Татьяна Бырка
Конспект ООД «Явления природы» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
Знакомство детей с природными явлениями.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с природными явлениями (заря, роса, туман, втер, облака, солнце, формировать интерес к познанию природы.
Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.
Развивающие:
Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные:
Публикация «Конспект ООД „Явления природы“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Материалы: Иллюстрации природных явлений (заря, роса, туман, втер, облака, солнце, радуга, гром и молния, дождь) календарь природы.
Организационный момент
Воспитатель обращает внимание детей на календарь природы. Вместе с детьми обсуждает, какая сегодня погода, отмечают ее соответствующими знаками, сравнивает с предыдущими днями. Предлагает детям подумать, о чем сегодня пойдет речь. А для того, что бы узнать о чем сегодня пойдет речь нужно выполнить задание.
Среди букв находятся два нужных слова, отыщите их.
А В Г О С Т И Б У С
Ы И Т О Д Э Ф С Щ У
Й В Р Д Ц М Х Ж Г Э
К П Р И Р О Д Е О Е Р
М Т П А Ф Э Л Р О Т
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?
Дети. В гости к природе.
Воспитатель. Совершенно верно, а вы согласны?
Воспитатель: Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. «Погожий денек», - говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли «непогодой». Ребята, давайте, вспомним, что такое погода? Погода – это состояние воздуха в данной местности в данное время.
Назовите одно из главных её свойств. Это – изменчивость.
Как называются изменения, происходящие в природе? Природные явления.
Сегодня мы поговорим о явлениях природы, характерных для всех времён года и для каждого отдельно. Отгадайте загадки:
Воспитатель:
Выше леса Колобок.
Колобок - горячий бок.
А как спрячется за лес.
Апельсин среди небес.
(Солнце)
Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку.
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал листвой на ветках…
Ну, конечно, это - … (ветер).
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу.
(Вода)
Правильно! За погоду отвечают три богатыря: солнце, ветер и вода
- Солнце, солнце, ты откуда?
- Я из зорьки золотой!
- Дождик, дождик, ты откуда?
- Я из тучки грозовой!
- Ветер, ветер, ты откуда?
- Я из дальней стороны!
Мы – три брата, и повсюду
Добрым людям мы нужны!
(О. Высоцкая)
Воспитатель:
Солнышко - это яркая звезда, оно появляется каждый день с утра во время рассвета, а исчезает вечером после заката. На небе мы видим солнце в виде яркого солнечного круга, долго смотреть не стоит, потому что будут болеть глаза. Зимой солнце почти не греет, а летом от его лучей становится тепло и, даже, жарко. У солнышка есть сестра - луна, которая выходит только ночью.
Откуда к нам приходит солнце? (из зорьки золотой)
Рассказ воспитателя: (сопровождается соответствующей иллюстрацией)
С древних времен люди любовались утренней и вечерней зарей. Перед заходом солнце не такое яркое, как днем, висит над горизонтом большим шаром. Сначала оно золотисто-желтого цвета, потом переходит в оранжевый. У самого горизонта солнце становится темно-красным. Меняется и цвет неба. Краски – оранжевые, розовые, красные – играют на небосводе. Они меняются каждое мгновение. Наконец солнце опускается за горизонт все ниже, заря бледнеет, и наступает ночь. Утром все повторится: небо окрасится нежными, светлыми красками, выкатится круглое яркое солнце, и начнется новый прекрасный день.
На Руси по цвету зари предсказывали погоду.
Красная вечерняя заря – к ветру.
Солнце село в облака – на другой день дождь будет.
Чистый закат солнца – к ясной хорошей погоде.
Понаблюдайте с родителями и проверьте, так ли это.
Воспитатель: Заканчивается долгий летний день. Солнце спряталось за горизонт, но воздух еще не успел остыть. Вечер теплый и тихий, а трава влажная. Она появилась потому, что земля, трава, листья после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар прикасается к земле и оседает на траве крохотными капельками. За ночь мелкие капельки росы сольются в крупные, и утром в солнечных лучах на концах травинок и в чашечках цветков будут сверкать чистые хрустальные капли. Потом солнце поднимется высоко, высушит траву и превратит росу в пар.
Воспитатель: Как вы думаете, роса нужна, полезна для природы? (рассуждения детей)
Воспитатель (обобщает ответы детей) : Роса полезна растениям так же, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые.
Воспитатель: Ребята, угадайте загадку:
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)
Воспитатель: Правильно, туман! Туманы можно наблюдать в безветренную погоду в любое время года. Летние туманы теплые, благодатные. В туманные июльские ночи лучше растут и наливаются соками травы, овощи, ягоды. Их так и называют: «грибные» туманы, «огуречные» туманы. Вечером после захода солнца над оврагами, низинами, речками начинает клубиться дымка молочного цвета. Постепенно она заволакивает и скрывает от глаз все вокруг. Это рождается туман. Утром жаркое солнце и легкий ветерок разгонят белесую пелену, и она бесследно растает.
Физкультминутка «Ветер»
Ветер веет над лесами, (Повороты туловища вправо-влево)
Ветер веет над полями, (Наклоны туловища вправо-влево)
И качается трава. (Плавно покачать руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх)
Ветер пыль над полем носит. (Вращательные движения кистями рук)
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)
Воспитатель: Отгадайте, о чем пойдет речь:
Без крыльев летят,
без ног бегут,
без паруса плывут.
(Облака)
Облака путешествуют в небесном просторе. Днем на небе вместе с солнцем хорошо видны облака. Это белые в виде пара формочки, которые могут принимать различную форму в виде животных, корабликов и лошадок, кто как увидит. Над лесами и полями, над морями и океанами плывут, подчиняясь ветру, эти вечные странники.
Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов и с поверхности земли. Легкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывет над землей, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесет его далеко от места, где оно зародилось.
Творческая игра «Облака»
Воспитатель: Представьте себе, что сильный могучий ветер поднял вас с земли и понёс высоко в небо, а затем плавно посадил на мягкое, пушистое облако. Вы сидите на облаке большом пребольшом и вам совсем не страшно, а хочется спеть песенку и пообщаться. Закройте глазки.
Мы летим под облаками,
Мы летим под облаками,
А земля плывё т под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки.
Воспитатель: Но вот ветерок разогнал облака, и на небе появилось солнце. Вспомните, какими словами мы говорим о солнышке.
Дети: Ясное, лучистое, горячее, яркое, жаркое, ласковое.
Воспитатель: Какими словами можно сказать про небо, когда светит солнце.
Дети: Синее, голубое, чистое, солнечное, прозрачное, высокое, ясное.
Воспитатель: А о небе, на котором нет солнца.
Дети: Грустное, хмурое, пасмурное, серое, облачное, низкое.
Воспитатель: Солнце дает тепло и жизнь всему живому на земле. Недаром народ придумал про него пословицы. Я начну пословицу, а вы заканчивайте
При солнышке – тепло, при матери … (добро)
Как солнце не закроешь, так и правду… (не скроешь)
Только солнце встает, сразу… (день настает)
Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Грянул дробно с высоты,
Умыл деревья и цветы,
И помчался во всю прыть,
А назад не воротить. (Дождь)
В результате испарения вода становится невидимым прозрачным паром. Этот лёгкий пар с тёплым воздухом поднимается вверх, туда, где всегда холоднее. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Вместе они превращаются в дождевую тучу. Капли воды, из которых состоят тучи, тяжёлые. Они не могут долго держаться и падают на землю дождём.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
Что за чудо-красота!
Расписные ворота,
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
Закончился летний дождь. Из-за туч появилось солнышко, и мы увидели радугу.
Как она возникает? Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Солнечные лучи проходят через капли воды, распадаются на разноцветные лучики. А сколько цветов у радуги? (7 цв. Каждый охотник желает знать где сидит фазан)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер)
Ветер – это перемещение воздуха из области повышенного давления в область пониженного давления. Ветер бывает в любое время года. Он может быть лёгким и сильным, может нести прохладу и зной.
Меня никто не видит,
А всякий слышит,
А спутницу мою,
Всякий может видеть,
Но никто не слышит. (Гром и молния)
Гром и молния – это гроза. Внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, которые сопровождаются громом. Чаще всего гроза связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.
Итог:
О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
Какие природные явления влияют на состояние погоды?
Что нового и интересного вы узнали?
Какие моменты вам больше понравились и почему?