Наталья Жулега
Конспект занятия по ознакомлению с национальной культурой «Жаворонки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения). Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: дерево, слайдовая презентация.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с национальной культурой „Жаворонки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Аппаратное и программное обеспечение: экран, ноутбук, магнитофон с записью народной мелодии.
Ход НООД:
Воспитатель: Здравствуйте, нашу встречу начнем с приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки и скажите слова:
«Здравствуй, Солнце,
Здравствуй, Земля,
Здравствуйте все мои друзья!»
(Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Проходите на лавочки, садитесь удобно, да прямо.
Посидим рядком, да поговорим ладком!
Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского и мордовского народа.
А скажите- ка мне, дети, какие вы знаете приметы весны?
Дети: День стал длиннее, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из тёплых краёв.
Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну песнями – веснянками, закличками.
И говорили в старину так:
Солнышко, выгляни, красное высвяти!
К нам на праздник приходи, да весну разбуди!
Давайте, детушки мои, послушаем, как дети в старину мордовские дети кликали весну!
«Маней тей, тей, тей, …
Экше- тов, тов, тов, …
Манеинтень- мазый ал,
А экшентень- кши кочом!
А на русском- это звучит так:
Ясное- сюда, сюда, сюда
Ветерок- туда, туда, туда
Светлому- красивое яйцо,
А ветерку- хлеба кусочек!
Воспитатель: Чтобы приблизить тепло и весну давным- давно на Руси люди придумали обряд (праздник) «Закликание жаворонков».
Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран (края) .
Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?
Дети: грач, скворец, ласточка, …
Воспитатель: А как мы их назовем одним словом?
Дети: перелетные.
Воспитатель: Правильно. Пришла весна на Великую Русскую землю и одна из первых птиц, прилетающая на наши родные просторы – это жаворонок.
И вот ранним утром донесется трель- “чри-чрии-и”.
Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют его «певцом весны».
Послушайте голос жаворонка. (запись)
Воспитатель: Какой голос?
Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, звонкоголосый, напевный.
Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках»
( воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол)
Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка «жаворонки» улетают из гнезда. Когда музыка закончится нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.
«В наших домиках будет веселье,
У крылатых жильцов новоселье».
Игра «Жаворонки в гнездах»
Воспитатель: Молодцы, жаворонки, не потерялись.
Проходите на лавочки. Я продолжу свой рассказ о народном празднике.
В этот день мамы рано вставали и из теста лепили булочки, похожие на птичек- жаворонушек. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи. Вот и я вам сегодня испекла жаворонков, мы с вами будем весну кликать!
Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную,
Принесите нам.
Давайте, мои хорошие, выйдем с вами на улицу и тоже скажем эту закличку.