Юлия Коробань
Конспект ООД по развитию речи «Осень» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие»
по теме: «Осень»
в подготовительной группе
Цель: обобщить, закрепить и систематизировать представления детей об осени и пройденных звуках.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
закреплять пройденные звуки, уметь подбирать к ним слова, умение делить слова на слоги.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Осень“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Продолжать учить составлять предложения по мнемотаблице, а из них короткий рассказ.
обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;
Развивающие задачи :
развивать наглядно-образное мышление;
продолжать развивать память, речь;
развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
развивать связную речь;
развивать умение выполнять различные игровые задания;
развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками;
здоровьесберегающие: содействовать сохранению и укреплению здоровья;
Воспитательные задачи:
воспитывать желание наблюдать за красотой природы;
воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности,
воспитывать самостоятельность, поощрять инициативу.
воспитывать доброжелательность, чувство сопереживания к тем, кто нуждается в помощи;
воспитывать умение самостоятельно выполнять задания;
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.
Методы и приемы:
• Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение, описание);
• Наглядный (картинки, листочки);
• Практический (рассматривание картин с изображением осени, деление слов на слоги, дорисовываниеэлементов);
• Игровой (игровой сюжет);
• Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).
Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными, существительными, глаголами.
Раздаточный материал: картинки с дорисовыванием элементов листа, фломастеры, цветные карандаши.
Предварительная работа с детьми:
Наблюдения за изменениями природы осенью,
Прогулки по детскому саду,
Знакомство с гласными буквами, упражнения на подбор слов с заданным звуком и на деление слов на слоги,
Беседа об осени, составление простых предложений,
Чтение художественной литературы.
Индивидуальная работа на занятии:
Наблюдать за поведением гиперактивных детей;
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!-(хлопки)
Скажем «Здравствуйте» ногами!-(топот)
Скажем «Здравствуйте» головами!-(кивок)
Встанет радостно кругом!
Ребятки, я вижу что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик, слышите как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться. Ну чтобы уж совсем наши язычки были готовы к работе, мы должны передать и прозвенеть в колокольчик назвать свое имя ласково.
Воспитатель: А теперь я проверю, действительно помог нам колокольчик, или он старался зря.
2. Артикуляционная гимнастика:
Приоткройте рот немножко, губы сделайте «окошком»(«Маленькое окно»)
Зубы рядышком стоят и в окошечко глядят.
Рот откройте, улыбнитесь, свои зубки покажите, («Большое окно»)
Сели дети на качели и взлетели выше ели, (Язык на верх. губе, ладони вверх)
Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись. (Аналогично вниз)
Тик – так, тик – так, тик – так, тик – так, ходят часики вот так. («Часики»)
Словно белки, мы без спешки, ловко щелкаем орешки. («Орешки»)
Испекли блинов немножко, остудили на окошке. («Лопатка», ладони вместе, л. л. сверху)
Есть их будем со сметаной, пригласим к обеду маму. («Лопатка», ладони вместе, п. л. сверху)
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора! («Лошадка». – точка руками)
Воспитатель: Ребята сколько времен года вы знаете (Четыре)
Правильно. (Четыре).
Давайте их назовем. (Зима, весна, лето, осень).
(Используется прием кинезиологии.
Зима -левой рукой достаем правое ухо, весна- правой рукой- левое ухо, лето- руки в замок, осень- хлопок. Повторить 2 раза.)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном из них. А вот о каком именно вам подскажет загадка.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
(показ картина осени)
-Какое время года на картине (Осень)
-Как вы догадались (Приметы осени : трава пожелтела, птицы стали улетать, листья желтеют и опадают.)
-Правильно, это время года называется осень. В народе её часто называют осень золотая. Какая может быть осень?
Дети:(хмурая, холодная, печальная, солнечная, тёплая, яркая, жёлта, дождливая.)
Воспитатель: Сколько месяцев длится осень? /Ответы детей/
- Назовите осенние месяцы. /Ответы детей/
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что необычного вы видите. (Листья).
А, что необычного в них. (На них цифры). Правильно. Эти цифры обозначают задание, а чтобы узнать какой листик мы возьмем нужно угадать загадку.
Воспитатель: Пять листочков на ветке качались.
Ветер налетел, и они оторвались.
(Сколько листочков на ветке было? (5). Молодцы!
Значит мы берем листок под цифрой 5.
С какого дерева лист? (Береза)
Игра с мячом.
-У меня есть волшебный мяч, мне его сегодня подарил осенний ветерок и попросил передать его вам. Давайте встанем в кружок и поиграем.
- листья осенью (что делают) –листья осенью желтеют и опадают
-дождь осенью (что делает) –дождь осенью моросит, идет.
-урожай осенью (что делают) –урожай осенью убирают.
- птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.
-деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.
-звери осенью (что делают)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Воспитатель: - А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Что это был за дождь? Чему мы радовались? /Ответы детей/ А теперь, представьте, что вы ветерок.
Как дует ветерок? (Ш-ш-ш-ш.)
Я буду показывать движение, а вы должны произнести слог. Замечательно.
Воспитатель: Ёж спросил ежа – соседа:
«Ты откуда, непоседа?»
«Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу,
Шесть отнес, одно несу».
Призадумался сосед,
Это много или нет?
(Сколько яблок заготовил ёж? (правильно это цифра 7).
Ищем листок с цифрой 7. С какого дерева этот лист? (Ива)
Игра «Погода осенью»
Когда идет дождь – дождливая.
Когда дует ветер – ветреная.
Когда холодно – холодная.
Когда пасмурно – пасмурная.
Когда сыро – сырая.
Когда хмуро – хмурая.
Когда ясно – ясная.
- Ребята, молодцы, вы правильно говорили о погоде.
Воспитатель: Ёжик по грибы пошел,
Три боровика нашел.
Положил он их в корзинку,
И еще один – на спинку.
Сколько же грибов несешь
Ты домой, колючий ёж? (Сколько грибов набрал ёж, правильно (4).
Ищем листик с цифрой четыре. С какого дерева листик? (Дуб)
Берем листик и читаем задание.
«Определи место звука в слове».
Воспитатель: Ребята, справитесь?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда пройдите на свои места. Там для вас приготовлены таблицы. Я буду называть слова, а вам нужно определить, где находится звук [А], в начале слова, в середине или в конце.
И так, внимание!
- Апельсин,
- Фасоль,
- Клубника.
А теперь давайте проверим, никто не ошибся?
Молодцы! Все справились!
Воспитатель:
- А теперь давайте немного отдохнём.
Физминутка.
Воспитатель:Ёжик шел по лесу, шел
На обед грибы нашел.
Пять под березой, один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине? (Шесть)
Ищем листок с цифрой 6. С какого дерева этот лист? (Осина)
Воспитатель: Ребята у меня на столе разложены листья. Вы должны по желанию выйти и по схеме описать свой лист.
Составление коротких рассказов по мнемотаблицам.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы составим небольшие рассказы вот по этому рисунку-схеме (3-4 ребёнка).
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их? (правильно (8). Ищем листок с цифрой 8.
С какого дерева этот лист? (Липа)
Задание: «Дорисуй одновременно двумя руками листик».
Молодцы с правились с заданием.
Воспитатель:
Утка морковку в корзине несла,
Этой покупкой довольна была.
Если морковку еще ей купить,
Сколько их будет?
Ты можешь сложить?
Сколько их? (правильно (2). Ищем листок с цифрой 2.
С какого дерева этот лист? (Клен)
Воспитатель: Следующее задание непростое. Я начну предложение, а вы закончите.
Игра «Закончи предложение»
Я люблю осень, потому что (она красивая, золотая, у меня день рожденья, можно собирать урожай и т. д.)
Осенью надо одеваться теплее, чтобы (не заболеть; не замёрзнуть; не простудиться и т. д.)
На улице много луж, поэтому (надо надевать резиновые сапоги, надо быть осторожным; не надо бегать и т. д.)
Вокруг много листьев, потому что (наступила осень; ночью был сильный ветер и т. д.)
Заключительная часть
— А теперь скажите, ребята, осень – это грустно. Почему? (становится холодно, часто идут дожди и поэтому не всегда можно гулять, опадают листья и деревья стоят голые, желтеет и засыхает трава).
-А осень- это весело. Почему? (Деревья стоят красивые, с разноцветными листьями, бывает листопад, в лесу много грибов, ягод, собирают урожай, можно играть с листьями, делать поделки из овощей, природного материала).
Воспитатель: Про какое время года мы сегодня с вами говорили?
Вы – умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями.
Рефлексия
- Если вам было интересно и весело, то прикрепите к нашему дереву красные листочки. Если осталось что-то непонятым – прикрепите желтые. А если вам сегодня было скучно – прикрепите зеленые листочки.