Наталия Горина
Конспект ООД «Что такое музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД "Что такое Музей"
Цель: Дать знания детям о музеях, познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи.
Программные задачи:
Образовательные: Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного города. Закреплять правила поведения в музее
Развивающие: Формировать эмоциональную отзывчивость детей на эстетическую красоту окружающего мира.
Публикация «Конспект ООД „Что такое музей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному городу. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи. Воспитывать способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Словарная работа: коллекция, музей, Краеведческий музей, Музей пожарной охраны, Музей живой истории «Богатырская застава», Музей в честь Николая Рубцова
Материал: презентация, интерактивная доска, иллюстрации и фото с изображением кунсткамеры, зоологического музея, фотографии некоторых экспонатов, «лента времени», заготовки «Приглашение в музей», карандаши, фломастеры, дидактическая игра «Собери картинку»
Методы и приемы:
Словесные: словесные игры, рассказ воспитателя, вопросы, словесная игра
Наглядные: наблюдение, демонстрация слайдов презентации, фотографиий
Практические: дидактическая игра «Собери картинку»,проблемная ситуация «Кубик Почемучки»
Индивидуально- дифференцированный подход: Предложить Вове, Мирону грамотно сформулировать вывод по итогам ОД. Оказать Саше помощь в создании приглашения. Предложить Карине рассказать стихотворение Н. Рубцова «Коза»
Предварительная работа: беседы по ознакомлению с городом Дзержинск, рассматривание «домашних»коллекций ребят, беседы о путешествиях детей вместе с родителями, чтение художественной литературы (Н. Рубцов)
Ход
Воспитатель. Ребята, мы с вами совсем недавно показывали друг другу свои коллекции. Они были все разные. Скажите, а зачем они вам (ответы детей)
Воспитатель. - У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем-то приятном. Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили и живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям. Другие собирали посуду, игрушки, книги и т. д.
Так что же такое коллекция? (ответы детей)
Воспитатель. Коллекция -это большое количество каких-то определенных предметов.
Воспитатель. Какие бывают коллекции? (ответы детей)
Есть коллекции марок, есть коллекции картин и др.
Воспитатель. Если коллекция, находится дома у человека, может ее увидеть большое количество людей? (ответы детей)
Воспитатель. Правильно. Это не получится, но люди придумали, как быть в этой ситуации. Если у человека появлялось желание показать свою коллекцию, он размещал свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть их.
Воспитатель. А как же называется такое помещение? (ответы детей) (Музей)
Воспитатель. Слово «музей» очень интересное. Что оно означает? Давайте попробуем объяснить, что такое музей? Откроем тайну музея (ответы детей)
(Музей – это место где много красивых вещей. В музее много картин. В музее есть кости мамонта. В музее есть пушки и т. д.)
- Правильно! Молодцы! А чтобы точно найти определение слова «Музей» обратимся к умным книгам. Откроем «Детскую энциклопедию».
Воспитатель. Музей – это греческое слово. «Муза» – богиня творчества, красоты, а слово «muzeon» – дворец музы. Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи : дом, квартира, комната. Музеи бывают разные. В каждом городе они есть и в нашем городе тоже.
Воспитатель. Вы хотите узнать когда появился первый музей? (ответы детей)
(на «ленте времени» воспитатель размещает информацию и показывает детям иллюстрации с изображением кунсткамеры, фотографии некоторых экспонатов)
Воспитатель. Первый музей в России появился еще при царе Петре I. Называется первый музей в России Кунсткамера. Этот музей существует и сейчас в городе Санкт-Петербурге. Если вы там будете, обязательно попросите родителей вас туда сводить, и вы увидите там разные диковинные вещи. В кунсткамере находятся рукописи и старинные пушки. А еще там можно увидеть барашка с 8 ногами, овечку с двумя языками.
Сейчас, существует много разных музеев. Есть даже музей игрушки, где вы можете увидеть игрушки, в которые играли больше ста лет назад. Знаю есть такой в Москве.
Воспитатель. А есть музей, в котором вы можете увидеть чучело динозавра, огромную коллекцию бабочек. Их больше 1000 и все они разные, со всех концов света. Это зоологический музей. (воспитатель показывает детям иллюстрации, фотографии)
В Москве на Красной площади находится один из самых интересных музеев – исторический музей. (Показ иллюстрации здания исторического музея).
Воспитатель. Как вы думаете, что там можно увидеть? (Предположения детей).
Он называется историческим, потому что там собраны старые вещи, документы, картины. Они рассказывают о прошлом нашей страны России, о том, какие люди здесь жили, как они выглядели, какую одежду носили, чем прославлялись. Если вы пройдете по залам исторического музея, вы сможете увидеть в каких пещерах жили древние люди, какими орудиями труда пользовались, какая у них была посуда, одежда и т. д. В историческом музее можно увидеть первый телефон, первую электрическую лампочку, книги, которые читали много лет назад. (Воспитатель свой рассказ сопровождает показом иллюстраций экспонатов музея). В Москве можно видеть много разных музеев.
Воспитатель. Попросите родителей сводить вас в музей, а потом вы расскажете, что интересного вы там увидели.
А сейчас я вам предлагаю прогуляться
Физкультурная минутка.
Люблю по городу гулять,
люблю смотреть (ходьба на месте,повороты головывправо-влево)
Люблю считать.
Крепость – раз, музей – два (хлопки руками перед собой)
Три – высокие дома. (поднялись на носочки)
Четыре – парк, пять – стадион (бег на месте)
Шесть – площадь, семь – фонтан. (рисуем руками круг)
Вот восемь – длинный мост (разводим руки в стороны)
И река течет под ним.
Девять – драматический театр (хлопки руками,
А десять – круглый цирк.
Еще могли бы мы гулять,
Но нам пора уж в детский сад.
Воспитатель. Но прежде чем идти в музей, надо знать, как себя вести. Как вы думаете, как нужно вести себя в музее? (ответы детей).
Правила поведения:
1. Нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям;
2. Нужно внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного.
3. Нельзя трогать музейные экспонаты руками.
– Как вы думаете почему? Представьте себе, если все будут трогать древние предметы руками, во что они превратятся?
Воспитатель. А вы ходили в музей? Расскажите, в какой музей и с кем вы ходили. (Ответы детей).
Воспитатель. А я вам сегодня предлагаю отправиться на экскурсию по нашему городу и узнать немного о музеях Дзержинска.
Краеведческий музей (слайд)
Он было основан в 1995 году. Музей размещается в здании, которое трудно не заметить — это четырёхэтажный дом в классическом стиле, выкрашенный в ягодный и жёлтый цвет и украшенный белоснежными колоннами у парадного входа.
Экскурсионная программа состоит из нескольких разделов:
В отделе «Природа»(слайд) представлены образцы растительности, почвы характерной для нижегородской области, а также чучела животных и коллекция насекомых.
(слайд)
«История Черноречья» расскажет о древних временах и покажет обмундирование и оружие средневекового воина, посуду из плетня, модели парусников, ценные образцы иконописи и рукописи.
В разделе «Археология» выставляются предметы, обнаруженные в процессе раскопок на местах древних поселений.
(слайд)
«Наш Дзержинск» — зал, посвящённый истории города. Экспозиция рассказывает о зарождении Дзержинска и его жизни в военные и послевоенные годы.
В музее также действуют выставки, темой которых является народное творчество и декоративно-прикладное искусство. (слайд)
(слайд)
Музей пожарной охраны
Располагается эта достопримечательность в Доме со шпилем. Экспозиция отлично оформлена, будет интересна и взрослым, и подрастающему поколению.
Дом со шпилем считается одним из самых узнаваемых зданий Дзержинска. Он был построен по проекту архитектора Алексея Кусакина.
(слайд)
Музей живой истории «Богатырская застава»
Увидеть прошлое своими глазами — именно это предлагает «Богатырская застава». Музей живой истории он регулярно посещается всеми желающими, в том числе путешественниками.
Здесь можно посмотреть уникальные предметы старины, использовавшиеся в качестве оружия — кольчуги и мечи, секиры и доспехи, шлем, копья и многое другое. Указанные экспонаты можно также примерить, взять в руки, чтобы почувствовать себя богатырем. (слайд)
Ребята, а следующее место нашего путешествия вам знакомо. Вы поймете, если послушаете вашу подругу, она вам расскажет веселое стихотворение.
(Ребенок рассказывает стих Н. Рубцова «Коза»)
«Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
Как не стыдно тебе, егоза? —
И коза опустила глаза.
А когда разошелся народ,
Побежала опять в огород.
Вы догадались,как называется следующий музей?
Музей в честь Николая Рубцова
Николай Рубцов —поэт, писавший В стихах он искренне передавал свои чувства, настроение и переживания, чем завоевал любовь читателей. (слайд)
Музей в честь Николая Рубцова открылся находится в Дзержинской библиотеке им. Пушкина. Основателями стали почитатели поэта. Экспозиция посвящена жизни и творчеству литератора и представляет собой собрание книг, фотографий, газетных вырезок и автографов.
(слайд)
На постаменте стоит гипсовый бюст Николая Рубцова. Периодически здесь организовываются литературные конкурсы и поэтические вечера.
Воспитатель. -Вам понравились музеи?
-Чтобы пойти в музей с родителями, нужно знать их название.
-Вы запомнили их?
Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру и повторить название музеев.
Дети делятся на подгруппы с помощью цветных фишек, получают конверты с разрезными картинками и собирают их.
Дидактическая игра «Собери картинки».
Воспитатель. Воспитатель: В какой музей мы пришли?
Дети отвечают на вопрос. Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель: Этот музей называется «Краеведческий». Кто из вас был здесь? Расскажите, что там видели. Правильно! Здесь мы можем познакомиться с историей нашего города.
Дети проходят от стола к столу, рассматривают фотографии и рассказывают о музеях.
Воспитатель. Ребята, а вам бы хотелось вживую посетить наши музеи? А вашим родителям? Предлагаю нарисовать приглашение в музей для родителей, в тот который вам больше всего понравился.
(дети рисуют приглашение в музей, используй заготовки)
Воспитатель. Мы с вами хорошо и познавательно провели время, кубик Почемучки поможет нам подвести итог.
Дети по очереди бросают кубик Почемучки, а выпавшая сторона определяет вопрос. Воспитатель озвучивает его детям.
Образцы вопросов:
Что нового мы сегодня узнали на занятии?
Почему возникла необходимость создать музей?
Где появился первый музей?
Какой музей в нашем городе тебе больше всего понравился?
Какие правила нужно соблюдать в музее?