Панфилова Александра
Конспект ОД по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников с ОНР «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Образование относительных прилагательных, приставочных глаголов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Расширение словаря по теме «Посуда». Учить образовывать относительных прилагательных. Упражнять в употреблении существительных в косвенных падежах. Учить образовывать приставочные глаголы.
Коррекционно-развивающие: Развивать зрительное восприятие, слухового внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать аккуратное отношение к посуде.
Организационный момент
Д. и. «Что лишнее, почему?».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Логопед называет цепочки слов, предлагает детям выбрать лишнее слово.
Слова:
Чашка, стакан, яблоко, блюдо.
Сковорода, кастрюля, картошка, стакан.
Холодильник, вилка, чашка, нож.
Сахарница, сахар, чайник, блюдце.
Ложка, солонка, масленка, масленица.
Основная часть
1) Беседа.
- Как назвать предметы одним словом?
- Какая бывает посуда?
- Назовите кухонную посуду? Для чего она нужна?
- Назовите столовую посуду? Для чего она нужна?
- Назовите чайную посуду? Для чего она нужна?
2) Игра «Сравни».
- Какая бывает посуда? (Посуда бывает красивая, прочная, гладкая, стеклянная, фаянсовой, глиняной и т. д.)
Логопед предлагает угадать на ощупь, из какого материала сделаны чашки: ребенку предлагаются две чашки из разного материала, которые укрыты салфетки.
- Что одинаковое? Чем отличаются? Из чего сделаны? Значит, какие они?
Аналогично сравниваются: чашка и стакан, кастрюля и сковорода.
3) Физкультминутка «Прошагай-ка».
Логопед предлагает прошагать столько шагов, сколько слогов в слое.
Предлагаемые слова: чашка, кувшин, тарелка, сковородка.
4) Штрихование посуды.
- Назовите части посуды: крышка, носик, ручка, дно, ручка, стенка.
5) Образование приставочных глаголов.
- Сегодня мы будем учиться изменять слова при помощи маленьких кусочков – приставок (присоединять к словам маленькие кусочки слов).
Логопед приглашает детей сесть вокруг стола и понаблюдать внимательно за действиями.
Логопед:
- Из банки воду в тазик лила.
Из чашки в банку воды налила.
Из банки в кастрюлю воду вылила.
Из стакана в стакан воду перелила.
В стакан воды недолила.
Лишнюю воду из кастрюли слила.
- Что я вначале делала? Я воду из банки в тазик лила.
- Потому из чашки воду в банку налила (вылила, перелила, недолила и т. д.)
Логопед повторяет глаголы, выделял голосом приставки.
- Что я делала вначале, а потом?
- Действия разные. Что изменяет слова-действия? Их изменят маленькие кусочки слов.
Далее дети по одному выполняют действия, а другие их называют.
6) Игра «Добавь слово».
Логопед предлагает детям добавлять к слову «моет» кусочки слов.
Предложения:
Девочка посуду….(помоет). Бабш4а всю посуду (перемоет). Таня чашку (вымоет). Соня грязную сковородку (отмоет).
Итог занятия
- Что можно делать с посудой? Кто больше вспомнит слов-действий? (Посуду можно мыть, чистить, убирать, покупать, продавать, разбивать, ставить, дарить, любить, переставлять, вытирать).
- Как нужно обращаться с посудой?
Обобщение изученного на занятии материала. Оценка деятельности детей.