Александра Касьянова
Конспект ОД по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте «Куст малины на лесной полянке!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Куст малины на лесной полянке!»
Цель: способствовать закреплению знаний по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
· Обучающая : закрепить знания детей о малине и ее свойствах.
Публикация «Конспект ОД по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте „Куст малины на лесной полянке!“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Малина, малинка
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
· Развивающая: активизировать в речи детей слова со звуком [М]; научить детей выделять из предложений слоги, из слогов слова, из слов звук; совершенствовать умение детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, характеризовать их; продолжать учить детей определять количество слогов в слове.
· Воспитательная: воспитывать интерес к обучению грамоте.
Оборудование: презентация "Малина" и не съедобные ягоды (паслен, вороний глаз, волчеягодний, ноутбук, фишки: синие, красные, зеленые желтые; тетрадки по обучению грамоте (картинки с заданием на тему "Буква М и звук [М], цветные карандаши, простой карандаш - на каждого ребенка.
ХОД
1. Вводная часть
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня с вами будет очень интересное занятие, но для того, чтобы узнать, о чем будет наше занятие, вам необходимо отгадать загадку. Слушаем внимательно.
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками… (малина)
- Правильно ребята! Сегодня мы поговорим с вами о такой ягоде, как малина и вспомним чем она полезна! Скажите, где растет малина? Правильно, малина может расти в лесу, в саду. Какая бывает малина?
· Дидактическая игра «Что можно делать с малиной»
- Ребята, что мы делаем с малиной? (Ищем, собираем, моем, едим, варим малиновое варенье) Молодцы ребята!
2. Основная часть
- Посмотрите, перед вами картинка, что на ней изображено? (куст малины) Правильно дети, малина съедобная ягода? Какие вы знаете съедобные и не съедобные ягоды? Чем малина полезна для человека? Катя, чем полезна ягода? Таня, какие полезные свойства малины ты знаешь? Ребята, я уже придумала название этой картине, называется она «Куст малины на лесной полянке».
- Сейчас ребята, мы с вами вместе попробуем составить рассказ по картине, состоящий из 3 предложений. Поможет нам в этом схема, которую вы видите перед собой. Посмотрите на схему: уголок с линией обозначает начало предложения. Первое предложение какое? (повествовательное) Почему? Правильно, потому что в конце предложения стоит точка! Второе предложение какое? Правильно, тоже повествовательное. Третье предложение какое? Почему? Правильно, потому что в конце предложения стоит восклицательный знак!
- Что вы видите на картинке? Где растет куст малины? Алиса, как мы можем начать предложение? Молодец, значит первое предложение будет таким: «На лесной полянке растет куст малины». Теперь давайте придумаем второе предложение, обратите внимание на схему, каким предложение должно быть? Посмотрите, какого цвета малина? Ваня, значит, как будет звучать второе предложение? «Ягоды малины розового цвета».
- Ребята, обратите внимание на последнее предложение в нашей схеме! В конце предложения какой стоит знак? Значит предложение какое? Дети,
ягода малина полезна для человека? Руслан, значит, как может звучать третье предложение? «Малина очень полезная ягода»!
- Дети, давайте вспомним как начиналось 1 предложение, 2 предложение, 3 предложение? Сколько слов в 3 предложении? Как мы можем узнать? Ребята, у вас на столе лежат фишки желтого цвета, я буду медленно читать предложение, а вы попробуйте выложить из скольких слов состоит это предложение! (Дети выкладывают 6 фишек желтого цвета) Правильно ребята, значит сколько слов в 3 предложении? Правильно, 6 слов!
· Работа в рабочей тетради
- Ребята, посмотрите, перед вами лежат рабочие тетради, что изображено на картинке? Правильно, на картинке изображена корзина и ягоды! Что это за ягода? (Волчеягодник) Правильно, она съедобная? Посмотрите на картинку! Как называется 2, 3 ягода? (паслен, вороний глаз) Посмотрите на картинку! Какого цвета паслен, вороний глаз? Эти ягоды съедобные? Раскрасьте ягоды в соответствии с их окрасом. Ребята, соотнесите съедобные ягоды с корзинкой? Какую ягоду вы положили в корзинку? Почему?
- Дети, сколько слогов в слове малина? Как можем узнать? Ребята перед вами схемы слов, как вы думаете, какая из них подходит к слову малина? Андрей, как ты думаешь? Почему? Правильно, к слову малина подходит 2 схема, так как в слове малина 3 слога, ударение падает на 1 слог. Какой первый слог? (Ма – твердый, ударный) Какой 2 слог? (Ли – мягкий, безударный) Какой 3 слог (на – твердый, безударный).
- Ребята, сколько звуков в слове малина? Давайте попробуем выложить звуки с помощью фишек! Ребята вспомните, какой звук обозначается красной фишкой? (гласные звуки) какой звук обозначается синей фишкой? (согласный твердый звук) какой звук обозначается зеленой фишкой? (согласный мягкий звук). Какой 1 звук? ([м] – согласный, твердый (синяя фишка); [а] – гласный, ударный (красная фишка); [л’] – согласный, мягкий (зеленая фишка); [и] – гласный; [н] – согласный, твердый (синяя фишка); [а] – гласный (красная фишка).
- Молодцы ребята! Сколько всего звуков? (6) Посмотрите на свои фишки, сколько всего гласных звуков? (3) Сколько всего согласных звуков? (3) Дети, какой 1 звук в слове? [М] Он какой гласный или согласный? Давайте попробуем пропеть, получается? Значит звук [М] – согласный, твердый, обозначается на письме буквой М.
· Работа в тетради
- Ребята, перед вами рабочие тетради, переверните страничку, обведите букву (М) заглавную и прописную. Молодцы! Ребята, у каждой буквы алфавита, есть свой стих, как вы думаете у буквы «М» есть стихотворение? Правильно, конечно же есть. Послушайте внимательно:
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
- Ребята, давайте поиграем и отправимся в лес за малиной!
Физминутка «За малиной в лес пойдем!»
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (дети водят хоровод, взявшись за руки) Спелых ягод наберем, наберем. (идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды) Солнышко высоко, (встают лицом в круг, тянутся руками вверх) А в лесу тропинка. (наклоняются и пытаются достать пол) Сладкая ты моя, (идут по кругу, взявшись за руки) Ягодка-малинка.
- Ребята, вспомните какие есть гласные звуки? Что будет, если приложить согласный звук [М] к гласному звуку «А»; «У»; «Ы»; «О»? Какой слог получится? («МА»; «МУ»; «МО»; «МЫ»).
Работа в тетради
- Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, у вас в рабочей тетради есть ячейки, я буду называть слова, а вы попробуйте найти место звука в слове обозначая его крестиком! Где может звук находиться? (в начале слова, в середине и в конце). Правильно! Слушайте первое слово: Машина (в начале слова, Самокат (в середине слова, Пальма (в конце слова). У всех получилось? Молодцы ребята!
- Дети, давайте с вами выучим чистоговорку со звуком [М]?
Ма-ма-ма – дома я сама. Му-му-му – молоко кому? Мо-мо-мо – едим эскимо. Мы-мы-мы – прочитали мы. Ми-ми-ми - поем ноту ми.
3. Заключительная часть
– Ребята, какие вы сегодня молодцы, все задания выполнили. Вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии? Какой это звук? Каким цветом обозначаем? Что понравилось больше всего? В следующий раз мы познакомимся с новым звуком!