Елена Куликова
Конспект ООД для детей 6–7 лет «Путешествие в прошлое лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
1. Познакомить детей с историей появления электрической лампочки, подвести к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.
2. Дать понятие, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
3. Развивать ретроспективный взгляд на предметы; внимание, мышление.
4. Вызывать положительный эмоциональный настрой к прошлому предметов.
Ход ООД:
• Ребята, вы любите отгадывать загадки? Угадайте, кто у нас в гостях?
Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём – огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Публикация «Конспект ООД для детей 6–7 лет „Путешествие в прошлое лампочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Электрическая лампочка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Ярким пламенем зажжётся.
• А вот и наша гостья – лампочка! (У лампочки грустное лицо).
• Как вы думаете, лампочки всегда были или чем-то другим освещали помещение?
• Посмотрите, какое у лампочки лицо?
Дело в том, что у неё много сестёр и братьев, но она их никогда не видела и ничего о них не знает. Она просит, чтобы мы помогли ей побольше узнать о своих родственниках. Как мы можем ей помочь?
• А хватит ли у нас знаний, чтобы рассказать лампочке о родственниках?
• А где мы можем об этом узнать? (Прочитать в энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у взрослых, у ученых).
• Учёные, которые изучают прошлое, называются исследователями.
• Каких родственников лампочки, которых создала природа, вы знаете? (Солнце, звезды).
• Давайте мы с вами превратимся в исследователей и отправимся в путешествие в прошлое лампочки искать родственников, которых придумал человек, начиная с древности.
• Скажите, чем древний человек освещал свою пещеру? (Разжигал огонь, костёр).
• Значит, первым, самым древним родственником лампочки был костёр.
• Древнему человеку было трудно ходить по улице ночью. Почему?
• Что придумали люди, чтобы освещать, себе путь ночью?
Раньше люди освещали себе дорогу факелами.
Это светильник на рукоятке – палка с намотанной на конце просмоленной паклей.
Люди зажигали факел от костра и в тёмное время суток выходили с ним на улицу, чтобы осветить дорогу.
• Затем люди придумали лучину. Что это такое? (Щепка, заострённая на конце.)
• Из какого дерева делали лучину? (Оно хорошо горит.)
ПОКАЗ ЛУЧИНЫ.
• Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали.
• Как вы думаете, можно ли при свете лучины читать?
• Чем неудобна лучина? (Мало света, быстро сгорала, нужно закреплять.)
ВЫВОД: лучина давала мало света, очень коптила, быстро сгорала. Лучина – это второй родственник лампочки, она удобнее, чем костёр. Но и она не устраивала людей, и они придумали новый осветительный предмет. Угадайте, какой? Его делали из воска (свеча). Показ свечи.
• Как устроена свеча? (Внутри фитиль из ниток.) Зажигаю.
• А как вы думаете, чем неудобна свеча? (Можно обжечься, от неё может быть пожар, она даёт мало света, коптит.)
• Долго ли может гореть свеча?
• Чем свеча удобнее, чем лучина? (Её можно поставить, дольше горит.)
Вот мы с вами нашли третьего родственника лампочки – свечу, она удобнее в применении, чем лучина.
• Ребята, давайте, преобразуем свечу и изобретём новый, более удобный осветительный прибор.
• Как вы думаете, что можно добавить к свече, чтобы не обжечься?
Если она упадёт, чтобы не было пожара? (Закрепить стеклянным абажуром.)
• А что можно добавить к свече, чтобы она дольше горела? (Горючую жидкость – керосин.)
• Вот мы с вами и придумали новый осветительный прибор, который удобнее свечи – это керосиновая лампа. Это уже четвёртый родственник нашей лампочки. Люди придумали его намного раньше, чем мы с вами. Давайте рассмотрим керосиновую лампу.
• Ребята, а чем была неудобна керосиновая лампа? (Неярко горела, нужен был керосин, коптила.)
• Ребята, люди постоянно хотели, старались найти более удобный и яркий осветительный прибор. Прошло много лет. И, когда появилось электричество, Александр Лодыгин придумал электрическую лампочку. Давайте её изобразим.
ФИЗМИНУТКА
• А теперь рассмотрим её (показ плаката). Из чего состоит лампочка? (Из стеклянной колбы, цоколя, внутри тонкие проводки, к которым присоединена спираль.) Когда лампочку вкручивают в люстру, по проводкам к спирали бежит электрический ток, и лампочка загорается.
• Почему лампочка удобнее, чем керосиновая лампа? (Не коптит, ярче светит, не нужно керосина).
Лампочки и сейчас освещают наши квартиры. В наших домах много разных красивых светильников (показ картинок).
Мы сегодня с вами прошли длинный путь превращений от костра до электрической лампочки.
• А теперь я предлагаю вам выполнить задание. Оно покажет, были ли вы внимательными. (Детям предлагается выложить осветительные приборы, придуманные человеком по мере их появления; природные источники света).
• Теперь мы можем сказать, что солнце, звёзды, луна, месяц – это источники света, которые создала природа, - они относятся к природному миру.
Костёр, лучину, свечу, керосиновую лампу, электрическую лампочку придумал и создал человек – они относятся к рукотворному миру.
• А теперь давайте расскажем всё, что мы узнали о лампочке с помощью этих знаков.
• Что было бы, если не было бы света?
Свет в жизни человека имеет большое значение. В древности люди с наступлением темноты ложились спать, так как ничего не могли видеть в темноте. А сейчас даже ночью в наших домах есть свет – это очень важное открытие человека.
• Что нового мы сегодня узнали?
• Где и когда могут пригодиться нам эти знания?
• Где и когда мы можем использовать предметы прошлого в наше время?