Полуянова Альбина Николаевна
«Муравьи-санитары леса». Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по теме\r\n «Муравьи – санитары леса» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование у детей осознанного бережного отношения к природе.
Задачи:
Обучающие: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представление о роли муравьев в жизни леса, в жизни человека.
Публикация «„Муравьи-санитары леса“, Конспект ООД по ОО „Познавательное развитие“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : развивать речь детей, мышление, внимание, познавательный интерес к насекомым.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к муравьям, любовь к природе.
Материал и оборудование: картинки с изображением муравья и муравейника, маски муравьев, экологический знак «Не разоряйте муравейники», указка.
Предварительная работа: наблюдение, загадывание загадок о муравьях, разучивание стихотворений, чтение рассказа Н. Романовой «Муравей Красная точка».
Место проведения: экологическая тропа в здании детского сада.
Ход занятия:
1. Вводная часть
С детства мир мы познаем,
Все о жизни узнаем:
О травинке, о букашке,
О деревьях и ромашке.
Мы вопросы задаем
И всегда ответа ждем.
Как же бабочка летает
И подснежник расцветает?
Мы в походы ходим часто
В солнечный денек и ясный.
И тропинка в саду есть
Муравьев на ней не счесть.
Даже божья коровка
По тропинке бежит ловко.
Флору, фауну мы знаем
И природу уважаем!
- Ребята, мы с вами находимся на экологической тропе. Каких насекомых мы видим?
Дети: Мы видим бабочек, божьих коровок, жуков, стрекоз, пауков, муравьев.
- Сегодня у нас с вами будет беседа про одного незаметного, но очень полезного лесного жителя. А кто он, вы узнаете сами, когда отгадаете мою загадку:
Он - работник настоящий,
Очень - очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(муравей)
- Молодцы! Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о муравьях. Кто из вас видел муравьев, поднимите руки. Все видели? Вот умнички!
2. Основная часть.
- Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть у него?
Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок. На голове глаза, усики.
- Правильно. У муравья, как и у всех насекомых, главными признаками в строении считается: 6 лап, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко.
- Для чего муравью нужны усики?
Дети: Усики нужны муравью для того, чтобы чувствовать запахи, ощупывать встречные предметы.
- По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», находят дорогу к дому. Ребята, как называется дом муравья?
Дети: Дом муравья называется муравейник.
- Правильно. Муравейник еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из надземной части (насыпки) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат).
- Из чего муравьи строят муравейник?
Дети: Муравьи строят муравейник из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, листьев.
- Муравей самый сильный на свете. Он тащит груз, который по весу превышает его собственный в 10 раз.
- А крепок ли дом муравья? (ответы детей)
- Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз, чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике было сухо.
- Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой?
Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.
- Муравьи очень трудолюбивые. Начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается и муравейник снова оживает.
- Ребята, какие приметы вы знаете?
Дети: Если вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде. Если муравьи спрячутся в свой дом – жди сильного ветра, дождя или грозы.
- Теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Муравейник».
Проводится игра: «Муравейник»
Дети делятся на муравьев и муравейник. Муравейник : дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «утро» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «вечереет» дети-муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-муравейник опустят руки вниз.
- Пользу или вред приносят муравьи?
Дети: Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки.
- Правильно. В природе муравьев называют «санитарами леса». Они могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших и вредных насекомых. Некоторые птицы прилетают к муравейнику, чтобы очиститься от паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.
Муравьи тащат домой и поедают семена растений, а те которые потеряют по пути, могут вырасти на новом месте. Так муравьи помогают расселяться разным растениям по лесу.
Они любят сладкий цветочный нектар, который собирают в цветах. Так они помогают опыляться некоторым цветам.
Чтобы построить муравейник, они роют маленькие ходы под землей, и от этого земля вокруг становится плодороднее.
- Какую пользу приносят муравьи человеку?
Дети: Из выделений муравьев делают муравьиный спирт.
- Муравьи приносят огромную пользу человеку. Из муравьев готовят препараты кровоостанавливающего действия. Муравьиный яд уменьшает воспаление суставов.
- Какие враги есть у муравьев?
Дети: В лесу у муравьев много врагов : птицы, медведи, барсуки, лисы.
- Главные враги муравьев – кабаны и человек.
- Ребята, раз муравьи приносят пользу, как надо заботиться о муравьях?
Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.
- Человек должен помнить, что муравьи – это залог здоровья леса, поэтому муравьев и муравейники нужно беречь. Ни в коем случае не топчите муравьев. Не разрушайте муравейники и не тыкайте палками, не позволяйте этого делать другим. Люди с древних времен знали о пользе муравьев, и даже народная мудрость говорит: «Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей». Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы.
Когда вы в лесу, всегда старайтесь беречь его жителей : не оставляйте мусора и не разоряйте гнезд и муравейников, следите, чтобы в лесу не было огня, и в благодарность лес наградит вас прекрасным воздухом, пением птиц и хорошим настроением.
3. Заключительная часть:
- Ребята, о каком насекомом мы сегодня беседовали?
- Что интересного и нового узнали о муравьях?
- Что понравилось на занятии?
Итог занятия:
- Сегодня мы с вами говорили о маленьких, но очень важных лесных жителях- муравьях. Мы узнали, что они приносят большую пользу лесу, человеку и о том, что нужно беречь лес и его жителей.
- Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно все слушали.