Анастасия
Конспект ОД по направлению «Познавательное развитие» для старшей группы «Мое имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мое имя»
Цель: ознакомление детей с происхождением имён.
Программные задачи:
- образовательные: формировать у детей знания о происхождении имен; закреплять знания детей о понятии имя; познакомить детей с понятиями «Свидетельство о рождении», «Паспорт», «Однофамильцы»;
- развивающие : развивать у детей элементарные представления о правах; развивать мышление, память;
- воспитательные: воспитывать доброе отношение к себе и окружающим; воспитывать умение работать в группы.
Публикация «Конспект ОД по направлению „Познавательное развитие“ для старшей группы „Мое имя“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: фотографии новорожденных малышей, ненастоящий паспорт, ненастоящее свидетельство о рождении, лупы, развивающий материал В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес», гномы: Зеле, Желе, Геле, Селе, Фи.
Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ, загадки, вопросы, ответы детей, поощрение, наглядные (фотографии новорожденных, паспорт, свидетельство о рождении, практические (физкультминутка «Гриша шел»,
Технологии: сотрудничества, деятельностного подхода, здоровьесберегающая, игровые (развивающие материалы В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес», «ТРИЗ».
Ход:
Мотивация:
В: Ребята, нам обратились за советом ребята из младшей группы. Они не очень хорошо разбираются в своих именах и именах их друзей. А поскольку вы старше их, вы же скорее всего разбираетесь в этом. Вы хотели бы помочь ребятам из младшей группы? Отлично. А давайте для начала мы с вами по очереди назовем свои имена. Я начну. Меня зовут Анастасия Александровна. Теперь вы
(дети по очереди называют свои имена)
В: Хорошо, мы с вами еще раз вспомнили как нас зовут, а теперь давайте поможем малышам разобраться с именами, но для этого нам же и самим нужно более подробнее узнать все про имена. Хотите узнать?
Планирование деятельности:
В: Ребята, а как вы думаете, как мы с вами поможем малышам разобраться?
В: Как вы думаете, что нам для этого нужно будет?
В: Давайте вместе подумаем и наметим наш с вами план действий. С чего мы можем начать наше знакомство с именами? Какие мы можем предложить игры для малышей по именам?
В: Отлично, мы с вами построили план наших действий, и теперь следуя этому плану, будем помогать малышам разобраться с именами
Реализация замысла:
В: Ребята, а что вы знаете об имени и зачем нам оно? Может имя совсем не нужно? Сколько у нас вопросов, попробуем вместе найти ответы.
В: Попрошу Сашу и Киру отойти в сторону и повернуться к нам спиной. Представим, что у них нет имени. А теперь, Ксюша, попроси кого-то из мальчиков повернуться, но имени не называй.
(Дети пытаются позвать ребят, стоящих спиной)
В: Ваня и Стёпа, возвращайтесь к нам.
В: Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? Ребята, посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?
(показать фото с новорожденными малышами)
В: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с ФИО его мамы.
В: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Отгадайте мои загадку.
Загадка
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
( Ответ: Имя)
В: Замечательно. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.
В: Ребята, а вы сами выбирали себе своё имя? Кто даёт нам имя?
В: Давайте поиграем в игру «Назови себя ласково»
(дети по очереди встают и называет ласково имя ребенка, которого ему сказал воспитатель)
В: А теперь давайте с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку «Гриша шел»
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
В: Недавно я узнала, что в нашей станицы живут ещё три Жарковых Анастасии Александровны, может такое быть? А вы встречали людей с такими же именами и фамилиями как у вас?
В: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Таких людей называют «тёзками».
В: Давайте вместе сейчас послушаем стихотворение:
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
В: А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек? Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи.
В: Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
В: Очень, очень давно имена были похожи на прозвища: Первяк, Третьяк, Одинец. Имена давали детям и по названию месяца, в котором родился ребёнок. Отгадайте, в каком месяце родилась: Мая, Августин, Октябрина. Сейчас имена звучат по-другому. При рождении ребёнку давали имя и записывали в большие книги и никакого документа больше не выдавали.
В: Ребята, а давайте сейчас свами поиграем в игру, под названием «Придумай собственное имя» Ваша задача в том, чтобы придумать имя, которое вы никогда и нигде не слышали. Они могут быть как-то связаны с вашим любимым временем года, с месяцем, с любимым предметом и так далее. Вы поняли, что нужно делать? Теперь давайте начинать. Кто хочет начать первым?
Воспитатель: А сейчас, дети, у вас есть документы? Какой самый главный документ у вас- детей? Свидетельство о рождении.
Скажем все вместе: «свидетельство о рождении»
В: Кто из вас видел своё свидетельство о рождении? Что в него записывают? Правильно, ваше имя и фамилию. А вы знаете, какой главный документ у взрослых?
В: Давайте подойдём к столу. Рассмотрите паспорт. Чей это паспорт? Как вы догадались? А ещё как можно узнать, чей паспорт? Сравните, чем похожи паспорт и свидетельство о рождении? Что записано в оба документа? А чем они отличаются?
В: Итак, Документы подтверждают, что у каждого человека есть право на что? Правильно, на имя. В некоторых странах в паспорте, кроме фотографии, имеется отпечаток пальца. Как вы думаете, для чего?
В: А вот, оказывается, если у людей похожи имена, отчества и фамилии, то людей различают по отпечаткам пальцев. Неужели отпечатки людей все разные? А встречаются люди с одинаковыми отпечатками пальцев?
В: Возьмите, пожалуйста, лупы, посмотрите на свои пальцы. Рисунок на них у каждого человека свой, особенный и никогда не совпадает с рисунком пальца другого человека. А сейчас посмотрите на руку соседа и сравните, похожи у вас рисунки на пальцах? Распознавание человека по отпечаткам пальцев называется биометрия.
В: Ой, дети, посмотрите на наш «Фиолетовый лес», с ним что то случилось. Смотрите, тут есть различные буквы, и наши гномы. Давайте вспомним, как зовут гномов с фиолетового леса: Зеле, Желе, Геле, Селе и Фи. Правильно. Ребята, тут есть записка. Что с ней будем делать? Да, ее нужно прочесть.
В: В записке: «Дорогие дети, нам нужна ваша помощь, в нашем фиолетовом леса случился переполох, и все перевернулось. Но самое главное несчастье случилось с нами. У нас перепутались все буквы в именах. Вы поможете нам справится и вернуть наши имена обратно?»
В: Ребята, вы слушали какое несчастье случилось? Как вы думаете, мы сможем им помочь? Я тоже уверена, что мы сможем помочь гномом и собрать их имена на место. Давайте же скорее помогать
В: Мы сложили все имена на место, и теперь давайте с вами еще раз повторим их: Зеле, Желе, Геле, Селе и Фи.
Рефлексия:
В: Ребята, вот мы и более подробнее все узнали про имена. А для чего мы это делали? Мы сможем теперь с нашими знаниями рассказать все про имена малышам. Как вы думаете, младшей группе понравится, что мы с вами для них подготовили? А теперь, как только мы с вами попадем в младшую группы, обаятельно им расскажем все то, что сегодня с вами услышали. Сегодня на занятии вы отлично справились, прекрасно себя вели, были активными, и дисциплинированы.