучком старания
И горшочком внимания.
Отправляемся в путь.
(звучит шум воды и плеск волн).
Первая остановка: «Остров сокровищ». (слайд 6,7)
Воспитатель. : Сокровища не простые, а загадки золотые. Взрослый загадывает загадки, просит детей отгадать их и назвать первый звук в отгадках.
Я его увидел в книжке,
Подскажите мне, детишки,
На носу — огромный рог,
Знаю, знаю — … Ответ детей: носорог, первый звук в слове [н].
На чудо-коняшке пестреет тельняшка… Ответ детей: зебра, первый звук в слове [з’].
Пройдёт он, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что гордый нрав,
Ведь выше всех зверей … Ответ детей: жираф, первый звук в слове [ж].
Посмотрите-ка, бревно. Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил, так опасен … Ответы детей: крокодил, первый звук в слове [к].
Да, я горбатый, но нравлюсь ребятам…. Ответ детей: верблюд, первый звук в слове [в’].
(слайд 8)
Воспитатель. : Загадки отгаданы, звуки названы.
Взрослый выставляет картинки с изображением животных и просит детей уточнить, какие это животные (ответ детей – животные жарких стран). (слайд 9)
Интересно, что будет, если животные жарких стран окажутся на северном полюсе. Дети высказывают свои мысли, используя сложноподчиненные предложения с союзом потому что (Жираф умрет с голода, потому что ему нечем будет питаться и т. д.)
Вторая остановка: «Остров 3х замков». (слайд 10)
Воспитатель. : На острове построены 3 замка: одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный. В каждом замке свои жители. В одноэтажном живут слова с 1 слогом, в 2х этажном из 2 слогов, 3х этажном из 3 слогов. Я раздам вам картинки, которые надо разместить по замкам, определив количество слогов (мак, кот, лук, жук, коза, лиса, ваза, оса, сова, самолет, бабочка, лягушка, бегемот).
Третья остановка: «Остров Чунга - чанга» - проведение физминутки под песню Ю. Энтина «Чунга - чанга». (слайд 11)
Четвертая остановка: «Остров небылицы» (слайд 12) - понимание логико-грамматических конструкции;
Воспитатель: На этом острове живут небылицы, послушайте их и исправьте, если не согласны с ними.
Телега везет лошадь.
Забор красит маляра.
Горшок растет в цветке.
Каша съела Машу.
Заяц съел лису.
Мышка поймала кошку.
Пятая Остановка: «Остров великана»
Воспитатель:. На этом острове живет великан. Вот его дом, в нем 4 комнаты. Мы не знаем, кто этот великан, но можем догадаться. Нам помогут звуки, которые мы поселим в комнаты. Воспитатель называет по порядку звуки в слове СЛОН, дети дают характеристику каждому звуку и на доске, в схеме, выставляют фишки определенного цвета. (слайд 13)
Дети. :[с] – согласный твердый звук, обозначаем фишкой синего цвета.
[л] - согласный твердый звук, обозначаем фишкой синего цвета.
[о] – гласный звук, обозначаем фишкой красного цвета.
[н] - согласный твердый звук, обозначаем фишкой синего цвета.
Взрослый медленно, утрированно и четко проговаривает каждый звук в слове, дети соединяют их и получают слово СЛОН.
Дети определяют количество звуков в слове, называют согласные звуки, гласный звук, последовательность звуков в слове. (слайд 14)
Последняя остановка: Остров «Мир звуков».
Воспитатель: Нас встречает добрый волшебник. (слайд 15)
Дети рассказывают, на каких островах они побывали во время путешествия, что им особенно понравилось, были ли трудности и как они с ними справились.
Всем детям вручаются медали «Юный путешественник».