Любовь Никишова
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельно-сти в старшей группе на тему :
«Извержение вулкана»
Итоговая практико-значимая работа
Выполнила слушатель
программы
повышения квалификации «Разви-тие познавательных способностей дошкольников в условиях реализа-ции ФГОС ДОО»
Никишова Л. А.
Истра, 2018
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Извержение вулкана»
Цель:
Публикация «Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
-Показать детям эксперимент – извержение вулкана.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана.
- Стимулировать желание детей экспериментировать;
- Развивать положительное отношение к познанию окружающего мира.
- Развивать любознательность, познавательную активность в процессе выполнения опыта, коммуникативные навыки;
- Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- картинки с изображением вулканов;
- макет вулкана;
- поднос;
-сода;
-лимонная кислота;
-гуашь, красная краска;
-моющая жидкость;
-игрушка Всезнайка.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
- Беседы о видах вулканов
- Чтение детских энциклопедий
Ход занятия:
Воспитатель: предлагаю детям встать в круг и поиграть.
Игра – приветствие.
Наши умные головки (руками взяться за голову,
Будут думать много, ловко (раскачивают головой вправо, влево).
Ушки будут слушать (руками взяться за ушки,
Ротик чётко говорить (четко проговаривают эти слова).
Ручки будут хлопать (хлопки руками,
Ножки будут топать (ножки топают).
Спинки выпрямляются, (держим ровно спинку,
Друг, другу улыбаемся! (дети улыбаются друг, другу).
Воспитатель: Ребята, сегодня я пригласила к нам в гости куклу Всезнайку. Как вы думаете почему ее так зовут? (ответы детей)
- Правильно, Всезнайка все знает. Ребята, тему нашего сегодняшне-го занятия вы узнаете, если отгадаете загадку:
Я черный страшный великан,
Что делать мне – решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать,
А ну, попробуй угадай,
Как же звать меня?
Дети: Вулкан.
Воспитатель: Всезнайка, ты можешь рассказать детям, что такое вулкан. Посмотри, какой макет вулкана мы приготовили к занятию.
Всезнайка: Да, конечно, я расскажу вам о вулканах и даже с помощью несложного опыта помогу вам разбудить ваш спящий вулкан.
Ребята, кто из вас знает, какой была наша Земля много миллионов лет назад? На что она была похожа?
Правильно, наша земля была похожа на раскалённый огненный шар. А
почему?
Да солнце грело сильно, извергались вулканы.
Ребята, а что такое вулкан? Кто знает?
А хотите, я расскажу вам легенду о том, как появился вулкан?
«Жил на свете бог по имени Вулкан.
И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.
Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Воспитатель:
Ну, что интересная легенда?
Так представляли вулкан люди в древности, а как же дело обстоит на самом деле?
Я приготовила вам иллюстрации с изображением и строением вулкана.
Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети:
Похож на пирамиду, на треугольник, конус.
Воспитатель:
Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети:
На большую яму, воронку.
Воспитатель: Правильно! И называется она кратер вулкана. А что извергает вулкан?
Дети: Вулкан извергает раскаленную лаву, пепел, камни.
Воспитатель: Вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть горячая жидкость – магма. Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике. А если вулкан извергает магму, то – это действующий вулкан.
Воспитатель:
Верно.
Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.
Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни – они называются пемза.
Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Как вы думаете, как называют этих ученых? Этих ученых называют вулканологами.
Воспитатель:
Каким нужно быть человеком, чтобы стать вулканологом?
(ответы детей)
Хотите, я вас научу зарядке, которую делают все настоящие вулканологи?
Физкультминутка:
1. Вулканы начали играть.
Из жерла лаву извергать. (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки, топаем ногами).
3. Но вот он начал уставать,
Огонь в нем начал угасать. (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул, (сидя долгий выдох)
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
Воспитатель:
-ребята, а вы сами хотите разбудить свой вулкан?
Дети: Да, очень!
Воспитатель: Всезнайка у нас есть макет спящего вулкана, ты не могла бы помочь нам его разбудить.
Всезнайка: Да, конечно, и с помощью несложного опыта помогу вам разбудить ваш спящий вулкан.
Я с большим удовольствием научу вас очень интересному опыту, который поможет разбудить вулкан в вашем макете. Я смотрю, здесь и кратер имеется.
- Но сначала я научу вашего воспитателя, потом он покажет опыт вам.
(Всезнайка и воспитатель шепчутся).
Воспитатель: Спасибо, Всезнайка, сейчас я покажу опыт ребятам.
Ребята, в воронку нашего вулкана мы вставим небольшой сосуд, это будет жерло вулкана. Сейчас приступаем к приготовлению раствора, который поможет оживить вулкан.
Мне Всезнайка дала формулу его приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я насыпаю в банку с водой две чайные ложки соды, хорошо размешиваем, потом одну большую ложку красной сухой краски и опять перемешиваем. После этого несколько капель моющей жидкости и соду.
А теперь внимание! Добавляем лимонную кислоту. Для лучшего эффекта, можно налить одну ложку уксуса.
Воспитатель: Посмотрите, что происходит?
Дети: Вулкан начинает просыпаться. Вулкан начинает извергаться.
Воспитатель: А чем он извергается?
Дети: Он извергается лавой.
Дети с удивлением наблюдают за происходящим.
Воспитатель: Всезнайка, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт, приходи к нам еще в гости, мы будем рады.
Рефлексия:
Ребята, а вам понравилось занятие?
Что понравилось больше всего?
Какую фигуру напоминает вулкан?
Что извергается из вулкана?
Чем опасны вулканы?
Как называют людей, которые изучают вулканы?
Воспитатель: Предлагаю детям на следующем занятии нарисовать, как извергается вулкан! И организовать выставку вулканов : «Юные исследователи».
Воспитатель: В дальнейшем можно предложить детям сделать вулкан из кинетического песка.
По ходу действий попросить детей рассказать, где вершина, кратер, лава вулкана и так далее.
Используемая литература:
Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения». Управление ДОУ №4 2004 г.
Тугушова Г. П., Чистякова А. Е., экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста 2014г.