Ольга Пастухова
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Листья Осени» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Наступила осень, самое время доставать палитру осенних красок и создавать тематические работы на эту тему, ведь в помощь нам сама природа! При помощи красок можно создавать настоящие картины используя площадь листа, как холст. Экологический стиль всегда в моде, а причудливые сухоцветы и яркие засушенные листья добавят вашим работам чуть больше теплоты и душевности. «Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на холсте то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
Публикация «Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию „Листья Осени“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Подготовительный процесс.
Итак, роспись необходимо наносить на уже заранее высушенные листья, а дальше дело вкуса и творческого стремления каждого. Элементарная техника, не требующая особых навыков. С помощью нее можно создать панно потрясающей красоты. Для начала работы необходима подготовить материал. Листья, только что собранные в парке, не подойдут для работы прямо сейчас! Их нужно предварительно высушить.
Как засушить и сохранить листья.
1. Самый простой и быстрый способ этого добиться – пройтись по ним горячим утюгом, накрыв бумагой или хлопковой тканью. Но при данном способе цвет листьев сильно тускнеет.
2. Выдержать в старом журнале 5 дней, проложив листья салфетками.
После того, как вы нанесли узор – дайте листикам хорошо просохнуть. Если вы делаете аппликацию – наклеенные листы желательно покрыть обычным лаком для волос.
Чтобы сохранить расписанные листики, которые не использовали в поделке, положите их между салфетками и поместите под пресс (самое простое - между страницами книг).
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Цель:
Продолжить работу с нетрадиционной формой рисования на листьях.
Задачи. Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опадать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными). Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
1. Показать детям возможность рисования не только на бумаге, но и на листьях.
2. Рассказать о времени года «Осень»
1. Развивать творческое мышление, воображение и восприятие.
2. Развивать длительный плавный выдох, связную речь, зрительное внимание, мышление, артикуляцию, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 4. Воспитывать любовь и бережное отношения к природе.
5. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками и эмоциональный отклик на новый способ рисования.
Оборудование:
Подготовить высушенный листья : клена, березы, дуба и рябины; кисточки; гуашь: белая, желтая, зеленая, красная, оранжевая, синяя салфетки. Аудиозапись «Осень» А. Вивальди.
Предварительная работа: Беседы об осени, наблюдение за листопадом на прогулке. Сбор и рассматривание осенних листьев. Дидактическая игра «Разноцветные листочки».
Здоровьесберегающие технологии дыхательная гимнастика «Осенние листочки», для развитие длительного плавного выдоха, пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья», динамическая пауза «Мы – листики осенние».
Ход мероприятия:
Дети располагаются на свободном пространстве группы в россыпную.
Логопед: Послушайте стихотворение
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена,
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, березовый,
Желтый лист и розовый,
Красный, разноцветный,
Старый лист газетный.
Солнечно, ветрено,
Ветрено, ветрено!
Логопед: Что делает ветер с листьями в этом стихотворении?
Ответы детей.
Логопед: Как вы думаете, как называется такое природное явление, когда листья летят?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, листопад.
Логопед: В какое время года можно наблюдать за этим явлением?
Ответы детей.
Логопед: Правильно осенью.
Логопед: Молодцы! К нам в группу пришла посылочка, давайте посмотрим, что в ней? (дети открывают коробку в ней, красивые осенние листочки)
Упражнение «Разноцветные листочки». (Пополнение пассивного словаря относительными прилагательными.)
Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.
-Это оранжевый лист клена
- Правильно. Это оранжевый кленовый лист.
-А у меня желтый лист березы.
-Верно. Это желтый березовый листок.
- Я взяла красный лист осины.
-Это красный осиновый листок.
-Мне достался коричневый лист дуба.
-Положите эти листочки на стол, а из корзинки выберите по одному желтому листочку рябины.
Упражнение «Осенние листочки».(Развитие длительного плавного выдоха.)
-Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.
Логопед: Красивые листья подарила нам осень. А давайте, мы сейчас с вами, превратимся в настоящих художников, предлагаю вам раскрасить эти осенние листья и это будет подарком для осени. Рассаживайтесь за столы.
Логопед: Для этого вспоминаем правила пользования кистью и красками, кисть макаем в воду, отжимаем капельку об край баночки, затем макаем в краску и начинаем раскрашивать листья вот таким способом «кисточка ходит вверх-вниз, вверх-вниз».
Внимание листочек можно раскрасить как одного цвета целиком, так и разноцветным, либо нарисуем свой узор. Полоски, кружочки, завитки, овалы, волнистые линии. Можете придумать своё украшение. Для этого я сперва чуть-чуть раскрашу лист одной краской, потом возьму краску другого цвета, промыв хорошо кисть в воде и продолжу раскрашивать листочек. Вот, смотрите, красиво получается.
Логопед: Теперь чтобы наши пальчики подготовились рисовать надо их размять.
Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»
Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (делать плавные взмахи ладонями вверх-вниз)
Мы в осенний парк пойдем, (шагают пальцами обеих рук)
Букеты листьев соберем. (скрещивают ладони с растопырив пальцев)
Лист кленовый, лист осинки, (поочередно загибать пальцы начиная с большого)
Лист дубовый, лист рябинки, рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (хлопок и убрать руки вниз)
Логопед: Молодцы теперь начинаем рисовать (логопед включает аудиозапись «Осень» А. Вивальди.)
Процесс рисования детьми, а логопед: помогает.
Логопед: Ребята, кто закончил, отложите свои работы. Логопед собирает все работы, и устраивает выставку из детских работ. Видите, ребята, какие замечательные картины у вас получились, вы были настоящими художниками.
Динамическая пауза «Мы – листики осенние»
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Ветер дунул, полетели. мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. ветер снова набежал.
И листочки все поднял, повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» по тексту стихотворения: летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся, садятся на корточки и снова садятся.)
Рефлексия:
Логопед: Ребята расскажите, а что мы с вами сегодня делали?
Дети: играли, рисовали, слушали стихотворение.
Логопед: Скажите, какие листочки мы с вами разрисовывали? А какого цвета? А как называется природное явление, когда листья опадают с деревьев и по ветру летят?
Ответы детей.
Логопед: Давайте посмотрим на наши листочки. Какие красивые они получились! Вам нравятся?
Ответы детей.
Логопед: ___ (имя ребенка) покажи, какой рисунок на листочке больше всего тебе нравится? А тебе ___ (имя ребенка? Почему?
Сегодня во время прогулки мы с вами попробуем найти осенние листья и поиграть с ними в «Листопад». Согласны?
Ответы детей.