Арфеник Саруханян
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Познакомить детей с разнообразием насекомых.
Закрепить представление об отличительные признаки насекомых (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).
Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
Развивать навыки самостоятельной и коллективной работы.
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Оборудование для педагога: Игрушка Совенок, демонстрационные картинки с изображением насекомых, интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация «Насекомые», интерактивные игры.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование для детей: Разрезные картинки с изображением насекомых (4 картинки, разрезанные на 3 части, цветные круги для маркировки команд(4 штуки).
Предварительная работа:
Беседа об изменениях в природе весной
Рассматривание во время прогулок насекомых на участке детского сада
Ход занятия:
Воспитатель и дети находятся в группе, занимаются свободной деятельностью.
Часть 1. Введение в тему занятия. Игра: «Разрезные картинки».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел наш хороший знакомый - Совенок и принес вот этот конверт. На нем написан адрес: «Детский сад «КОЛОБОК», детям старшей группы». Давайте прочтем его вместе?
«Здравствуйте, дорогие дети!
Пишет вам Совенок, мне очень хочется пригласить вас в увлекательное путешествие в необыкновенную страну, а куда именно вам помогут определить вот эти картинки».
Воспитатель: Ну что же, примем приглашение Совенка? Тогда подходите к столу, на котором я разложу элементы картинок, которые нам прислал Совенок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, рубашки у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей рубашкой, подойдите к столу, отмеченному синим кругом, те у кого с желтой - к «желтому столу»и т. д.
Часть 2. Общие признаки всех насекомых.
Воспитатель: У каждой подгруппы получились картинки с изображением различных насекомых. Назовите их. (Бабочка, пчела, муравей, божья коровка).
Воспитатель: Поговорим подробнее о ваших насекомых. Что вы знаете о божьих коровках?
Воспитатель: В России чаще всего встречается семиточечная божья коровка. Она имеет на красных надкрыльях семь черных точек, а снизу жук черный. Хотя божьи коровки- хищники, внешне они мало похожи на хищных насекомых: у них нет ни длинных ног, ни крупных выпуклых глаз. Однако, они приносят огромную пользу, истребляя вредителей растений, таких как тля, белокрылка, паутинный клещ. (Показ слайдов о божьих коровках).
Воспитатель: А теперь поговорим о муравьях. (Ответы детей).
Воспитатель: Муравьи - самые известные «общественные» насекомые, обитающие на земле и на деревьях по всему миру. Они живут огромными колониями, строят свои «города» - муравейники. В колониях наблюдается разделение труда и особая система общения. Благодаря общению, муравьи совместно выполняют работу, которую не в силах выполнить одно насекомое. (Показ слайдов о муравьях).
Воспитатель: Что вы знаете о пчелах? (ответы детей).
Воспитатель: Пчелы – общественные насекомые, которые живут большими семьями, колониями, с разделением труда между их членами. Медоносные пчелы живут в улье и издавна используются человеком для получения меда. У пчел есть хоботок, которым они могут высасывать нектар из цветков. Перерабатывая этот нектар, пчелы получают мед. (Показ слайдов о пчелах).
Воспитатель: Нам осталось поговорить о бабочках. Что вы знаете о бабочках?
Воспитатель: На Земле насчитывается более 140 тысяч видов бабочек. Их крылья покрыты мелкими чешуйками, которые содержат красящие вещества и обеспечивают чудесную окраску бабочек. Если взять бабочку в руки, то можно повредить эти хрупкие чешуйки и тогда бабочка погибнет. (Показ слайдов о бабочках).
Воспитатель: А почему все- таки насекомых называют насекомыми?
Показ фильма «Интересное о насекомых».
Воспитатель: Ребята, давайте переместимся на луг, где можно встретить много разных насекомых. Но сначала вспомним, как мы должны себя вести по отношению к природе? (ответы детей).
Воспитатель: Представьте, что вы - красивые бабочки!
Часть 3:Физкультминутка: «Бабочка».
Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, взмахи руками вверх- вниз.)
Села, посидела и нектар попила. (присесть, покачать головой.)
Два своих больших крыла опустила, подняла. (встать, опустить и поднять выпрямленные руки.)
Полетела дальше, чтобы мир был краше! (медленный бег на носочках, взмахи руками вверх-вниз.)
Воспитатель: Присаживайтесь на травку, только посмотрите внимательно, чтобы ненароком не раздавить какого-нибудь маленького жителя страны Насекомых. Совенок приготовил для вас интересные загадки, хотите найти на них ответы? Тогда слушайте внимательно.
Часть 4: Интерактивная игра: «Загадки о насекомых»
Совенок: Я рад, что вы так быстро справились с моими загадками! Мне понравилось, как вы все работали, а особенно отличились (имена детей). А теперь давайте понаблюдаем за красивыми цветами, на которые прилетают бабочки, чтобы полакомиться нектаром.
Релаксация: «Ищем глазками цветок, который я назову».
Дети, не поворачивая головы, переводят взгляд с одного цветка на другой, который называет воспитатель.
Часть 5:Интерактивная игра: «Найди 10 отличий».
Воспитатель: Оказывается вы очень внимательные и наблюдательные. Но сможете ли вы справиться со следующим заданием, которое приготовил для вас Совенок?
Дети рассматривают две картинки на интерактивной доске, находят отличия.
Часть 6: Игра с мячиком: «Хорошо - плохо».
Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру: «Хорошо - плохо». Встаньте все в круг, приготовьтесь ловить мяч двумя руками. У кого в руках окажется мяч, тот должен отвечать на мой вопрос. Затем, мяч возвращаете мне.
ВОПРОС: Что хорошего в том, что на Земле живут насекомые?
Насекомые опыляют растения. Растения размножаются благодаря опылению насекомыми. Люди получают урожай. Насекомые являются пищей многих птиц и животных. Пчелы дают мед, прополис. Насекомые-санитары уничтожают погибших животных и гниющие остатки растительности. Многие насекомые приносят пользу почве (рыхлят, увлажняют). Многие насекомые очень красивы.
ВОПРОС: А что плохого в том, что на Земле живут насекомые?
Многие виды насекомых - вредители растений. Кровососущие насекомые – переносчики различных болезней, их укусы неприятны, болезненны. Мухи и тараканы переносят различные инфекции, которые могут попасть в пищу людей. Термиты питаются отмершей древесиной и представляют опасность для деревянных построек.
Воспитатель: Игра помогла нам понять, что польза, приносимая насекомыми, намного превышает вред. Мы должны бережно относиться к насекомым, ведь если насекомые исчезнут, то некому будет опылять растения, у птиц не будет корма, и они погибнут.
Часть 7: Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Ребята, закончить наше увлекательное путешествие по царству насекомых Совенок предлагает нам, разукрасив всем вместе самое красивое насекомое! Как вы думаете, кого именно? Конечно бабочку!
Вы будете подходить, выбирать понравившиеся вам цвета и переносить их на части тела насекомых.
Как красиво у нас получилось! Вам понравилось наше путешествие? А что понравилось больше всего?
Литература:
С. Вохринцева Демонстрационный материал «Насекомые» 1,2,часть
О. А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Весна. Насекомые. Перелетные птицы»
Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» М. Издательство ГНОМ 2012г.