Получи документы

Конспект ООД по ознакомлению детей с историей родного края в области «Познание» (старший дошкольный возраст)

Татьяна Ефименко
Конспект ООД по ознакомлению детей с историей родного края в области «Познание» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с историей родного края

в области «Познание»

(старший дошкольный возраст)

Тема: «Село Полянки – Родина А. Ф. Лихачева -коллекционера, ученого, нумизмата»

МБДОУ «Детский сад «Волжаночка» с. Полянки» Спасского муниципального района Республики Татарстан

Воспитатель: Т. Г. Ефименко

Интеграция образовательных областей :

Публикация «Конспект ООД по ознакомлению детей с историей родного края в области „Познание“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Образовательная область «Познание» :

Знакомство детей с событиями прошлого, с жизнью людей, историческими памятниками своего родного села. Познакомить с жизнью и деятельностью А. Ф. Лихачева – коллекционера, археолога и нумизмата, который родился в селе Полянки.

Совершенствование понимания смысла пространственных отношений (слева, справа, между, рядом, определение местонахождения предмета и обозначение его в речи.

Закрепление умения устанавливать последовательность событий - что было сначала, что потом. Развитие внимания.

Образовательная область «Коммуникация» :

Развитие умения вести диалог.

Обогащение речи детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Закрепление правильного произнесения звуков. Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях.

Образовательная область «Социализация» :

Создание условий для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности:любви к родному краю, к своему селу.

Образовательная область «Художественное творчество» :

Совершенствование умения передавать в рисунке красоту родной природы, исторического памятника села - церкви.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» :

Продолжение знакомства со стихами о Родине. Вырабатывать отношение к книге как к источнику знаний. Вызывать желание бережно относиться к книге.

Материал к занятию:

Компьютерная презентация. Книга «Казанский антиквариум» Г. Назипова,С. Измайлова Альбомные листы бумаги и акварельные краски для каждого ребенка.

Ход:

I. Дети, что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья). Правильно! Послушайте, я прочту вам стихотворение о Родине:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которым мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Дети, в библиотеке я нашла очень интересную книгу, которая называется «Казанский антиквариум». В ней рассказывается о коллекционере, археологе А. Ф. Лихачеве, который начал собрать свою уникальную большую коллекцию живя в нашем селе Полянки. Дворянский род Лихачевых ведет свою историю в России с XV века (слайд 1). В наследство им переходил древний родовой герб, где за доблести и заслуги были начертаны золотые воинские трубы, охотничий рог с зубом вепря, золотые ключи и сверло (слайд 2)

Андрей Федорович Лихачев(1832-1890) родился в нашем селе Полянки-Никольское Спасского уезда Казанской губернии. (слайд 3) Здесь прошло его детство и юношеские годы. Он стал пятым ребенком в семье, когда умер отец, ему было всего три года. Лихачевская усадьба находилась в центре села, которое располагалось на небольшой возвышенности, недалеко от Волги и речки Утки (слайд 4). Само место было необыкновенно живописным, и не случайно Полянки входили в число замечательных волжских селений. Впрочем, и сейчас Полянки одно из красивейших сел Спасского района: летом утопает в зелени, а с крутого берега открывается чудный вид на Волгу. В двадцати километрах от него находилась (и сейчас сохранилась и восстанавливается) средневековая достопримечательность – развалины древнего города Болгар.

Украшением села была каменная церковь, выстроенная прапрадедом Л. И. Лихачевым. по обе стороны от нее тянулись длинной улицей крестьянские дома (слайд 5). Кроме земледелия, в имении занимались коневодством – на конном заводе, устроенном еще С. А. Лихачевым, выращивались породистые лошади. Доход имению приносило содержание крупного рогатого скота. Молоко и мясо шли на обеспечение большой помещичьей семьи и дворни и на продажу. В имении был разбит обширный сад, где росли яблоневые и вишневые деревья, красная и черная смородина, крыжовник. Была у Лихачевых своя оранжерея, в которой выращивались виноград и лимоны, персики и сливы, и теплицы, где росли «камышинские арбузы и дыни-дубовки и ананасовые» доход регулярно пополнялся рыбной ловлей.

Дом, в котором родился А. Ф. Лихачев, был двухэтажный деревянный. Перед ним симметрично располагались каменные флигели и хозяйственные постройки. С левой стороны находился сад, разделенный оврагом на две части и соединяющийся красивым мостиком с беседкой. Справа располагался огороженный участок леса, где находился зверинец, устроенный еще при жизни отца-Федора Семеновича Лихачева. Детство прошло в обстановке «необыкновенного уважения к науке» и любви к искусству – в окружении старинных книг, фарфора, оружия и картин. Заботясь о будущем своих детей, мама-Глафира Ивановна -нанимала нянек и гувернеров, когда дети подросли – домашних учителей. Как и во многих других дворянских семьях, детей готовили к государственной службе. Основательное домашнее образование давало возможность Лихачевым без особых проблем продолжать обучение в высших учебных заведениях. Попрощавшись с родными Полянками, дети разъехались. Судьба каждого из них сложилась по-своему, но они всегда любили возвращаться в родное имение. в 1848 году Андрей Лихачев поступает в Казанский университет. Он из всех детей отличался прилежностью в учебе, любовью к истории и литературе. еще в раннем возрасте он начал писать стихи, делал переводы с иностранных сочинений и продолжил литературные знания в университете. После окончания университета А. Ф. Лихачев был принят на службу в канцелярию казанского губернатора, но через пять лет, в 1858 году, в чине отставного коллежского секретаря вышел в отставку и больше никогда не служил. Он жил в Казани в собственном доме (слайд 6, лиш изредка выезжая к брату в родные Полянки или в имение Березовка, доставшееся ему по наследству от матери. Женился Андрей Федорович уже после смерти матери лишь в 1876 году, у них родились 6 детей (слайд 7).

В 1869 году в Полянках закончилось строительство нового дома. Во второй половине XIX века в Полянках росло уже новое поколение Лихачевых.

Во время лихолетья войн и революций усадьбу постигла та же участь, что и другие дворянские усадьбы. Она была разорена, владельцы выселены из родного дома. В помещечьем доме были открыты столярная мастерская и школа колхозной молодежи.

Лихачевы предпринимали попытки сохранить коллекции, еще хранившиеся в полянской усадьбе. В 1920 году, покидая родные места, Иван Петрович Лихачев привез в Казань более двух десятков картин и четыре китайские вазы.

В Полянках от самой усадьбы не осталось и следа. Уже давно нет ни озера, ни усадебного сада, и даже фундамента господского дома, но до сих пор мы – жители – используем в разговоре такие названия, как Барская роща и Барское озеро. Барской горой называем обрывистый берег реки, где ранее располагалась усадьба. Сохранилось единственное архитектурное сооружение, связанное с Лихачевским родом, - Никольская церковь

(слайд 8). В 2001 году, стараниями настоятеля церкви отца Евгения, храм стал возрождаться (слайд 9). И сейчас он является не только украшением нашего села, как и раньше, но и российским историческим памятником.

Как уже отмечалось, Андрей Федорович Лихачев был потомственным коллекционером. Близость уникального исторического памятника – «Волжских Помпей» - и самостоятельное знакомство с древними находками подкрепили жизненный выбор будущего коллекционера. Археологический раздел лихачевской коллекции состоял из булгарских древностей, найденных преимущественно в окрестностях Булгара и Билярска, а также медных и бронзовых находок из Спасского и Чистопольского уездов (слайд 10). Начало было положено с доставшихся от отца и деда старинных предметов : картин, старинного оружия, чубуков и трубок. Самой крупной по общей численности была нумизматическая коллекция, которая доходила до 25 тысяч единиц. Первые монеты были также найдены в окрестностях Болгарского городища (слайд 11).

Одна из наиболее ярких составных частей обширного собрания А. Ф. Лихачева – художественная коллекция. Посмотрите на декоративный столик со столешницей, украшенной вышивкой из бисера. Работа выполнена А. Ф. Лихачевым г. Казань. Середина XIX века (слайд 12). Формирование коллекции началось с нескольких фамильных художественных полотен, которые он привез в свой собственный дом в Казани из Полянок. Существуют еще небольшие античная, египетская коллекции, коллекция графики. Обширная комплексная коллекция заложила основу для открытия Казанского городского музея. В 1964 году произошло разделение коллекции А. Ф. Лихачева. и по сегодняшний день предметы лихачевской коллекции находятся в разных музеях, а в этих музеях – в разных секторах хранения.

И все же не смотря на разделение и распыление коллекции А. Ф. Лихачева, она тем не менее в своей основе сбережена для потомков и, находясь в государственных хранилищах, является частью Музейного фонда России.

II. Физкультминутка

По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)

Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух (Махи руками.)

Беседа с детьми по усвоению материала.

III. Продуктивная деятельность детей : рисование красками на тему «Мой любимый край»

IV. Анализ занятия

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с историей и символикой родного края во второй младшей группе «Сказание о черкесском флаге» Конспект занятия по ознакомлению с историей и символикой родного края во второй младшей группе «Сказание о черкесском флаге» Цель: познакомить.

Конспект ИОС «Что такое воздух?» (старший дошкольный возраст) Тема ИОС: «Что такое воздух?» (старший дошкольный возраст). Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская,.

Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края Воспитание и обучение дошкольников на основе краеведческого материала - устоявшаяся традиция всей системы дошкольного образования. В настоящее.

Конспект НОД «Россия — Родина моя» (старший дошкольный возраст) КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» Афанасова Людмила.

Конспект НОД «Старание и терпение» старший дошкольный возраст (6–7 лет) Конспект НОД по духовно-нравственному развитию Тема: «Старание и терпение» Старший дошкольный возраст (6-7лет) группа №9 Воспитатель: Шарова.

Конспект занятия «Снеговик». Старший дошкольный возраст Конспект занятия. Тема: «Зима» Тема:«Снеговик», художественно-эстетическое развитие, экспериментальная деятельность. Цель: закрепить приёмы:.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края» Тема: «Использование ТРИЗ - технологии при знакомстве с историей родного края» Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание.

Видеоотчет о НОД по ознакомлению с миром природы «Вода-волшебница» (старший дошкольный возраст) Программное содержание: Обучающие задачи: -Продолжать знакомить детей со свойствами воды:(без цвета; текучая; растворитель). -Познакомить.

ООД по развитию речи для детей с ТНР «Беседа о русских богатырях» (старший дошкольный возраст) ООД по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Логопедическая группа детей с ТНР Тема: Беседа о русских богатырях Программное содержание:.

Конспект занятия «Мы все разные, но мы все равны» (старший дошкольный возраст) Введение Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по ознакомлению детей с историей родного края в области «Познание» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 16 сентября 2019 в 11:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по ознакомлению детей с историей родного края в области «Познание» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ефименко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД