Людмила Абрамова
Конспект ООД по ФЭМП с использованием ИКТ, логических блоков Дьенеша в старшей группе «Там, на космических просторах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие логического мышления, пополнение и систематизация знаний детей о Космосе с использованием блоков Дьенеша.
Задачи:
Образовательные:
• Развивать умения классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки.
• Формировать умение читать схему.
• Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
• Продолжать развивать познавательные действия и интерес детей.
Темочки:
- Блоки Дьенеша
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логическое мышление
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
• Любознательность и познавательную мотивацию по теме «Космос».
• Формировать первичных представления о других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
• Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей.
• Закрепление счета в пределах 10.
Развивающие:
• Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации).
• Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать.
• Способствовать развитию в игре сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
• Способствовать развитию памяти, логического мышления, фантазии, умению выявлять причинно-следственные связи.
• Развивать монологическую речь.
• Создание положительно-эмоционального настроя.
• Способствовать развитию творческих способностей с помощью блоков Дьенеша.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.
• Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с
действиями сверстников, избегать конфликтных ситуаций.
• Воспитывать дружеские отношения, желание помочь при необходимости своему товарищу.
• Воспитывать чувство гордости за Родину и её достижения.
Предварительная работа:
• Развивали умение конструировать по схеме предметы при помощи логических блоков Дьенеша
Игры с блоками Дьенеша:
• Найти фигуру, как эта по величине.
• Найти не такую фигуру, как эта по величине.
• Найти фигуру, как эта по цвету.
• Найти не такую фигуру, как эта по цвету.
• Найти фигуру, как эта по цвету и размеру.
• Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру.
• Рассматривание иллюстраций о Космосе, космонавтах, планетах.
• Просмотр презентации «Космические дали», «Наши космонавты».
• Чтение энциклопедий о Космосе, профессиях.
• Сооружение построек из разного вида строительного материала на тему Космос.
• Беседа о планетах.
Материалы и оборудование:
• Блоки Дьенеша на каждого ребенка.
• Мультимедийная установка.
• Музыкальный центр.
• Карточки кодировки.
• Большой лист бумаги с изображением «космического дерева».
• Фотографии космонавтов.
• Коробка (коробка-капсула).
Ход занятия.
• Мотивационная часть
Дети входят в зал, звучит музыка
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года, какой месяц? (Ответы детей «Сейчас идёт весна, месяц апрель»).
Воспитатель. А какую знаменательную дату в апреле отмечают во всем мире? (Дети «День космонавтики»).
Воспитатель. А почему это день так называется? (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, мы с вами специально готовились ко Дню Космонавтики. Кто хочет найти фото первых космонавтов и показать нам их, кто-то может быть нам и расскажет о них.
(Дети берут иллюстративный материал рассказывают о первых космонавтах).
Воспитатель. Как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты? (Дети по очереди, перечисляют качества).
Воспитатель. Всё правильно вы ребята говорите, космонавты должны быть здоровыми, смелыми, отважными, быстрыми, умными, внимательными, они должен уметь дружить. Как вы думаете, ребята, а какую пищу должны есть космонавты, чтобы быть здоровым? (Дети перечисляют полезные продукты).
Воспитатель. Правильно! Космонавты должны быть здоровыми, сильными, перед полётом они обязательно тренируются и проходят разные испытания.
А вы ребята, хотите отправиться в космическое путешествие?
• Практическая часть
Воспитатель. Ребята, а что такое космос, вы знаете? (Ответы детей «Это огромное пространство. Это звезды, кометы, метеориты, планеты»).
Воспитатель. Ребята, а в нашей одежде можно отправляться в космос?
(Ответы детей «Нельзя»).
Воспитатель. Кто из вас знает, как называется одежда у космонавтов.
(Ответы детей).
Воспитатель. Давайте представим, что мы с вами одеваем скафандр, комбинезон. (Имитация движений) Тогда все на ракетодром! Взяли наши коробочки с волшебными блоками Дьенеша, чтобы нам не было скучно в полете. Ребята, ведь в пути кому-нибудь может понадобиться помощь. Какие пословицы, поговорки вы знаете о дружбе? (Дети говорят пословицы о дружбе).
Воспитатель. Молодцы, ребята, вижу я вы дружные и смелые!
С такой командой можно отправляться в космический полёт!
Проверка пройдена, в космическое путешествие отправляться можем! Готовимся к отправлению. Начинаем (специально выделить голосом) отсчет времени, счет пойдет от 10 до 1. И как сказал перед полётом, Ю. А. Гагарин – скажем все вместе: «Поехали!» Отсчет начали:10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Поехали! (Громко говорят дети).
Спец эффект «Ракета» на экране (звучит музыка «Время вперёд»)
Воспитатель. Пока мы с вами летим, а путь нам предстоит долгий, давайте поиграем. Мы же с вами в космическом пространстве. Вокруг нас разные метеориты.
Д/и «Собери метеориты» (используются блоки Дьенеша)
Детям раздаются карточки с кодировкой фигур. Дети «читают» кодировку и находят нужный им блок (метеорит) складывают в коробку-капсулу.
Воспитатель. Молодцы все справились. Летим дальше!
Физкультминутка «На ракете мы летим»
На ракете мы летим, (руки вверх домиком)
В невесомости парим. (наклоны в стороны)
Смотрим все в иллюминатор, (руки ко лбу)
Ищем для посадки кратер. (повороты влево, вправо)
Вдруг пошел метеоритный
Дождь космический магнитный. (резко машем кулаками в стороны)
Мы на кнопку нажимаем (имитация нажимания пальцами на кнопки)
И ракету опускаем. (присели)
Повреждений вроде нету, (руки на пояс, повороты туловища)
Мы выходим на планету! (маршируем)
Воспитатель. Куда мы попали, вокруг нас космическое пространство. Посмотрите!
Спецэффект «Космич. пространство» на экране
Воспитатель. Что вы видите, ребята? (Ответ детей «Планету под названием Юпитер»). Посмотрите, ребята. У нас здесь письмо. Читаем. «Чтобы вам ребята полететь дальше, надо разгадать загадку «Разложи по символам»
Игра «Отгадай загадку» Делимся на 4 команды.
На поле из 4 частей, выкладываются символы фигур, при этом последнее окошко остаётся для отгадки. Например, на поле выкладываем знаки: жёлтая тонкая и треугольная. В пустом окошке ребёнок должен положить жёлтый тонкий треугольник, при этом размер фигуры не учитывается. Можно составлять загадки из четырёх символов, например: круг, толстая, большая, синяя. В ответе ребёнок положит синий большой толстый круг.
Воспитатель. Молодцы, и это задание выполнили. Летим дальше.
А это, что за планета? (Ответ детей «Сатурн», если ребенок затрудняется-педагог оказывает помощь)
Спецэффект «Сатурн» на экране
Воспитатель. Планеты движутся по своему пути. В космосе существует строгий порядок. Ни одна из планет или звезд не сойдут со своего пути и не столкнутся друг с другом. Наша Земля движется вокруг Солнца вместе с другими планетами. Ребята, что вы видите? (Ответ детей «Солнце»)
Спецэффект «Солнце» на экране
Воспитатель. Ребята, а солнце это что такое? (Дети «Солнце – это огромная раскалённая звезда. Его свет и тепло дают жизнь всему живому на планете. Многие явления природы на Земле зависят от Солнца»)
Воспитатель. Хотите мы с вами будем художниками и нарисуем солнце. Чем ребята можно рисовать? (Ответы детей «Красками, карандашами, фломастерами и т. д., пальчиками»)
Воспитатель. Совершенно верно, но рисовать мы будем не на бумаге, а на спинах друг друга. Хотите попробовать? Встанем кругом друг за другом.
Массаж «Солнышко». (2-3 минуты)
Идёт одновременное рисование на спине и комментирование:
Воспитатель. Вышло солнышко, а оно у нас какой формы? (Дети «Круглой»)
Дети рисуют на спинах друг друга «Солнышко» одновременно двумя руками, движения достаточно медленные, нажим не сильный, но и неслабый (2-3 раза).
Воспитатель. От него расходятся лучики (Пальцы обеих рук одновременно проводят несколько линий от центра круга стороны: 2-3 раза).
«Вышли тучки» (ладонями обеих рук одновременно выполняются поглаживающие круговые движения по всей спине ребенка).
«Пошел дождик», его маленькие капельки надают на землю (пальцы обеих рук одновременно ласково, несильно постукивают по всей спине ребенка: 2-3 раза).
«Пошёл сильный дождик», его капли падают на землю (Пальцы обеих рук сильнее, но не больно постукивают друг друга по всей спине (2-3 раза).
«Вышли тучки» (Ладони обеих рук одновременно делают круговые поглаживающие движения по всей спине ребенка (3-5 раз).
«Появилось солнышко» (Указательный палец правой руки обводит круг на спине, движения достаточно медленные, нажим несильный (2-3 раза)
«От него расходятся лучики» (Пальцы обеих рук одновременно проводят несколько линий от центра круга стороны: 2-3 раза).
Воспитатель. Как интересно путешествовать по Вселенной. Какая она
огромная и бескрайняя! Ребята, а давайте посадим дерево на космических просторах.
Игра «Посади дерево».
Нарисованное на большом листе дерево с ветками разных цветов без листьев, находится на полу. На каждой веточке свой символ, означающий форму, размер или толщину. Ребёнок с красным большим треугольником должен найти красную ветку со значком «треугольник и большой» (или не квадрат, большой, или треугольник, не маленький и т. д.).
Воспитатель. Пусть это прекрасное дерево растет. Но нам пора возвращаться на Землю. Садимся в ракету.
Спецэффект - Ракета
Воспитатель. А сейчас мы с вами, дети, полетим домой на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз,
1, 2, 3 –потянись!
Полетит ракета вниз. (эффект-полёт ракеты).
Воспитатель. Ребята, что вы видите? (Ответы детей «Землю»)
Спецэффект «Земля» на экране
Воспитатель. Как много на ней голубого цвета. Ребята, как вы думаете, что это? (Дети «Это вода - океаны, моря, реки, озера»)
Воспитатель. А какие вы знаете реки, моря или океаны? (Дети называют реки, моря и океаны).
Воспитатель. Молодцы ребята! Вот мы и дома, покидаем кабины ракет, снимает скафандры, комбинезоны (дети имитируют действия).
• Рефлексия
Воспитатель. Ребята, вам понравилось космическое путешествие?
А хотели бы ещё полететь в космос?
Что интересного было в нашем полете?
Воспитатель. Если хотите ребята, вы можем построить свои космические корабли из блоков. Главное условие, ракет должны быть 3 и у каждой ракеты свой цвет. Цвета не должны повторяться. Поделитесь на команды. Пожалуйста, договоритесь у кого какого цвета будет ракета. Нельзя использовать фигуры с тремя углами. Желаю вам удачи в творчестве!
Дети объединяются к 3 команды и строят ракеты 3 цветов. Звучит веселая музыка.
Занятие переходит в игровую деятельность.