ИЛЮЗА БАШМАКОВА
Конспект ООД по формированию нравственно-патриотических чувств в старшей группе «Башкирия мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с родным краем, с историей жизни башкирского народа, его искусством,одеждой, жилищем.
Закрепить знания о горах, реках, городах Башкирии, о столице Уфе.
Развивать у детей знания о том, что Башкирия богата медом, кумысом, нефтью, хлебом, закрепить знания о башкирских пословицах,поговорках, загадках, прививать уважение к башкирскому народу, труду взрослых, развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной Родине.
Словарная работа:
Публикация «Конспект ООД по формированию нравственно-патриотических чувств в старшей группе „Башкирия мой край родной“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
глобус, Уралтау, Агидель, поэтесса, курай.
Подготовка к занятию:
рассматривание картин, иллюстраций о Башкирии, чтение произведений Башкирских писателей.
Ход ООД :
(звучит башкирская мелодия).
Вос-ль: Взгляни на глобус,
Вот он шар земной
На нем Башкирия
Мой край родной.
Край наш необъятно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. (Уралтау).
Ай Уралым, Уралым
Кугареп яткан Уралым
Нурга чумган тубасе
Кукка ашкан Уралым
Сине мактый жырларым
Сине данлый жырларым. (С. Юлаев.)
Уральские горы покрыты густыми лесами. Если плыть по реке Уфе от села Красная горка до села Караидель, то кажется что находишься в какой – то горной стране.
Башкирия горжусь тобою
Сияньем радостных твоих очей
Твоею славою. твоей судьбою
Тобой прекрасной Родиной моей.
-Вос-ль: Ребята о чем мы говорили? (о Башкири). Почему говорили о Башкирии? Правильно, потому что мы живем в Башкирии.
(в руке у ребенка земля).
Ребенок: Башкирия! Родная Башкирия! У меня горсть земли, кусок земли родной Башкирии. На этой земле я родилась, по этой земле я хожу, эта земля меня кормит, дает мне доброго как мать! Низкий поклон тебе, земля родная!
-Вот что говорит башкирская поэтесса Гульфия Ю нысова о своей родной земле.
Башкортостан син безнен туган, ускан илебез.
Безга икмак. ой бирган суын зчкан жиребез.
Матур синен кызларын, батыр синен улларын.
Башкортостан! Без сине соябез, яратабыз.
Син бит туган жиребез,анабыз хам атабыз.
Очень много в Башкирии рек и озер, кто знает реку, которая течет вокруг Уфы? Как называется эта река? (Белая, по башкирский Агидель.
Башкирия-чудесная земля,
Кругом сады, зеленые поля,
На зорьке тихо солнце встает
Как белый лебедь, Агидель плывет.
-Как называется столица Башкирии? Вот что говорит башкирский писатель Гилемдар Рамазанов :
Всего лишь три буквы, короткое слово
Но где-то вдали его назови. Сколько встает за ним родного
Сколько в нем зазвучит любви!
В нем отчизна, отцов святая,
Как три звездочки над стихом.
Вос-ль: Дети, Башкирскому народу, дорог имя народного, легендарного героя, кто этот герой? Вы знаете, ребята, что в Уфе есть памятник Салавату Юлаеву? Этот памятник отовсюду хорошо виден: и с поезда, и с самолета, и с парохода. Всем видна его могучая фигура.
Ребенок (читает стих про Салавата Юлаева)
Ишетасенме анна кошлар сайрый.
Кук дулкыннар жырлый шатланып
Юлай улы Салават кайткан
Акбуз атына атланып.
Ике быуат аша жилеп кила
Туктаган да Идел ярына
Туган илкаена сокланып, ул
Карап тора тира-ягына!
-Вос-ль: Ребята! Башкирский народ очень любил петь песни с высоких гор, бурных рек,или же в тихом лесу, или же в широкой красивой поляне. Одним словом башкирский народ любил жизнь, природу, любил трудиться, жили дружно. У них был такой обычай : собираться друг у друга (садится на палас) Вот так они сели на палас, скрестив ноги, рассказывали сказки, пословицы, загадывали загадки, пели песни, танцевали,пили чай, и каждый занимался каким-то трудом : кто вышивал, кто-то прял. Давайте, ребята мы тоже загадаем друг-другу загадки.
Сидит Аленка в красной рубашонке,
Кто мимо идет, всяк поклонится (ягоды)
Травку поест, масло дает. (корова)
Ни ест, ни пьет целый день работает. (часы)
Стоит хлевец, а в нем сто овец. (улей)
-Вос-ль: А какие вы знаете башкирские пословицы?
Человек не напрастно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.
Деревья ценят по плодам. а людей по его трудам.
Ложь всегда обнаружится, если даже пройдет сорок лет.
Сам себя не хвали, пусть другие тебя хвалят.
Труд человека кормит, а лень портит.
Вос-ль: А еще башкирский народ любил играть. У них было очень много игр, сейчас мы с вами поиграем в игру «Фанты».
(слышится мелодия курая)
Башкирия – моя земля и небо, моя любовь,
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,кто здесь ни разу не был
Кому не пел курай!
А он пел не только мне, сейчас мы с вами вместе послушаем мелодию курая. У курая есть своя история, об этом нам расскажет Антон.
-Ребенок: Сабир батыр, когда сыну исполнилось 18 лет, погиб в бою. После этого мать с сыном живут в пещере, скрываясь от захватчиков. Мать Зульхия была очень красивой и прекрасно пела. Когда Сынбулат слушал ее песни, ему самому захотелось исполнять эти песни. Однажды он гулял по лесу и под ветром услышал мелодию. Это пела дудочка. Он срезал эту траву, сделал дырочки и подул. Услышал мелодию, научился играть на нем все песни матери. С тех пор курай стал башкирским народным инструментом.
-Вос-ль: Башкиры очень способный, талантливый народ. Они раньше сами вручную ткали на самодельных станках паласы, дорожки,сами вышивали полотенца, расписывали посуду.
- У Башкирского народа свой орнамент : ромбики, снежок, рога, зиг-заг, растительный орнамент (стебль, цветок, листья).
-Сейчас ребята мы с вами будем башкирским орнаментом расписывать фартук (сапожки).