Натали Лопатько
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе
Цель:
закрепить знания, умения и навыки детей, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
закреплять умение составлять предложения по схеме с применением приема мнемотехники; определять количество слогов в слове, систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках; закреплять умение подбирать слова с заданным звуком. Выполнять звуковой анализ слов, используя условные обозначения. Закреплять навыки чтения. Развивать связную речь, фонематический слух. Воспитывать желание говорить правильно, умение слушать ответ товарища.
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Словарная работа:
восклицательное, вопросительное, грамота, пригодится.
Материалы и оборудование:
письмо от Мудрой Совы; схема предложений, фишки для звукового анализа слов, «звуковое дерево»» с красными, зелеными и синими листочками, картинки с изображением фруктов, магнитики, мяч для игры, загадки и картинки с отгадками, аудиозапись звуки природы, карточки с недорисованными буквами, мнемотаблицы по теме «Весна»; мнемодорожки с пословицам и поговоркам о весне, медальки для награждения.
Ход занятия.
1. Организацонный момент
Звучит аудиозапись «Звуки природы» Дети входят в зал.
Релаксационное упражнение «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам,
(улыбаются друг другу)
Всем тем, кто живет на нашей планете,
(разводят руками в стороны)
«Доброе утро!» - скажем гостям и детям.
Доброе утро!
Ребята, за окошком кто-то промелькнул.
Кто-то бросил к нам в оконце посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо
Может это воробей, пролетая, уронил
Может кот письмо как мышку на окошко заманил.
ПИСЬМО
На нем написано «Детям подготовительной группы №10».
«Дорогие дети, вы скоро пойдете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Если вы справитесь с моими заданиями, я буду уверена, что вы готовы к школе!»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто мог написать нам такое письмо?
А вот узнать, кто написал нам письмо, поможет подсказка.
(Показываю детям ребус - сова)
Дети проходят на места.
2. Основная часть
Воспитатель: ребята, в этих конвертах Сова приготовила для нас задания.
Конверт 1
Открываю конверт, достаю схему предложения.
Вопросы к детям:
Дети, как вы думаете, что это? Ответы детей.
А что такое предложение?
Да дети, предложение - это несколько слов, которые дружат между собой. Скажите, что означает каждая полоска на схеме? Как пишем первое слово в предложении? Что ставим мы в конце предложения? Посмотрите на схемы предложения нашей Совы, сколько слов здесь? Придумайте предложения по этим схемам (схемы на экране). А так как сейчас на улице весна, пусть оно будет тематическим, о весне. И помогут в этом наши подсказки.
При помощи схем дети составляют предложения (метод мнемотехники)
А если я в конце предложения поставлю знак вопроса, каким станет предложение? (Вопросительным).
Произнесите свои предложения так, чтобы они стали вопросительными? (3-4 варианта ответа).
А если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, каким станет предложение? (Восклицательным)
Открываю 2 конверт
В словах живут (буквы, а в буквах (звуки)
- Какие бывают звуки? (Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие).
- Какие звуки называются гласными и почему? (Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград).
- Какие звуки называются согласными и почему? (Согласные звукам не поются, мешают зубы, губы и язык. А согласные звуки бывают - твердые и мягкие, звонкие и глухие).
Игра «Звуковое дерево». (Сова предлагает поиграть в игру).
У нее в лесу растут необычные деревья, на них растут листья, не только зеленого, красного, но и синих цветов. Эти деревья звуковые (детям раздаются картинки с изображением фруктов).
Ребенок должен определить первый звук и сообщить где растет этот фрукт. Пример: Яблоко – на дереве с красными листьями, т. к первый звук в слове гласный. Идет закрепление схематического образа звука.
Воспитатель хвалит детей.
Открываю 3 конверт
Совушка предлагает детям отгадать загадки и назвать в отгадках первый звук.
Что за птички-невелички Его мы слышим каждый раз -
Разместились на страничке? Ребят он созывает в класс.
Все рядом от «А» до «Я» - Как только кончиться урок -
Эта дружная семья Так снова зазвучит… .
Все расскажет, объяснит, (Звонок)
А зовется… .
(Алфавит)
С букварем шагает в школу Кто шагает с сумкой книг
Деревянный мальчуган. Утром в школу?
Попадает вместо школы (Ученик)
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
(Буратино)
*** ***
Какому животному принадлежат Лечит маленьких детей,
сапоги и чудная шляпа с пером? Лечит маленьких зверей.
(Кот) Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… .
(Айболит)
Дети отгадывают слово «АЗБУКА»
Идет работа по звуковому анализу слова.
Воспитатель: А сейчас, ребята, самостоятельно отгадайте зашифрованные слова на карточках. (Детям предлагают карточки).
Используя карточки, называя первый звук в словах - картинках дети проводят звуковой анализ отгаданных слов.
/Воспитатель хвалит детей. /
Физминутка «Буквы»
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
(Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
(Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
(Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнуть,
(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)
Открываю 4 конверт
Какое это слово? Азбука (Длинное)
А какие еще бывают слова?
Как различить длинные и короткие слова?
Игра: «А ну-ка повтори» (с мячом)
Дети стоят в кругу, воспитатель с мячом в руках.
Воспитатель называет начало чистоговорки и бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч и заканчивает чистоговорку.
Та, та, та – хвост пушистый у кота.
Га, га, га – у оленя есть рога.
Ха, ха, ха – не поймать нам петуха.
Жа, жа, жа – убежали два ежа.
Му, му, му – молока кому?
Со, со, со – покатилось колесо.
Са, са, са – вот летит оса.
Ун, ун, ун – в сказках есть колдун.
Он, он, он – в зоопарке слон.
Игра: «Помогите расселить жителей леса по домам».
Мы с вами должны помочь совушке расселить этих лесных жителей в домике по этажам. В одноэтажном доме живут животные, в названии которых один слог, на втором этаже – два слога, а на третьем – три слога.
/ Воспитатель хвалит детей. /
Дети садятся на стульчики.
Открываю 5 конверт
Закрепление пословиц и поговорок о весне
(с использованием мнемодорожек)
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весной вверху печет, снизу морозит.
Весенний дождь растит, осенний гноит.
Без первой ласточки весна не приходит.
Кто спит весной, тот плачет зимой.
Открываю 6 конверт
Совушка предлагает детям дорисовать буквы на листочке бумаги.
Воспитатель хвалит детей и дарит им грамоты «Умника» и «Умницы», а так же подводит итог.
Важно ли то, о чем мы узнали сегодня? Что было самым трудным?
И почему?
Ребята, что мы можем рассказать сове в письме?
Воспитатель: «Грамоте учиться – всегда пригодится».
Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе.
Всего вам доброго!