Светлана Каримова
Конспект ООД по ИЗО «Народные промыслы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по изо «Народные промыслы» в средней группе
Программное содержание:
Закреплять знания детей о дымковской и филимоновской игрушке, основных цветах, элементах узора. Продолжать учить расписывать плоскостной силуэт по мотивам дымковских игрушек, самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов.
Публикация «Конспект ООД по ИЗО „Народные промыслы“ в средней группе» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Обогащать и активизировать словарь, способствовать развитию речи, повышать его выразительность за счёт слов: промыслы, дымковские игрушки, глиняные, барыня, свистульки, обжигали, расписывали.
Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству: к народным промыслам (дымковская и филимоновская игрушки). Способствовать развитию эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у детей посредством народных промыслов.
Материалы: Атрибуты к ярмарке, игрушки дымковские и филимоновские, иллюстрации по промыслу Дымково, силуэт печи, шаблоны для рисования, угощение для детей.
Краски гуашь разных цветов, кисти, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Беседы о дымковской и филимоновской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании.
Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, рассматривание иллюстраций и таблиц с элементами узоров.
Рисование элементов дымковской росписи.
Дидактическая игра: «Найди такой же».
ХОД:
Дети входят в группу, воспитатель встречает их в народном костюме.
-Солнце красное встает,
Спешит на ярмарку народ!
-Эй! Не стойте у дверей, заходите к нам скорей!
-Народ собирается – наша ярмарка открывается
-А товары у гостей из различных волостей, из Рязани,
Костромы, из Казани, Хохломы.
Звучит музыка ‘’Ярмарка‘’.
Ребята, ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке можно купить расписную посуду, сладости разные, ткани яркие и даже игрушки. Говорили, что ярмарка поёт и пляшет. Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила.
Дети подходят к первому столу, рассматривают игрушки.
Эй, фигурка, закружись
Яркими цветами
И в полосках расскажи,
Что пришло с веками.
Вот зеленый цвет травы,
Алый – солнца вестник,
Ну, а желтый – цвет земли
На игрушке светит.
В Филимонове всегда
Жило это чудо.
Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну, назовите меня (Дымково)
Сравнение дымковской и филимоновской игрушки. (Чем похожи и чем отличны).
Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.
Жили в одном селе люди. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки. И вот, когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. А дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.
(рассказ сопровождается показом иллюстраций)
Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки?
ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).
- Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).
- Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т. д.).
Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает: круг - символ солнца, каравай хлеба; точка - звезды; волнистая линия - вода; прямая линия - дорога.
А теперь прежде чем расписывать игрушки - давайте немножко поиграем:
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Давайте сделаем игрушку»:
Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу,
Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).
Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками,
А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) ;
Будем мы игрушки печь (лепят ладошками,
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки, (машут указательным пальцем,
А в печи - игрушки! (вытягивают руки вперед).
Достаем из макета печи белые заготовки (силуэт лошадки из бумаги)
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Воспитатель: - Предлагаю вам сегодня ненадолго стать дымковскими мастерами. Проходите в нашу мастерскую, присаживайтесь (дети рассаживаются за столами).
Сядем рядком, посидим ладком.
Спинки ровные, прямые,
Мы – ребята удалые.
И я с вами поработаю.
Включу музыку народную,
Она в работе помогает
И настроение поднимает. (Звучит спокойная рус. нар. музыка)
По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей.
Давайте все вместе отнесем наши работы на выставку и посмотрим, что у нас получилось.
— Кто хочет рассказать о своей работе так, чтобы на ярмарке у вас купили игрушку?
— Какие элементы ты выбрал?
— Какого они цвета?
(спросить 1-2 детей)
— Какие работы других детей вам понравились больше всего?
— Чем понравились? (сочетанием цветов, составленным узором, аккуратностью работы)
Дети рассказывают о своей игрушке и высказывают свое мнение о работах товарищей, отмечая оригинальность узора, разнообразие его элементов, цветовых сочетаний, аккуратность работы.
Где мы сегодня побывали?
На ярмарке, на которой мы вместе увидели чудесные товары разных городов. Узнали о чудо – мастерах и их чудесных промыслах и традициях. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
Вы на ярмарке побывали?
Товар свой показали?
Все рассказали –
Ничего не забыли?
Ну, а теперь угощайтесь (угощения для детей.)
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы!
Пёстрые, яркие,
Славные подарки!