Ольга Толмачёва
Конспект образовательной экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные превращения Капельки» (ТРИЗ-технологии)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о трё х состояниях воды: жидком, твёрдом, газообразном. («Познавательное развитие»)
2. Продолжать формировать умение проводить простые опыты с водой. («Познавательное развитие»)
3. Закреплять умение строить сложно-подчинённые предложения; в результате опыта формулировать вывод. («Речевое развитие»)
4. В игре «Данетка» формировать умение правильно формулировать вопросы. («Речевое развитие»)
Публикация «Конспект образовательной экспериментально-исследовательской деятельности „Волшебные превращения Капельки“ (ТРИЗ-технологии)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
5. Развивать умение составлять небольшой рассказ на заданную тему. («Речевое развитие»)
6. Создание условий для активного взаимодействия детей, развитие инициативы и творчества («Социально-коммуникативное развитие»).
Возрастная категория: 6-7 лет.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование и материалы: пробирки, колбы, палочки для коктейля, камни разных видов, рафинированный тростниковый сахар, одноразовые стаканчика и подносики — по количеству детей, мяч, разноцветные шнуры, музыкальное сопровождение, игровой персонаж Капелька.
Этапы НОД
1. Вводная часть.
1.1. Организационный момент.
Приветствие (дети стоят в кругу в игровой зоне)
Вы пришли к нам в добрый час.
Мне приятно видеть вас.
Будем вместе мы играть.
Будем вместе рисовать.
Но сначала, но сначала
Нужно что-то нам сказать:
- Доброе утро!
2. Основная часть.
2.1. Игра «Подбери словечко».
- Сегодня у нас в гостях находится маленькая Капелька. Давайте вспомним, как выглядит настоящая капля воды, и скажем нашей Капельке, какая она. Игра «Подбери словечко».
Пояснение к игре: дети передают по кругу игрушку-Капельку и подбирают слова, характеризующие её свойства (лёгкая, прозрачная и т. д.).
- У нашей Капелька случилась беда, она потерялась. Давайте все вместе поможем найти её дом. А вы знаете, где может жить Капелька?
2.2. Интеллектуальная зарядка «Назови дом Капельки».
(Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч. Ребёнок, поймавший мяч, называет источник воды.)
- Капелька говорит, что не знает, где её сестрички. Давайте послушаем шум дождя, может быть там, Капелька услышит своих родных сестричек.
2.3. Релаксацию «Шум дождя» (дети приняв удобную позу и закрыв глаза слушают аудио-запись «шум дождя»)
- Капелька говорит, что ей очень понравился шум дождя, но она не услышала там своих родных. Чтобы помочь нашей Капельке найти её дом и маму, я предлагаю сыграть в игру «Данетка» .
2.4. Игра «Данетка».
Пояснение к игре: воспитатель задумывает слово. (задуманное слово «Вода»). Дети с помощью наводящих вопросов должны угадать это слово. Вопросы должны строиться таким образом, чтобы ответ содержал слово «да» или «нет».
- Теперь вы знаете, кто является мамой Капельки.
2.5. Экспериментально-исследовательская деятельность.
- Ребята, вы уже знаете, что вода состоит из множества капелек, а ещё она имеет некоторые свойства. Я предлагаю занять ваши рабочие места и вместе с Капелькой провести несколько опытов.
Практическая деятельность :
Опыт 1.
- выявление способности воды принимать разнообразную форму (дети переливают воду в сосуды разной формы).
Опыт 2.
- определение свойства воды: прозрачность (предложить детям опустить в колбу с водой и в колбу с молоком камни, сделать определённые выводы и сравнить результаты)
Опыт 3.
- определение способности воды растворять некоторые вещества (предложить детям опустить в стакан с водой кусочек рафинированного тростникового сахара, размешать коктейльной трубочной и сделать выводы. Затем предложить детям опустить в стакан с водой камень. Сделать вывод о том, все ли вещества способна растворить вода).
2.6. Метод «Маленьких человечков» (дети переходят в игровую зону).
- Как же нам узнать, где у Капельки сестрички и почему она потерялась? Все вещества в природе состоят из маленьких частичек, которые называются молекулами. В разных веществах эти частички ведут себя по – разному. Представьте себе, что вы превратились в маленькие молекулы воды («маленькие человечки»). Частички воды за руки не держатся, но стоят недалеко друг от друга, как бы переминаясь с ноги на ногу. (Предложить детям встать в хаотичном порядке и изобразить частички воды).
- Поэтому вода не имеет определённой формы и приобретает форму сосуда. Я вам предлагаю сыграть в игру «Заполни сосуд» (с помощью шнура или цветной ленты изобразить на ковре круг, квадрат, треугольник). Дети, стоя друг за другом, заполняют фигуры, изображённые на ковре.
- Можно ли в заполненный сосуд добавить ещё жидкости? (Нет. Она не поместится).
- Могла ли наша Капелька потеряться из заполненного сосуда? (Нет)
- А что же происходит, когда наступает зима и частичкам воды становится холодно? (Вода превращается в лёд). Частички воды плотней прижимаются друг к другу и крепко держатся за руки (предложить детям встать плотно друг к другу в одну линию и взять друг друга за руки и затем сделать несколько шагов вперёд).
-Легко ли нарушить вашу конструкцию? Вот поэтому лёд такой твёрдый и прочный.
- Могла ли здесь потеряться капелька? (Нет)
- А когда вода нагревается, как например в чайнике, частичкам становится жарко и они начинают бегать. И чем больше нагревается жидкость, тем дальше друг от друга отходят частички. Теперь они совсем не держатся за руки и поднимаются всё выше и выше (предложить детям изобразить частички кипящей воды)
- Могла ли здесь потеряться Капелька? (да)
- Какое вещество имеет такую структуру? (пар, туман, облако).
- Как вы думаете, могло ли быть облако или туман над рекой домом нашей Капельки.
3. Заключительная часть.
3.1. Составление рассказа.
- Капелька мне говорит, что она вспомнила где её дом. Оказывается она вместе со своими родными жила в облаке. И вот однажды….» (предложить детям продолжить рассказ Капельки. Каждый придумывает по одному предложению).
3.2. Итоги.
- Капелька благодарит вас за помощь. Давайте вспомним в каких трёх состояниях может находиться вода? Какими свойствами обладает вода? Где в природе может находиться вода?