Шончалай Салчак
Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с предметами быта русской культуры.
Задачи: познакомить детей с русскими деревянными ложками, рассмотреть узоры, формы, цвета, рассказать о назначении ложек и особенностях деревянных ложек : может служить для приема пищи, как сувенир, как музыкальный инструмент; развивать диалогическую речь, расширять словарный запас; воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, воспитывать любовь к родной культуре, эмоциональную отзывчивость.
Публикация «Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой „Цветные, расписные, деревянные, резные“» размещена в разделах
- Деревья весной. Весенние цветущие деревья
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Материалы и оборудование: деревянные расписные ложки с узорами и без них, современная ложка, иллюстрации с разными видами ложек, гречневая каша; ложки для игры «Веселый музыкант»; кукла Маша, стол со скатертью, посуда.
Предварительная работа: разучить с детьми пальчиковую гимнастику про ложки, игру «Веселый музыкант».
Словарная работа: расписные, узор, резьба, ложечный промысел, ложкарь, черенок, черпак, ручки точеные, граненые, строганные.
Ход беседы.
I. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика.
Дети приходят к Маше в гости. У неё накрытый стол. На печке варится каша. Сама Маша в русском костюме. Дети здороваются с куклой. Воспитатель обращает внимание детей на сваренную кашу.
Вкусная каша.
Каша из гречки.
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела,
Чтоб Машенька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила.
Досталось по ложке:
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Маша доела последние крошки.
- А чем же Маша будет кушать? (Ответы детей).
- Давайте покажем, как Машенька ложки раздавала.
Я сегодня всем сама
Ложки к ужину дала.
Ложка первая себе,
Маме дам – их будет две.
Третью папе я кладу
Привыкаю так к труду.
Ложка бабушке – четыре,
Нет бабули лучше в мире.
Пятую котёнку дам,
Но Василий наш упрям.
Кот лакает молоко,
Кушать ложкой нелегко!
Он её не хочет знать,
Как его мне воспитать?
Ложку в лапы не берёт,
В молоке усы и рот.
О. Богдан
II. Беседа.
- Ребята, для чего Машенька раздавала всем ложки? (Ответы детей).
- Ложка - часть столового прибора, предмет, которым наливают или едят жидкости, накладывают или едят полужидкую, рассыпчатую пищу.
- Из чего сделаны наши ложки?
- Из железа. (Ответы детей).
- Посмотрите, ребята, вот такими ложками мы едим, а раньше все ели деревянными ложками. Ах, какие красивые ложки у Машеньки!
Рассмотреть с детьми разные ложки: узоры, цвет, форму.
По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.
- Ребята, а на что ложка похожа? (Ответы детей – лодочка, лопатка.)
- Давайте посмотрим, из каких частей состоит ложка? Лопасть - черпак; черенок - ручка. По форме черенки бывают круглые строганные, круглые точёные (токарные, плоские, гранёные, овальные и другие.
Русской деревянной ложке очень много лет. Любой взрослый мог вырезать ложку из дерева. Даже возник ложечный промысел. А людей, которые вырезали ложки из дерева и продавали, стали называть ложкарями.
- Посмотрите, ребята, какие ложки вырезают из дерева!
Рассмотреть с детьми иллюстрации с резными ложками и работой мастеров.
- Ложки вырезали из дерева осины, липы, рябины и т. д. А вы, какие деревья знаете?
- Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, это большой труд. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т. п. Ложку украшают изящной резьбой. Ложки для еды не раскрашивают, а вот сувенирные ложки расписывают вручную настоящие художники, затем покрывают специальным лаком.
Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
Пища станет вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.
- Ребята, давайте попробуем деревянными ложками поесть кашу. Раздать детям ложки и попробовать гречневую кашу.
Стоял кораблик-ложка
В Картофельном порту.
Ушёл кораблик-ложка
С картошкой на борту.
Поплыл кораблик-ложка
С картошкой по волнам.
Плывёт кораблик-ложка,
А Лешка его:– АМ
В. Левин
- Удобно ли есть такими ложками? Горячая каша или в ложке остыла? Вкусна ли каша в такой ложке?
- Обычно в домах были отдельные ложки для гостей. К ложкам в крестьянском доме относились бережно, хранили на специальных полках – ложечниках или в специальных корзинах. Обычно в крестьянских семьях ели из большой, опять-таки из дерева вырезанной чашки, но каждый своей ложкой.
- Расписные деревянные ложки можно использовать и как музыкальный инструмент. При соприкосновении друг с другом ложки издают удивительно гармоничный, чистый звук.
III. Игра «Веселый музыкант».
- А мы с вами знаем игру с ложками «Веселый музыкант». Давайте поиграем.
IV. Рефлексия.
- Что интересного вы узнали про ложки?
- Когда появились ложки?
- Какие ложки бывают? Какой формы, какого цвета?
Ребята благодарят за угощение и прощаются с Машенькой.