Ирина Имашева
Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цели: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Задачи:
Обучающие :
Публикация «Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение»; совершенствование навыков звукового анализа слов, закреплять умения детей давать полную
Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению и анализа предложений; упражнять в составлении предложений.
Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
Закрепить графический образ букв.
Развивающие:
Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;
Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Формировать чувство товарищества.
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) :
Наглядный материал: телевизор, ноутбук, презентация к занятию, звукозапись «звукового письма», конверт с письмом, слова школе, В, читают, дети, и, пишут.
Раздаточный материал: конверты с заданиями:
• полоски для составления предложений по схеме;
• таблички с цифрами 1,2,3;
• карточки с картинками – лепестками;
• карточки с недорисованными буквами;
• карточки для выполнения задания определение положения звука в слове;
• игра «Составь слово по первым буквам»;
• карандаши (синий, красный, зеленый, простой, ручка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Это учителя, они хотят посмотреть, как мы с вами подготовились к школе, какие мы стали взрослые, как много мы знаем и умеем. А еще, какие мы дружные и как мы умеем друг другу помогать.
В группу входят воспитатель соседней группы и говорит : «Вам письмо на электронную почту».
Воспитатель: Большое спасибо. Кто бы это мог быть? (видеописьмо)
«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приглашаю вас совершить увлекательное и интересное путешествие в страну «Пиши-Читай». Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Всезнай Академьевич».
Воспитатель. Вот так сюрприз. Всезнай Академьевич прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли вами гордиться.
Воспитатель: В волшебную страну можно попасть, только пройдя пароль. Вы готовы? Тогда начинаем. Я буду каждому из вас задавать вопрос, на который вы должны ответить, если кто-то не сможет ответить на вопрос, то другие ребята смогут ему помочь.
Пароль.
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений, предложения – из слов)
- Из чего состоят слова? (из слогов)
- Скажите ребята, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Есть звуки, которые произносятся легко. Их можно тянуть, петь, они не встречают во рту преград. Как называются эти звуки? (Гласные)
- Сколько гласных букв в алфавите? (10)
- Назовите гласные звуки (А, О, У, Ы, Э, И).
- Почему вы не назвали: Я, Ё, Ю, Е? (Эти гласные буквы имеют два звука, один из которых мягкий согласный звук «Й»)
- А как называются звуки, которые встречают во рту преграды? (Согласные)
- Правильно, молодцы! Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите и покажите их. (Есть. Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука. Буквы Ж, Ш, Ц – всегда твердые, т. к. у них нет мягкого парного звука)
- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? (Ъ, Ь)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Пиши-Читай. А вот и первое задание: из слов нужно составить предложение и прочесть его. Вот эти слова:
школе, В, читают, дети, и, пишут.
Воспитатель: Давайте их прочитаем. Какое бы предложение из этих слов вы бы составили? (предложения детей) У вас на столах лежат полоски картона. Вы работаете в парах, составляете схему этого предложения. (Можно попросить у доски выполнить это задание одного из детей самостоятельно. После выполнения проверка.)
Воспитатель: Молодцы! Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы). Что мы ставим в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Второе задание - Игра «Рассели друзей по домикам». Возьмите таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача определить сколько слогов в названии каждого животного. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? (да). Начали. (На слайде появляются картинки. Дети определяют количество слогов в данных словах.)
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Раз присели, два привстали,
Три нагнулись и достали
Левой ручкою носок,
Правой ручкой потолок.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Повертелись, покрутились
И за парту все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
Задание №3. Игра «Ромашка» (у каждого на столе лежит лепесток, который закрепляется на доске)
Воспитатель: Ребята, сейчас вы по очереди будете выходить к доске. Каждый из вас должен будет собрать из лепестков, лежащих у вас на столе ромашку. Только одно условие: первая ромашка с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. Вторая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук.) Ну, а третья ромашка с серединкой зелёного цвета, какие у нее лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на мягкий согласный звук.) Дети выполняют задания
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
Воспитатель: Четвёртое задание. Возьмите голубой конверт с заданием. Найди и обведи только те предметы, в название которых есть звук, который находится в верхнем левом углу. Затем определи, где живет звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем. (Выполнение задания). А сейчас поменяйтесь заданиями с соседом, и проверти друг друга. (Дети проверяют и исправляют)
Задание №5 «Составь слово по первым буквам названий. Звукобуквенный анализ слов»
Воспитатель: Ребята, у вас на столах карточки с картинками. Составьте слово по первым буквам названий, напишите слово с помощью букв. Разделите слово на слоги, поставьте ударение и сделайте звуковой анализ. (Дети выполняют задания)
Шестое задание. Игра «Половинки».
Воспитатель: Переверните карточки. Что вы видите? (недорисованные буквы). Внимательно посмотрите и буквы эти допишите - правую половинку буквы. (Дети выполняют задания…Закончили? Хорошо. Подпишите ваше имя на карточке. Эти карточки мы передадим нашим гостям, попросим их оценить выполненные вами задания. Если задание выполнено правильно, то попросим их нарисовать на вашей карточке звездочку, если же там будут какие-либо ошибки, то попросим нарисовать - флажок. В конце занятия вы посмотрите выставленные вам оценки.
Гимнастика для глаз:
В нашем садике, как в сказке (моргают глазками)
Все ребята лечат глазки.
На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)
А волшебные очки, очень озорные!
Через них, смотря вокруг, (круговые движения)
Узнаешь, что это жук!
А вот сороконожка, гуляет по дорожке!
Там бабочка порхает, (посмотреть налево)
Цветочек расцветает, (посмотреть направо)
Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)
Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)
Задание №7. Игра «Какое спрятанное слово»
Воспитатель: Вам необходимо отгадать какое слово спряталось в слове. Внимание на экран.
-Какое животное спряталось в слове РАКЕТА? (РАК)
-Какая часть лица человека спряталась в слове КОЛОБОК? (ЛОБ)
- Какая часть тела человека спряталась в слове ПРЯТКИ? (ПЯТКИ)
-Какой цветок спрятался в слове ГРОЗА? (РОЗА)
-Какое артиллерийское орудие спрятано в слове ОПУШКА? (ПУШКА)
-Какая домашняя птица спряталась в слове ШУТКА? (УТКА)
Восьмое задание. Игра со зрителем «Составь как можно больше слов»
Воспитатель: Надо составить много слов из слова ТРЕУГОЛЬНИК. Как можно больше! Отвечать будем по очереди: дети – взрослые. (Угол, уголь, тир, ток, кот, клен, лен, лень, ель, тик, кит, крот, рот, ор, гул, тело, трель, нить, иго, гол, ноль и т. д.)
Итог занятия:
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? А какое вам понравилось больше всего?
Ребята, сейчас вы можете подойти к нашим гостям, забрать у них выполненные вами задания с выставленной вам оценкой и посмотреть, что же вам поставили.