Людмила Авдеева
Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений детей старшей группы «Знаки < и >»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ТЕМА: «ЗНАКИ < И >»
Воспитатель:
Авдеева Л. В.
2019 г.
Тема: «Знаки > и <».
Публикация «Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений детей старшей группы „Знаки < и >“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Цель: сформировать представление о знаках < и >, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество больше (меньше) и на сколько.
Задачи:
актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и ;
закрепить представления о сравнении групп предметов по количеству, знаках < и >;
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, уточнить известные способы действий в ситуации затруднения;
тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность;
формировать творческие способности детей, мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование:
для детей: полоски картона одинаковой длины и ширины (по 2 штуки на каждого); карточки с записью чисел 1-10 и знаками +, –, =; красные круги по 10 штук на каждого ребенка; карточки с заданиями, карандаш;
для воспитателя: таблица №1, №2.
Введение в ОД
Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает их, кем они хотят стать, когда вырастут.
– Как выдумаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает?
Как правило, дети отвечают, что мужчина должен быть сильным.
– Зачем мужчине быть сильным?
После обсуждения приходим к выводу о том, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы помогать более слабым.
– Кому должны помогать мальчики?
(Мамам, бабушкам, девочкам, более младшим детям.)
Воспитатель рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить в магазин за яблоками. Ваня как настоящий мужчина сказал, что яблоки из магазина понесет он. Но Таня тоже хочет быть помощницей.
– Как быть?
(Надо, чтобы Ваня нес тот пакет, в котором больше яблок, а Таня – тот пакет, где яблок меньше.)
– Хотите сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать яблоки? Сможете это сделать?
Актуализация знаний
Игра «За яблоками».
Дети подходят к доске-магазину. Воспитатель – продавец магазина – рассказывает покупателям, что яблоки во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах яблок поровну, а в некоторых – нет. Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков.
– О чем рассказывают знаки, стоящие между пакетами?
(Знак = говорит о том, что в пакетах поровну яблок, а знак - о том, что в пакетах яблок не поровну.)
– Какая из этих пар мешков подойдет Тане и Ване? Почему?
Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, так как в этом случае Ваня не сможет взять более тяжелый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак, подойдут, так как они разные: в одном больше яблок, а в другом меньше.
– Какой мешок возьмет Ваня?
Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака. Хотя этот знак и рассказывает о том, что яблок не поровну, но он не говорит, где яблок больше, а где меньше.
– Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором яблок больше?
(Нет, не смогли.)
– Почему не смогли?
(Потому что у нас нет знака, который бы рассказал о том, где предметов больше, а где меньше.)
– Значит, что нам надо узнать, чтобы помочь Ване?
(Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.)
Совместное «открытие» нового знания
Игра «Столбики».
– Как мы можем это узнать?
(Спросить у того, кто знает; посмотреть в книге и др.)
– А давайте сами попробуем сконструируем эти знаки! Сможете?
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает взять 5 кругов красного цвета.
– Постройте из ваших кругов столбик. Как вы думаете, сколько кругов вам необходимо взять, чтобы построить такой же столбик справа?
(Понадобиться 5 таких же кругов.) Дети строят рядом еще один столбик.
– Положите одну полоску снизу под столбики, а другую сверху.
– Какой знак получился из полосок?
(Знак =.)
– Как вы думаете, почему получился знак =?
(Потому что в обоих столбиках одинаковое количество кругов.) Воспитатель пишет на доске: 5=5.
– Сколько у вас кругов в левом столбике?
(5 кругов.)
Воспитатель предлагает убрать с правого столбика 1 кружок, затем 2-ой, 3-ий, 4-ый.
– Сколько кругов осталось в правом столбике после того, как убрали 1 кружок, 2-ой и т. д.
Дети называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5 названное число:
5 4
5 3
5 2
5 1
– Положите полоску сверху, что интересного вы заметили?
(Полоска лежит неровно.)
– Где расстояние между полосками меньше?
(Оно меньше, где меньше кругов.)
– Куда больше раскрыты полоски?
(В сторону большего числа.)
Воспитатель пишет на доске знак >.
– Так?
(Да.)
– Можем мы его назвать знаком «больше»?
(Да.)
Воспитатель пишет знаки между числами:
5>4
5>3
5>2
5>1
Дети хором читают записи.
Воспитатель предлагает детям поменять столбики местами и положить на них полоску.
– Сколько теперь кругов в столбиках слева (справа?
Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 4 до 1, а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5.
– Куда больше раскрыты полоски?
(В сторону большего числа.)
– Какие знаки вы предложили бы записать между числами 4 и 5, 3 и 5, 2 и 5, 1 и 5?
Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило, по аналогии пишут знак «меньше» правильно. А если кто-то запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа.
Дети хором читают записи:
4<5
3<5
2<5
1<5
– Как вы назовете знак, который только что придумали?
(Знак «меньше».)
Воспитатель хвалит детей и говорит им о том, что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше.
Дети подходят к доске, и воспитатель открывает таблицу №2.
– Какой же мешок возьмет Ваня?
(Он возьмет мешок, который расположен справа.)
– Почему вы думаете, что он возьмет мешок, расположенный справа?
(Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше яблок.)
– Смогли вы сами придумать знаки < и > и помочь Ване?
(Да.)
Первичное закрепление нового знания в речи
Игра «Кого больше?»
Воспитатель говорит, что Таня и Ваня принесли яблоки домой и пошли поиграть во дворе.
– Хотите поиграть вместе с ними?
Таня и Ваня предлагают детям разбиться на две группы по какому-либо признаку. Дети могут предложить разбиться на мальчиков и девочек, на тех, у кого есть брат или сестра, и тех, у кого их нет, и т. п.
Воспитатель может предложить детям разделиться на тех, чьё имя состоит из двух слогов, и на тех, имя которых состоит из 3 слогов.
– В какой группе больше детей? (Больше, например, тех, у кого имя состоит из 2-х слогов, потому что их 5, а тех, у кого имя состоит из трех слогов, – 4.)
– Придумайте, как можно изобразить знак «больше».
Знак «больше» можно изобразить, соединив локти и разведя руки в сторону большего количества, можно изобразить ладошками, указательным и средним пальцами, разведя их в стороны, и т. д. Аналогично дети придумывают изображение знака «меньше».
Включение нового знания в систему знаний
Игра «Сравни с помощью знаков < и >».
– Ребята, чтобы выбрать ту или иную профессию нужно учиться в школе.
Воспитатель предлагает детям помочь Ване выполнить домашнее задание, а для этого сравнить по количеству предметы, разложенные в мешки. Вначале надо определить, верно ли сосчитано количество предметов, расставить знаки < и >.
Подведение итогов
Дети собираются около воспитателя.
– Кому вы сегодня помогли?
– Что вам было наиболее трудно?
– Что было интересно?
– Какие новые знания дали вам возможность выбрать пакет, в котором больше яблок?