Елена Калабина
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять знания детей о свойствах песка и его применении.
Задачи:
Обучающие.
- Продолжать знакомить детей со свойствами песка.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающие.
-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.
Методы. Наглядно - демонстративные, словесные, практические, игровые, проблемно – поисковые, методы контроля.
Публикация «Конспект ООД по образовательной области „Познавательное развитие“ в старшей группе „Волшебный песок“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: все области.
Средства реализации: Песок, белые листы бумаги, ложечки, фартучки, вода, тарелочки, лупы, иллюстрации с видами природного песка, ёмкость с песком для рисования, ёмкости для поделки, ёмкости с цветным песком.
Предварительная работа: Беседы: «Песочные часы», «Где можно найти песок». Рассматривание картинок с видами построек из песка. Наблюдение и игры с песком на прогулке; объяснение слов – валун, скала
Ход ООД
Организационный момент
Воспитатель: Ребята у меня есть «Волшебный мешочек», как вы думаете, что в нем? (Предлагает детям на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д.). Отгадайте загадку «Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он на стройке и на пляже и в стекле расплавлен даже». Ребята, что это?
Дети. Песок.
Воспитатель. Подумайте, где можно увидеть песок?
Дети. На пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке.
Воспитатель. Верно (вместе с детьми рассматривают иллюстрации). Что же такое песок? Хотите узнать о нем больше? Об этом мы узнаем из опытов.
Основная часть.
Воспитатель. Одевайте фартуки и подходите все к первому столу.
Опыт №1. Из чего состоит песок?
Воспитатель. Как вы думаете, что такое песок? (Выслушивает ответы детей)
Воспитатель. Итак, песок — это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце и еще раз время разрушили горы, осыпали скалы, растолкли валуны, раздробили камни, сделав из них песок.
Воспитатель: - Ребята, как можно, узнать из чего состоит песок?
Дети. Его надо рассмотреть.
Воспитатель. - Что может нам помочь рассмотреть песок поближе?
Дети. Нам поможет лупа.
Воспитатель. - Давайте рассмотрим песок. Что вы видите? Из чего он состоит?
Дети. Песок состоит из песчинок, и у песчинок разная форма.
Воспитатель. Давайте возьмём песок в ладошку, пощупаем его, покатаем. Какой он?
Дети. Мелкий, колючий, круглый.
Вывод: песок состоит из песчинок, они мелкие, колючие, круглые.
Опыт № 2. Песок сухой и мокрый.
Воспитатель. Ребята, каким бывает песок после дождя?
Дети. Мокрым.
Воспитатель. От чего сухой песок становится мокрым?
Дети. От воды.
Воспитатель. Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать?
Дети. Налить воды.
Воспитатель. А когда сильная жара, каким бывает песок?
Дети. Сухим.
Воспитатель. А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту (дети пробуют). Получается?
Дети. Да.
Воспитатель. А теперь с сырым песком сделаем то же самое (дети пробуют). Получается?
Дети. Нет.
Воспитатель. Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось?
Дети. Все песчинки слиплись.
Воспитатель. Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму. Что мы можем сделать из мокрого песка?
Дети. Слепить пирожки.
Воспитатель. Давайте слепим по пирожку.
Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет.
Опыт № 3. Следы на песке.
Воспитатель. Ребята, попробуйте оставить след на сухом и мокром песке. Что вы заметили?
Дети. Остались следы на мокром песке.
Воспитатель. Ребята, а кто и что может оставлять следы на песке? (люди, животные, транспорт).
Вывод: На мокром песке остаются следы.
Физкультминутка.
Все ребята дружно встали. Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели. Присесть.
Как листочки полетели. Покружиться.
Опыт № 4. Рисунки на песке.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно рисовать на песке? (Ответы детей). Верно. И мы сейчас попробуем нарисовать на песке. Переходим к следующему столу (на столе ёмкости - корбки с сухим песком на стекле).
• Дети рисуют на песке в коробках со стеклом.
Вывод: на песке можно рисовать картины, стирать нарисованное и, снова рисовать.
Опыт № 5. Узор из цветного песка.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может быть волшебным? Проходите к этому столу. Садитесь. На столе вы видите тарелочки с цветным песком. Назовите, какого он цвета.
Дети. Белый, красный, зеленый, оранжевый, синий, желтый.
Воспитатель. Хотите попробовать составить волшебный узор из цветного песка? (Ответы детей) Сейчас, я объясню, что мы с вами будем делать. Берете баночку. Насыпаете первый слой песка того цвета, который вам нравится. Разравниваете его ложечкой ровно. И так далее насыпаете разные слои песка. Ни в коем случае песок в баночке нельзя трясти, а то все перемешается и не получится красивого узора.
• Дети вместе с воспитателем выполняют работу.
Воспитатель. Какие вы молодцы. Какие красивые узоры у вас получились.
Вывод: из цветного песка можно составлять разные узоры.
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, сегодня при помощи опытов, мы с вами узнали много нового о песке. Что мы узнали о песке?
Дети. Песок состоит из песчинок; - сухой песок сыпучий, а мокрый - нет; - на мокром песке остаются следы. - песком можно рисовать.
Воспитатель. А еще чему вы научились сегодня?
Дети. Научились рисовать на песке, составлять красивые узоры из цветного песка.
Воспитатель. Чем тебе… (опрашивает каждого ребенка) понравилось заниматься? За что вы можете себя похвалить сегодня? Вы все, молодцы. Спасибо за активное участие. А сейчас закрывайте свои баночки крышкой, снимайте фартучки, вытирайте руки салфеткой, берите свои стаканчики с волшебным узором из цветного песка и попрощайтесь с нашими гостями.