Папки-передвижки

Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные»

Шончалай Салчак
Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство с предметами быта русской культуры.

Задачи: познакомить детей с русскими деревянными ложками, рассмотреть узоры, формы, цвета, рассказать о назначении ложек и особенностях деревянных ложек : может служить для приема пищи, как сувенир, как музыкальный инструмент; развивать диалогическую речь, расширять словарный запас; воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, воспитывать любовь к родной культуре, эмоциональную отзывчивость.

Публикация «Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой „Цветные, расписные, деревянные, резные“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: деревянные расписные ложки с узорами и без них, современная ложка, иллюстрации с разными видами ложек, гречневая каша; ложки для игры «Веселый музыкант»; кукла Маша, стол со скатертью, посуда.

Предварительная работа: разучить с детьми пальчиковую гимнастику про ложки, игру «Веселый музыкант».

Словарная работа: расписные, узор, резьба, ложечный промысел, ложкарь, черенок, черпак, ручки точеные, граненые, строганные.

Ход беседы.

I. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика.

Дети приходят к Маше в гости. У неё накрытый стол. На печке варится каша. Сама Маша в русском костюме. Дети здороваются с куклой. Воспитатель обращает внимание детей на сваренную кашу.

Вкусная каша.

Каша из гречки.

Где варилась? В печке!

Сварилась, упрела,

Чтоб Машенька ела,

Кашу хвалила,

На всех разделила.

Досталось по ложке:

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке,

И Маша доела последние крошки.

- А чем же Маша будет кушать? (Ответы детей).

- Давайте покажем, как Машенька ложки раздавала.

Я сегодня всем сама

Ложки к ужину дала.

Ложка первая себе,

Маме дам – их будет две.

Третью папе я кладу

Привыкаю так к труду.

Ложка бабушке – четыре,

Нет бабули лучше в мире.

Пятую котёнку дам,

Но Василий наш упрям.

Кот лакает молоко,

Кушать ложкой нелегко!

Он её не хочет знать,

Как его мне воспитать?

Ложку в лапы не берёт,

В молоке усы и рот.

О. Богдан

II. Беседа.

- Ребята, для чего Машенька раздавала всем ложки? (Ответы детей).

- Ложка - часть столового прибора, предмет, которым наливают или едят жидкости, накладывают или едят полужидкую, рассыпчатую пищу.

- Из чего сделаны наши ложки?

- Из железа. (Ответы детей).

- Посмотрите, ребята, вот такими ложками мы едим, а раньше все ели деревянными ложками. Ах, какие красивые ложки у Машеньки!

Рассмотреть с детьми разные ложки: узоры, цвет, форму.

По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Отправляю в рот.

- Ребята, а на что ложка похожа? (Ответы детей – лодочка, лопатка.)

- Давайте посмотрим, из каких частей состоит ложка? Лопасть - черпак; черенок - ручка. По форме черенки бывают круглые строганные, круглые точёные (токарные, плоские, гранёные, овальные и другие.

Русской деревянной ложке очень много лет. Любой взрослый мог вырезать ложку из дерева. Даже возник ложечный промысел. А людей, которые вырезали ложки из дерева и продавали, стали называть ложкарями.

- Посмотрите, ребята, какие ложки вырезают из дерева!

Рассмотреть с детьми иллюстрации с резными ложками и работой мастеров.

- Ложки вырезали из дерева осины, липы, рябины и т. д. А вы, какие деревья знаете?

- Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, это большой труд. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т. п. Ложку украшают изящной резьбой. Ложки для еды не раскрашивают, а вот сувенирные ложки расписывают вручную настоящие художники, затем покрывают специальным лаком.

Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Пища станет вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

- Ребята, давайте попробуем деревянными ложками поесть кашу. Раздать детям ложки и попробовать гречневую кашу.

Стоял кораблик-ложка

В Картофельном порту.

Ушёл кораблик-ложка

С картошкой на борту.

Поплыл кораблик-ложка

С картошкой по волнам.

Плывёт кораблик-ложка,

А Лешка его:– АМ

В. Левин

- Удобно ли есть такими ложками? Горячая каша или в ложке остыла? Вкусна ли каша в такой ложке?

- Обычно в домах были отдельные ложки для гостей. К ложкам в крестьянском доме относились бережно, хранили на специальных полках – ложечниках или в специальных корзинах. Обычно в крестьянских семьях ели из большой, опять-таки из дерева вырезанной чашки, но каждый своей ложкой.

- Расписные деревянные ложки можно использовать и как музыкальный инструмент. При соприкосновении друг с другом ложки издают удивительно гармоничный, чистый звук.

III. Игра «Веселый музыкант».

- А мы с вами знаем игру с ложками «Веселый музыкант». Давайте поиграем.

IV. Рефлексия.

- Что интересного вы узнали про ложки?

- Когда появились ложки?

- Какие ложки бывают? Какой формы, какого цвета?

Ребята благодарят за угощение и прощаются с Машенькой.

Публикации по теме:

«Расписные декоративные бутылки»«Расписные декоративные бутылки» С давних времен к нам пришла традиция украшать интерьер элегантными сосудами. Это могут быть вазы, графины, кувшины и бутылки. Их огранка,.

Комплексное занятие во второй младшей группе по художественной литературе и рисованию «Ложки деревянные» Комплексное занятие во второй младшей группе (художественная литература и рисование) на тему: «Ложки деревянные». Кабарухина Т. Н. МБДОУ.

Конспект занятия: «Путешествие в осенний лес» Возрастная группа детей: вторая младшая группа Цель: развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи. Образовательные задачи по основной образовательной области:.

Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись»Мастер-класс — деревянные расписные бусы «Городецкая роспись» Наступило лето! А когда ещё, если не летом носить яркие, необычные украшения. Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению.

Мастер-класс «Расписные Пасхальные яйца»Мастер-класс «Расписные Пасхальные яйца» Близится праздник Пасха и как всегда,как мне кажется,у педагогов возникает вопрос,что бы такого интересного придумать для подделок. В этом.

Мастер-класс «Расписные вазочки из папье-маше»Мастер-класс «Расписные вазочки из папье-маше» Весна. Солнышко греет и всё оживает кругом. У всех прекрасное весеннее настроение. И мы хотим вам предложить работу,сделанную девочками из.

Моё увлечение — деревянные игрушки. Я хотела бы поделиться и рассказать о своем интересе и увлечении работы с деревянными игрушками. Хочу немного коснуться того, почему именно.

«Расписные яйца» — творчество детей«Расписные яйца» — творчество детей Приближается светлый праздник Пасхи! Мы с малышами готовились к празднику вот так! Жили били дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла.

Конспект НОД «Русские народные деревянные игрушки» НОД в областях «Социализация», «Коммуникация». Открытый просмотр «Совместная деятельность педагога и детей по реализации представлений о.

Сценарий праздника к 8 марта «В гости к нам весна пришла, цветные дорожки принесла» (II младшая группа) По просьбе участников этого сайта выкладываю этот сценарий! В празднично украшенный зал входят дети младшей группы, в руках цветочки, останавливаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные»
Опубликовано: 13 августа 2015 в 15:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные»» (включая файлы) размещена пользователем Шончалай Салчак в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД