Бережная Марина
Конспект ОД по речевому развитию и чтению сказки «Слепая лошадь»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Тема: «Слепая лошадь».
Цель: знакомство детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».
Программные задачи:
Образовательные: способствовать эмоциональному восприятию художественного произведения, подвести к пониманию нравственного смысла, мотивированной оценке поступков и характеров главных героев; формировать основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию и чтению сказки „Слепая лошадь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошади. Литература и стихи для детей о лошадях
- Лошадь, жеребенок, конь
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Развивающие : развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение; развивать кругозор, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;
Методы и приё мы: Показ, похвала, вопросы к детям, чтение произведения, объяснения, художественное слово.
Словарная работа: Роскошно, соболя, парча, рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, осунувшаяся крыша, князь, стреха, единодушно.
Предварительная работа: Чтение произведений К. Ушинского; Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности (работа с родителями); Заучивание пословиц о доброте; Выставка книг К. Ушинского (работа с родителями); Рисунки детей по произведениям К. Ушинского;
Индивидуальная работа: Вспомнить, по возможности заучить пословицы о доброте с Катей О.
Материалы и оборудование: Портрет К. Ушинского; Книги писателя; ноутбук с иллюстрациями.
Ход ОД:
Мотивация:
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть загадка, хотели бы вы её отгадать?
Дети: Да, хотели.
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно:
«Есть листок, есть корешок, а не куст и не цветок,
Нету лап, нету рук, а приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет, обо всем тебе расскажет…
Дети: Это книга.
Воспитатель: Правильно, а где живут книги?
Дети: В библиотеке, в книжном магазине, на полке.
Воспитатель: А у нас в группе есть книжная полка, на которой хранятся книги? (подходим к полке) Ребята, посмотрите, какие книги здесь есть?
Дети: Сказки, стихи, рассказы….
Воспитатель: Кто из вас скажет, кто пишет книги?
Дети: Писатели.
Планирование деятельности:
Воспитатель: А с какими писателями вы уже знакомы? (ответы детей)
Сегодня, я хочу познакомить вас еще с одним детским писателем. А зовут его Константин Дмитриевич Ушинский. (Показать слайд к. Д. Ушинского)
Ребята, посмотрите на портрет писателя К. Д. Ушинского. Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился на хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. Так появилась знаменитая книга «Родное слово», которая принесла Ушинскому Славу народного учителя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Вот несколько книг с произведениями Ушинского. А еще специально для вас я принесла еще несколько его книг. Подойдите к столу. Предлагаю их рассмотреть. Кто умеет читать, может прочитать, как они называются.
Воспитатель: Все произведения Ушинского про животных. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг у нас сегодня. И я их вам все обязательно потом прочитаю. А сейчас, я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой. Как вы думаете про кого она? Хотели бы узнать? О ком в ней пойдёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят.
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка.
Это – резвая …
Дети: Лошадка.
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня я хочу вас познакомить со сказкой Константина Ушинского, которая называется «Слепая лошадь», хотели бы вы её послушать?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда присаживайтесь поудобнее, и слушайте внимательно.
Реализация замысла:
(Чтение сказки)
Воспитатель: Понравилась ли вам сказка? О ком она?
Дети: О слепой лошади.
Воспитатель: Как звали главного героя?
Дети: Догони-Ветер
Воспитатель: Кем был для Уседома Догони-Ветер?
Дети: Любимой лошадью.
Воспитатель: Что однажды приключилось с купцом?
Дети: На него напали разбойники.
Воспитатель: Кто спас Уседома?
Дети: Лошадь.
Воспитатель: Что обещал хозяин своему коню?
Дети: Чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса.
Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?
Дети: Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой.
Воспитатель: Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?
Дети: Прогнать его со двора.
Воспитатель: Как чувствовал себя Догони-Ветер?
Дети: Одиноко.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «одиночество»?
Дети: Одиночество - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
Воспитатель: Чему же учит нас этот рассказ?
Дети: Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром, а ведь добро, доброта начинаются с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим»
Воспитатель: Справедливо ли поступило вече, предписав жадному, непорядочному купцу кормить Догони - Ветра до самой его смерти?
Дети: Да, народ правильно поступил с купцом.
Народ не только вынес приговор, но еще и прислал человека, который должен был следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел поступать так, как поступил купец.
Воспитатель: Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении? А какие? (ответы детей)
Посмотрите на экран все, сейчас я вам объясню, что все эти слова обозначают:
Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.
Соболя – мех хищного зверька (соболь).
Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
Рогатина - большая палка с развилиной на конце.
Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.
Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.
Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.
Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.
Князь - правитель города.
Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.
Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.
Воспитатель: Ребята, как много новых слов мы с вами узнали. Молодцы, а теперь предлагаю немного отдохнуть:
Физкультминутка:
Цок-цок-цок (поочередно топают ногами)
Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок.
Я копытом постучу (ходьба на месте)
Если хочешь, прокачу (легкий бег)
Посмотри, как я красива (руки на пояс, повороты туловища)
Хороши и хвост и грива (туловище влево, вправо)
Цок - цок – цок (кружатся на месте)
Цок - цок – цок (руки полусогнуты в локтях перед собой).
Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули. Ребята, какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?
Дети: «Жизнь дана на добрые дела»; «Мир не без добрых людей»; «Доброе слово доходит до сердца»; «Добрые дела лучше мягкого пирога»; «Дружба дороже денег»; «Кто вчера солгал, тому завтра не поверят»; «Сам погибай, а товарища выручай».
Воспитатель: Молодцы, сколько много пословиц назвали. А сейчас хочу предложить вам поиграть в игру: «Каким делает человека доброта?»
Дети: Доброта делает человека красивым.
У доброго человека выражение радости и покоя на лице.
От доброго человека исходит тепло.
У доброго человека милая улыбка на губах.
У доброго человека добрый и ласковый взгляд.
Воспитатель: Как, вы думаете доброту можно потрогать? Можно ли попробовать на вкус? А можно ли ее увидеть? А в чем ее можно увидеть?
Дети: в поступках, действиях, чувствах.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сейчас занимались? С какой сказкой познакомились? Кто её автор? Чему учит нас эта сказка? Какую пользу лошади приносят людям? Чем сказка закончилась? Вы согласны с окончанием сказки? Вам понравилась сказка? Кому бы вы её рассказали?
Вы сегодня слушали сказку внимательно, правильно отвечали на вопросы. Маша сегодня много назвала пословиц о доброте, Дима интересно рассказал каким делает человека доброта, Маша хорошо запомнила сказку, София активно отвечала на вопросы.