Снежанна Костина
Конспект образовательной ситуации по рисованию «Кубанская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО –ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «КУБАНСКАЯ РОСПИСЬ» (РИСОВАНИЕ)
Воспитатель: Костина С. А.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
Публикация «Конспект образовательной ситуации по рисованию „Кубанская роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Продолжать учить работать с красками и кистью; развивать эстетическое мировоззрение; воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, гордость за свой народ, желание преумножать его богатство.
МАТЕРИАЛ: посуда с нанесенным кубанским узором, элементы узоров для рассматривания, бумага, простые карандаши, краски, кисти, салфетки, трафареты (доски разделочные, тарелки, ноутбук, слайд-презента «Роспись Кубани», макет казачьей хаты (с расписанными стенами, кукла (казака и казачки в народном костюме.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание альбома «Кубанские узоры», прослушивание песен «Кубанского казачьего хора», беседы о быте кубанских казаков, кубанских ремеслах, заучивание стихов о Кубани.
Ход ЗАНЯТИЯ:
(звучит аудиозапись песни из репертуара «Кубанского казачьего хора»)
Воспитатель: Ребята, мы свами, сейчас отправимся в путешествие, на конях! Кони уже ждут вас, выбирайте, кто на каком поскачет.
Ребята, вы узнаете эту песню? А кто ее исполняет?
Дети: (песня казаков, казаки)
Воспитатель: Мы свами делаем остановку, посмотрите, куда мы прибыли? Кто нас встречает у ворот?
Рассматривание казачьей хаты (в разрезе) с куклами казака и казачки, стоящими у плетёного забора своей хаты.
Дети: Казачья семья.
Воспитатель: Правильно, а как вы определили?
Дети: По песне и по костюмам.
Воспитатель: Кто такой казак?
Дети: это воин, который всегда сражается за свободу своего народа.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый костюм носит казак. А вы, помните как называется головной убор казака?
Дети: Папаха.
Воспитатель: Правильно папаха, которую шили из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Зимой на плечи надевает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются с поясу казака. А казачка занимается дома по хозяйству. Она очень любит украшать свою одежду - кохту с басочкой и юбку вышивкой и кружевом.
Воспитатель: Есть казаки, Донские, которые заселились по берегу реки Дон, а как называются казаки, которые заселили берег реки Кубань?
Дети: Кубанские.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, зачарует краса,
Нет края прекраснее нашего.
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
А какие сады на Кубани у нас,
А какие девчата красавицы.
Кубань - это житница нашей страны,
Стихами и песнями славится.
А кто из вас расскажет стихи о Кубани?
Дети:
1-й ребенок: Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный-
Сторона родная,
Край наш тополиный!
2-й ребенок: Ты весной чудесен,
Цветами щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен –
Край наш Краснодарский.
Воспитатель: Да, наш Кубанский край действительно красив своей природой, но красивы всегда были и дома казаков – хаты, все, что делали казаки и казачки обязательно украшали кубанской росписью : и одежду, и посуду: миски, кувшины, макитры, махотки, чугуноки, глэчики, и жилище: настольник (скатерть, рушник (полотенце). Они рисовали и вышивали птиц, цветы, животных - все то, что видели в природе рядом с собой.
Дети рассматривают макет казачьего подворья и казачьей семьей.
Воспитатель: Мы с вами знакомились с некоторыми видами росписей. Кто запомнил какими?
Дети: Городецкой, дымковской.
Воспитатель: Верно, в каждом уголке нашей страны есть мастера, которые расписывают посуду, сувениры. А Кубанская роспись возникла с рисования на стенах. Весной хозяйки выходили во дворы, белили хаты ослепительно белой глиной, затем расписывали стены причудливым орнаментом, фантастическими птицами и цветами. Рисунки не были рассчитаны не на долгую жизнь, так как основоположники росписи не отличались материальным достатком, их изобразительные средства были предельно простыми: дешевые анилиновые краски, кисти из кошачьей шерсти, палочки, а то и просто пальцы. Раз в год, перед Пасхой росписи смывали и наносили новые. Обратите внимание, вот так выглядела хата казака, у которого работящая, не ленивая казачка. Считалось, если хата расписана красиво, то хозяйка хаты очень хорошая, работящая, а если нет, то хозяйка ленива и, как правила с ней никто не общался. Вот другая хата, она отличается от той которая стоит рядом?
Дети: Да, она не красивая, не украшена.
Воспитатель: Посмотрите, возле этой хаты и посуда не раскрашена.
Дети: Хозяйка ленивая.
Динамическая пауза:
Дружно встали-1, 2, 3! (шаги на месте).
Мы ведь тоже казаки (руки в стороны).
Мы ладонь к глазам приставим (ладонь козырьком,
Ноги крепкие расставим (ноги шире плеч).
Поворачиваясь вправо (повороты вправо,
Оглядимся величаво
И налево надо тоже (влево,
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и ещё (вправо)
Через левое плечо (влево)
А теперь на лошадь сядем (руки перед грудью, бег на месте)
И быстрей, быстрей поскачем.
Воспитатель: Давайте, рассмотрим элементы кубанской росписи.
(Показ слайд-презентации «Кубанская роспись»)
Воспитатель: Что знакомо для вас?
Дети: Травинки, цветочки, зернышки.
Воспитатель: Верно, одним из главных элементов Кубанской росписи является бегунок — цветы, листья и ягоды, поочередно размещенные на сплошной волнистой линии, подобно вьющемуся растению. Бегунком можно оформить любой предмет — от кувшина и до избы. Как убеждают мастера Кубанской росписи, это один из главных оберегов, обозначающий непрерывность семейного счастья, бесконечность любви и благополучия в доме.
Воспитатель: Ребята, мы с вами, живём где?
Дети: На Кубани.
Воспитатель: Правильно, значит мы тоже кто?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Да, верно, мы с вами немного тоже казаки. А хотите ненадолго стать Кубанскими мастерами?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам нужно отправиться в мастерскую. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Прежде чем отправиться в мастерскую, я предлагаю вам немного отдохнуть
Физкультминутка:
На лугу растут цветы
Небывалой красоты! (Потягивание. Руки в стороны, вращение кистями.)
К солнцу тянуться цветы,
С ними потянись и ты (Потягивания. Руки вверх. Поняться на носки.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут! (Потягивание. Руки в стороны, вращение кистями.)
Воспитатель: Сейчас, я предлагаю вам посмотреть схемы последовательного рисования, элементов Кубанской росписи.
СХЕМЫ на ноутбуке последовательность выполнения росписи.
1. Для того, чтобы научиться рисовать бегунок, палитру, нанести зеленую гуашь до состояния жидкой сметаны. Легким движением руки проведи волнистую линию.
2. Простым карандашом или же сразу зеленой краской обозначь расположение цветков, ягод и листиков на «волне».
3. Затем рисуем ягодки. Разведите красную гуашь и опустите в нее подушечку указательного пальца. Осторожно прижмите палец к бумажному листу. Затем другие ягодки. Если все сделаете правильно, гроздья получатся аккуратными и красивыми.
4. Синие ягодки, рисуются, применяя ту же методику, кое-где нарисуй синие ягодки.
6. Пришло время изобразить цветы. Для этого нужно опустить кисть в желтую краску, а затем слегка — в красную. Нарисуйте цветок той формы, которую хотите видеть на бегунке.
Теперь изобразить Кубанскую роспись для вас не составит особого труда.
Воспитатель: Я вам предлагаю помочь казачке, у которой не раскрашена посуда.
Самостоятельная работа.
(Во время работы воспитатель помогает, если возникнут трудности)
Воспитатель: Давайте рассмотрим что получилось. Как вы думаете, вы справились?
Дети: Да.
Воспитатель: Всё потому, что вы трудились с душой. Ведь на Кубани «Кто ленится, тот не ценится», а еще говорят «Не сиди сложа руки, не будет и скуки» Давайте подарим её хозяйке. Как вы думаете она обрадуется?
Дети: Да, потому, что посуда получилась яркая, красивая.
Воспитатель: А давайте поиграем в Кубанскую игру «Подкова»
Дети становятся в круг и по очереди под музыку подкову, выполняя при этом простые танцевальные движения, как только музыка замолкает, ребёнок, в руках, которого осталась подкова, выходит в круг и показывает любого танцевальное движение, дети за ним повторяют, игра проводиться (6-7раз).
Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. Вам оно понравилось?
Дети: Да.
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети: Как жили казаки.
Воспитатель: Что интереснее всего было?
Дети: Роспись посуды Кубанской росписью.
Воспитатель: В нашем путешествии вы попробовали быть кубанскими мастерами, у вас это получилось. Вы все большие молодцы и очень порадовали не только казаков и меня тоже. Всем большое спасибо!
2.