Ирина Колотилина
Конспект ООД «Матрешка спешит на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наша матрешка спешит на помощь».
Колотилина Ирина Викторовна
Воспитатель
МДОУ «Детский сад № 190»
Ярославль, 2019 г.
ООД по теме: «Наша матрешка спешит на помощь».
Старшая группа: дети 5-6 лет
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Публикация «Конспект ООД „Матрешка спешит на помощь“» размещена в разделах
Цель: приобщать детей к национальным и культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о русской матрешке, как игрушке, многих поколений детей России, об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской матрешки;
-обогащать активный словарь;
Развивающие:
- развивать связную, диалогическую и монологическую речь;
- развивать внимание, память, мышление;
- Воспитательные:
- формировать патриотические чувства детей через воспитание любви к народному творчеству, а именно русской матрешке – символу семьи и русских традиций;
- воспитывать интерес к фольклору России, к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек : Семеновской, Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской;
- разучивание частушек о матрешках;
- рассматривание матрёшек;
- прослушивание русской народной музыки в исполнении фольклорного ансамбля;
- рассматривание узоров рисунков в альбомах народно-прикладного искусства;
- изготовление заготовок из бумаги - матрешек.
Оборудование:
- демонстрационный материал: игрушки матрешки разных регионов России;
иллюстрации с изображением разных видов матрешек : Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской);
- матрешка-пазл;
-кукла в костюме «Несмеяны»;
- иллюстрации к саказке «По щучьему веленью».
Раздаточный материал:
- заготовки игрушки – трафареты матрешки;
- элементы деталей матрешки : платок, фартук, сарафан:
- клеевые карандаши;
- гуашь и кисти.
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла для вас игрушки, которые вы все знаете. Они лежат на столе (матрешки лежат на столе и закрыты Павловским платком). – Сейчас я загадаю, вам, про них загадку, а, вы, попробуйте ее отгадать!
Интересные игрушки-разноцветные подружки,
А живут они друг в дружке?
-Кто это? ( Ответы детей: матрешки).
Правильно матрешки.
Основная часть:
-Конечно, это знакомые вам всем матрешки. Приглашаю всех подойти к столу и рассмотреть внимательно всех матрешек. Какие они? ( Ответы детей: красивые, яркие, нарядные и т. д.).
- А из чего делают матрешек? ( Ответы детей: дерево).
Как вы считаете это какое-нибудь особое дерево или подойдет любое? ( Ответы детей: любое).
- Я с вами не соглашусь. Для изготовления матрешки используется дерево, которое называется липа. (воспитатель показывает липу на картинке). Именно из липы вытачивают заготовки для матрешек. Мастер сначала вытачивает… как вы думаете какую? ( Ответы детей: маленькую, большую).
- Мастер вытачивает сначала самую маленькую матрешку, затем побольше. Самой последней вытачивают самую большую матрешку. Дальше эти фигурки попадают к мастерам росписи. Они кисточками и перьями разрисовывают матрешек.
- У кого из вас дома есть матрешки (Ответы детей).
- Матрешку- деревянную куклу-сюрприз, придумали давно. Они и игрушки для детей, и украшение дома, и сувенир- напоминание о России, и талисман или оберег. За все те годы, что матрешки провели рядом с русским человеком было написано много добрых слов, сложено много теплых стихов. Я знаю, что и вы знаете некоторые из них. Давайте я прочту стихотворение о матрешке.
Наша матрешка
В платочке в цветочек,
В фартуке ярком,
С румянцем жарким.
Наша матрешка
Всех лучше, умнее,
Всех удивительней
Всех веселей!
Нашу матрешку
Знает весь свет
Лучше матрешки –
Игрушки нет!
Хороша матрешка русская
И веселая и грустная.
Красивая и полная –
Матрешка разрисованная.
- Русская матрешка – самый популярный русский национальный сувенир. Гости нашей страны – туристы из других стран, всегда покупают матрешек. Так матрешка попадает в другие страны. С ней играют дети в разных уголках планеты, интересна она и для взрослых. И конечно играют матрешками и в нашей стране.
- Ребята, а вы хотите поиграть с матрешками? Вы, хотите попасть в волшебную страну сказок? ( Ответы детей: да, хотим).
-Матрешка нам в этом поможет, ведь у нее везде есть сестры – матрешки. Ставлю матрешку, а вы, вставайте вокруг и повторяйте за мной волшебные слова: «Раз, два, три – повернись! В стране сказок очутись!» Посмотрите вот мы и в стране сказок! Ребята, посмотрите внимательно в какой сказке мы очутились? (Воспитатель расставил иллюстрации к сказке «По щучьему веленью»). Как называется эта сказка? (Ответы детей).
-Согласна с вами. Эта сказка называется - «По щучьему веленью». Вот только не пойму, почему матрешка нас в эту сказку отправила. Может в этой сказке нужна наша помощь?
- Вы, ребята, готовы прийти на помощь? ( Ответы детей: да).
- Прислушайтесь, я слышу чей-то плачь! А вы, слышите? ( Ответ детей: да).
Воспитатель выносит куклу Несмеяну. – Это плачет Несмеяна. –Почему ты плачешь, Несмеяна? (Воспитатель обращается к кукле).
-Я не знаю! Мне почему-то грустно и скучно. И ничто и никто не сможет меня рассмешить и развеселить. Уж мой батюшка кого только не приглашал, а мне все грустно! Каких только игрушек не покупал, а мне все скучно! О-о-о (Плачет).
Воспитатель: - Ребята, а что если мы попробуем? Постараемся развеселить царевну?
- Мы сможем и она рассмеется!
- У нас в группе есть игрушка, и я ее как раз с собой захватила, которая заставит тебя подумать и развеселит тебя. Попробуй, угадай что это за игрушка, а ребята тебе помогут. Ребята, давайте поможем Несмеяне, подходите к столу и попробуем собрать пазл. (Дети собирают матрешку).
- Несмеяна, ты узнала эту игрушку. Она будет тебя веселить.
Несмеяна: - Да, я узнала ее. Это Матрешка. Пока мы ее собирали плакать действительно не хотелось, а сейчас опять хочется, хоть и не так сильно.
- Тогда послушай частушки. Я их сочинила, а ребята их выучили. Давайте, споем их. Спойте, пожалуйста, ребята, частушки веселые, да задорные, простые да с глубоким смыслом.
Ты, матрешка, топни ножкой,
Руки в боки и пошла.
Весели нас всех матрешка,
Хороши у нас дела!
Мы матрешку нашу славим!
Русскую, народную
Не сравнить матрешку с Барби
Тонкой и сверхмодною.
Ах, матрешка! Ох, матрешка!
Ты здоровьем славишься.
Ну а Барби тонким станом
Удивить старается!
- Ну, как Несмеяна, ты уже не плачешь, и не грустишь, тебе понравились наши частушки?
Несмеяна: - Да, я уже не плачу, мне стало весело и интересно. Я тоже хочу матрешку. У батюшки попрошу, пусть купит мне в подарок!
Воспитатель: - Купить, дело не хитрое, а ты сама попробуй сделать матрешку. Тогда грустить некогда, когда руки и голова делом заняты. Правда, ребята? (Ответы детей).
- Предлагаю, пройти в мастерскую и каждому изготовить свою матрешку, а я Несмеяне помогу. Аппликацию делать царевну никто не учил, а мы ее научим. Самое приятное на свете подарок своими руками делать, частицу души своей и тепла вкладывать в работу.
Дети делают аппликацию: наклеивают готовые формы (фартук, платок, сарафан) на основу, а затем разрисовывают лица. Воспитатель заостряет внимание на мимике матрешки, предлагает в подарок сделать улыбку на лице у матрешки. Воспитатель вместе с Несмеяной показывают свою матрешку, рассматривают матрешки детей.
Несмеяна: - Спасибо вам, ребята! Никогда мне так весело не было. Ах, как приятно самой что-то делать! И время незаметно прошло, и плакать совсем расхотелось. Ребята, вы волшебники?
- Нет, мы не волшебники!
Несмеяна: - Откуда, из какой страны, вы, к нам в страну сказок попали?
- Мы из России. Из города Ярославля. Мы из детского сада № 190.
- Ох, Несмеяна, как вовремя ты нас об этом спросила. Нам возвращаться пора.
Несмеяна: - Как жаль! Спасибо вам, ребята. Пойду батюшке подарок сделаю, вот уж он обрадуется. Я про вас все ему расскажу. А, вы, для кого подарок сделали? ( Ответы детей: маме, папе, бабушке и т. д.).
Несмеяна: До свидания, мальчики! До свидания, девочки! Приезжайте к нам еще! Ждать, вас, буду!
- До свидания, Несмеяна!
-Ребята, матрешка зовет вас в круг, давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три – повернись и в детском садике очутись!»
Рефлексия:
- Вот мы и очутились в садике. Вам понравилось наше путешествие?
- В какую сказку нас отправила матрешка? (Ответы детей).
- Как, вы, думаете, почему матрешка выбрала именно эту сказку?
Дети: просто ей так захотелось, Несмеяна плакала, а матрешка хотела ей помочь, там нужна была наша помощь!
- Вы правы, все русские люди любят помогать и никого в беде и печали не оставляют, а матрешка у русского народа зародилась его добрым сердцем, напиталась добром и сама теперь мимо горя пройти не может. А вам удалось помочь Несмеяне?
Дети: мы ее рассмешили, научили матрешку делать и т. д.
Воспитатель: - Вы настоящие россияне. Я вами горжусь! Вам было сложно в путешествии?
Дети: -Нет!
Воспитатель: - Почему, как, вы, думаете, было легко и все получилось?
Дети: - Потому что, дружные. Мы умеем помогать и т. д.
- Ребята, правильно, вы молодцы! Спасибо и матрешке, без нее ничего бы не получилось. Матрешка настоящий друг. С ней играть хорошо. Я считаю, что русская матрешка должна быть в каждой семье!