Светлана Мартынова
ООД по экспериментально-исследовательской деятельности подготовительная группа «Волшебные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по экспериментально исследовательской деятельности подготовительная группа
«Волшебные свойства воды».
Цели:
Развитие познавательно - исследовательских способностей у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов
Обогатить представления о воде и её свойствах.
Задачи:
Публикация «ООД по экспериментально-исследовательской деятельности подготовительная группа „Волшебные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Образовательные задачи:
Систематизировать и углублять представления детей о характерных приметах осени и зимы, закономерностях в природе.
Формировать у детей представления о планете Земля и о Солнце - источнике света и тепла.
Продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Способствовать развитию познавательного интереса.
Развивать у детей элементы экологического сознания «Мы нужны друг другу на земле».
Активизировать в словаре детей существительные: лаборатория, опыты,
Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога.
Развивающие задачи:
Развивать внимание детей.
Способствовать развитию любознательности.
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения.
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
Материал к занятию: модель траектории движения планеты Земля вокруг Солнца
Глобус
Стаканы на каждого ребенка
Сахарный и речной песок
Вода
Формочки
Сок красного цвета
Круги желтого и коричневого цвета по количеству детей
Пророщенная фасоль
Шапочки для инсценировки сказки «Что на свете важнее всего?»
Ход занятия.
Дети свободно играют, воспитатель вносит глобус к играющим детям им читая стихотворения привлекает их внимание
Воспитатель читает стихотворение:
Ты только посмотри вокруг;
Тут речка, там зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь.
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них название есть-
Леса, и горы и моря,
Все называется – Земля.
На нашей планете на разных материках наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год лето.
Дети. Африка, Австралия и т. д.
Воспитатель:
Есть такие места на материках, где всегда холодно, круглый год – зима.
Дети. Антарктида, Северный полюс.
Воспитатель. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень и зиму. Мы с вами живем в такой стране (как называется) и имеем возможность любоваться всеми временами года. (Назовите времена года.)
Каждое время года радует нас своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; зима щедро укутывает землю серебром снежинок.
Ребята, как вы думаете, почему меняются времена года?
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас я вам расскажу и покажу, как это происходит. (Показывает на плакате траекторию движения планеты Земля вокруг Солнца). Вокруг звезды Солнце наша планета летит целый год, вот такой долгий, длинный путь у нее. Да еще Земля вокруг своей оси вращается: то одну сторону погреет у солнечной печки, то другую. Так и меняются на планете времена года: весна, лето, осень, зима.
Воспитатель.
Почему говорят, круглый год? С какого времени года и месяца начинается год? Заканчивается? Давайте еще раз посмотрим, как вращается Земля вокруг Солнца. Ребенку одевает шапочку Солнца, а другому ребенку дает в руки глобус. Сначала ребенок с глобусом вокруг солнца ходит, а затем кружится и ходит вокруг солнца.
Вот прошло лето, и наступила…. Назовите осенние месяцы.
Давайте вспомним, как изменяется погода, жизнь растений и животных?
Ответы детей.
Воспитатель. Закончилась осень и наступила …. Назовите зимние месяцы.
Какие чудеса происходят зимой?
В связи с этим как изменилась жизнь живых организмов?
Ответы детей.
Воспитатель. Почему люди говорят «Волшебница вода»?
Ответы детей. (Умеет превращаться в снег, лед, испаряться.)
Воспитатель. Ребята, хотите узнать, что умеет делать вода?
Тогда давайте встанем. Закройте глаза и слушайте мои слова.
Девочки и мальчики,
Вокруг себя повернитесь,
В лаборантов превратитесь.
Пойдемте в лабораторию. Дети подходят к столам с приготовленным материалом для опытов.
Опыт №1.
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана положить палочки (ложечки). В каком из стаканов они видны, а в каком нет?
Ответы детей: Молоко и вода – жидкость. Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №2.
«Вода не имеет формы».
Детям предлагается взять стаканчик с прозрачной водой и разлить в емкости разной формы.
Вода разливается в емкости разной формы. Затем выливается обратно в стакан.
Ответы детей: Она принимает ту форму, в какую мы ее наливаем.
Опыт №3.
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».
Возьмите два стакана с водой. В один дети положат обычный речной песок и попробуют размешать его, растворить. Что получается? Растворился песок или нет? Ответы детей. Возьмем другой стакан и положим в него ложечку сахарного песка, помешаем, что теперь произошло? В каком из стаканов песок растворился? Ответы детей. Напоминаю детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
Опыт №4.
Добавляю детям в воду брусничный сок. Что произошло? Почему вода стала цветной? Ответы детей: Сок растворился и окрасил воду.
Воспитатель приглашает детей на физминутку:
К речке быстрой мы спустились, дети шагают на месте
Наклонились и умылись. наклоняются, «зачерпывают воду», умываются
Раз, два, три, четыре — четыре прыжка на месте
Вот как славно освежились. Руки через стороны вверх, потянуться на носках
А теперь поплыли дружно. То же самое
Делать так руками нужно: два рывка руками перед грудью, руки в стороны 2 раза
Вместе — раз, это брасс, то же самое
Одной, другой — это кроль, право, левой рукой вращение вперед
Все как один плывем как дельфин. Приседание, руки вперед – 2 раза
Вышли на берег крутой дети идут на месте
И отправились домой. Руки плавно вверх – опустить (вдох, выдох)
Опыт №5
«Вода нужна всем».
Воспитатель:
Ребята посмотрите сюда, и ответьте, что произошло с нашими семенами.
Дети рассказывают об опыте. Несколько бобов фасоли мы положили на блюдце в намоченную салфетку и постоянно поддерживали ее влажной. Другие бобы фасоли поместили на другое блюдце в сухую салфетку. Оба блюдца стояли на подоконнике (тепло и светло).
В результате таких наблюдений дети наглядно убеждаются в роли воды в развитии, прорастании растений.
Воспитатель. Ребята, значит вода важнее всего?
Ответы детей.
Воспитатель.
А давайте покажем сказку «Что на свете важнее всего?»
Раздает детям шапочки с изображением: солнца, воды, воздуха, почвы, растения, насекомого, зайца, волка, человека, микроба. Каждый ребенок говорит, что его герой самый важный в природе, и поясняет почему.
Дети (поочередно) :
Я- солнышко, самое главное. Всем нужно мое тепло.
Я - вода, главнее. Без меня вы погибните от жажды.
Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я- самый важный.
Я - почва, я - самая важная. Пусть будет солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.
Я - растение – земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.
Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!
Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.
Я - хищник, волк. Я на тебя заяц охочусь. Я сильнее и важнее тебя.
Я - человек. Могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растения, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.
Я - микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!
Воспитатель. Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят! В природе нет ничего лишнего, все связано со всем.
Но, а нам пора возвращаться в детский сад.
Закройте глаза и слушайте мои слова.
Девочки и мальчики,
Вокруг себя повернитесь,
И в детский садик возвратитесь.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись. Давайте нарисуем «Кому нужна вода?» и сделаем книгу.
Дети переходят к свободному творчеству.