Ирина Петровна Копналина
Конспект образовательной ситуации для старшего дошкольного возраста «Уж небо осенью дышало» (пластилинография)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Закреплять и расширять представления детей об истории и культуре родного города. Способствовать формированию умения передавать образ осенней берёзы в технике пластилинографии.
Задачи:
- Расширять и углублять представления детей о характерных признаках осени;
- Способствовать формированию умения различать деревья по характерным признакам. Уточнить особенности строения берёзы, воспетой русскими поэтами;
Публикация «Конспект образовательной ситуации для старшего дошкольного возраста „Уж небо осенью дышало“ (пластилинография)» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Лепка, пластилин
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Способствовать развитию познавательного интереса к поэзии А. С. Пушкина, воспевающего в своих стихах красоту осенней природы, к истории села Болдино – Родине великого русского поэта, нашего земляка;
- Развивать мелкую моторику, память, внимание, воображение, эстетический вкус;
- Воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
Предварительная работа: беседы об осени, чтение художественных произведений на тему «Осень» И. Соколова-Микитова, А. Твардовского, чтение стихов об осени А. С. Пушкина (просмотр мультимедийной презентации по ознакомлению с творчеством любимого поэта, А. Плещеева, А. Бунина, А. Фета, прослушивание аудиозаписей музыки А. Вивальди, П. И. Чайковского, рассматривание репродукций картин И. Левитана, В. Поленова, наблюдения на прогулках за красотой осенних деревьев, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, работа в центре творчества, разучивание стихов, пословиц, поговорок, песен об осени.
Материалы к образовательной ситуации : звукоряд произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года», репродукции осенних полотен известных русских художников, иллюстрации с изображением осеннего леса, осенней берёзовой рощи, осенних деревьев, слайды с изображением А. С. Пушкина в Болдино, электронные графические планшеты, картон (1/2 А4) голубого цвета для основы детских работ, пластилин оранжевого, жёлтого, белого, чёрного, коричневого цветов, стеки, салфетки.
Образовательная ситуация.
Вступительная часть.
Звучит музыка П. И. Чайковского в аудиозаписи.
Педагог цитирует известные строки стихотворения А. С. Пушкина:
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.
Педагог. О каком времени года говорится в этих замечательных строках? Какие приметы поздней осени вы можете назвать? Как красиво поэт сложил эти строки, какие подобрал рифмы. Да, А. Пушкин очень любил красоту осенней природы. Как- то раз ему довелось пробыть целых три осенних месяца в отцовском имении в Болдино, которое находится в Нижегородской губернии. Там его вдохновили на творчество та безмятежность, тишина и безмолвие, царившие в имении, и берёзовая роща, и вяз, и пруд, и дорожки. Именно там он создал целый ряд лучших своих произведений, которые так и назвали – «Болдинская осень». Мы по праву можем гордиться тем, что на Нижегородской земле жили такие великие люди, прославившие Россию своими шедеврами, которые навсегда сохранились в истории и культуре государства Российского. Знаменитого поэта знают во всём мире.
Педагог. Теперь закроем глаза и представим, что мы попали в осеннюю берёзовую рощу в Болдино. Какие красивые золотые берёзы мы видим вокруг! А ведь берёза на Руси издревле считалась священным деревом, символом мира, чистоты и процветания. Берёзе поклонялись. А сейчас мы просто любуемся её красотой и изяществом. И сегодня я предлагаю вам создать картины, на которых были бы изображены осенние берёзки. А мы с вами посвятим наши сегодняшние работы А. С. Пушкину.
Практическая часть. На электронных графических планшетах ребята прорисовывают детали строения дерева, обговаривают план выполнения работы, и приступают к изготовлению тонких цилиндров и жгутов из белого пластилина для ствола и веток берёзы, и пластилиновых шариков золотого цвета для кроны.
В случае затруднения педагог оказывает помощь, старается поддержать, чтобы не снизить положительный эмоциональный настрой детей.
Пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал, ветер листики считал,
Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой!
Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.
(Выполняются движения руками в соответствии с текстом стихотворения).
Или
Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины, листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём. Маме осенний букет отнесём! (так же)
Заключительная часть. Вот какая замечательная берёзовая роща у нас получилась! Совсем как на родине А. Пушкина в селе Большом Болдино!
Организуется выставка детских творческих работ. Дети рассматривают экспозицию, анализируют свою работу, любуются своим результатом. Педагог ещё раз хвалит ребят за проделанную работу.